Приложение МААМ

Педагогический проект «Русская изба»

Анастасия Антипина
Педагогический проект «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогический проект

«Русская изба»

Воспитание духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через исследование русской народной культуры

Воспитатель: Антипина Анастасия Николаевна

Введение:

Публикация «Педагогический проект „Русская изба“» размещена в разделах

Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства. Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие.

Культура — это, прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству.

Чтобы ввести дошкольников в мир русской культуры, я решили создать проект «Русская изба». Проект этот представляет собой систему художественно – эстетического образования, основанную на духовно-нравственном развитии детей и направленную на пробуждение эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого.

Детей надо воспитывать так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!

Данный проект позволяет окружить и наполнить жизнь всех его участников красотой и добротой, обеспечить историческую преемственность поколений.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА:

Тип проекта: творческий, групповой, краткосрочный

Участники: воспитатель, дети старшей группы, родители.

Актуальность проекта:

Воспитание духовно-нравственного гражданина, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня. И она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Одной из задач по духовно-нравственному воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. В процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Народное искусство помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.

Знакомство с русской народной культурой, в частности, с устным народным творчеством, обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством, развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения.

Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время.

И мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру. Именно поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация музея «Русская изба».

Цель проекта: Развитие представлений детей о русской культуре, воспитание духовно-нравственных качеств, чувство патриотизма и любви к Родине.

Задачи:

Познакомить детей с устройством русской избы;

Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;

Познакомить с традициями русского народа;

Познакомить с русским народным костюмом, народными инструментами;

Расширять словарный запас: изба, кровля, сруб, ухват, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук;

Изучение малых фольклорных форм (сказки, песенки, потешки, пословицы);

Знакомство с русскими народными хороводными играми;

Вызвать положительные эмоции, интерес к русской народной культуре;

Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.

Гипотеза.

Приобщение детей к истокам народной культуры, знакомство их с устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством, предметами национального быта – будет способствовать развитию духовно-нравственных качеств, чувства патриотизма и любви к Родине.

Сроки реализации проекта: январь - март 2014г.

Ожидаемые результаты: Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись).

Методы исследования.

Экскурсия в мини музей.

Беседы с детьми.

Чтение художественной литературы.

Рассматривание быта и посуды.

Заучивание потешек, прибауток, закличек.

Использование русских песен и танцев.

Проведение русских народных игр.

Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

Рассказ о народных обычаях и традициях.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

I Этап

Подготовительный 01 01. 2014г. – 14.01.2014г.

Изучение литературы по данной теме;

Составление перспективно – тематического плана;

Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении;

Диагностика детей о русской культуре;

Обогащение развивающей среды:

Материальное:

1. создание в группе мини-музея «Русская изба»:

Стол, лавки, печь, люлька, сундук (мебель);

Самовар, чугунок, расписная деревянная посуда, чугунный утюг, ступа и т. д. (посуда);

Коромысло, веретено, прялка, ухват и т. д. (предметы обихода);

Домотканые половики, кружевные салфетки, расшитый рушник;

Элементы народного костюма (кокошник, платок, косоворотка, сарафан, лапти).

2. оформление книжного уголка «Русский фольклор» (сказки, потешки, прибаутки и т. д.).

Научно-методическое:

1. подбор и разработка планов, конспектов занятий и консультаций;

2. создание фотоальбомов «Русский национальный костюм», «Золотая хохлома», «Синь России», «Дымковская и Филимоновская игрушки», «Городецкие узоры», «Русские народные игры», «Народные праздники», «Персонажи русских сказок»

3. Изготовление папки-передвижки «Правила поведения в музее»

4. Изготовление лэпбука «Декоративно-прикладное искусство»

II Этап

Основной 15.01.2014г. – 31.03.2014г.

Проведение с детьми экскурсий в мини-музей, занятий, бесед, народных игр, развлечений;

Чтение русско-народных сказок;

заучивание потешек, закличек, поговорок, считалок.

Проведение консультаций для родителей и педагогов;

Организация выставок детского творчества «Чудо – чудное, диво – дивное»;

Объявление конкурса для воспитанников и родителей на лучшую поделку «Ай, да умельцы!»

III Этап

Заключительный 24.03.2014г. – 31.03.2014г.

Диагностика полученных знаний детей;

Анализ полученных данных;

Презентация мини-музея «Русская изба»,

Итоговое мероприятие: развлечение «Масленица»

Выставка поделок «Ай, да умельцы!»

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

Январь

Знакомство с бытом русского народа, национальным костюмом.

1 Беседа «Русская изба»;

Сформировать представление об облике русской избы. Закрепить знания об элементах украшения избы (крыльцо, наличник, лобовая доска, ставни)

2 Первое посещение мини-музея «Русская изба»;

Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением; прививать детям культуру поведения в музее.

3 Чтение сказок «По щучьему веленью», «Гуси-лебеди», «Терёшечка», «Жихарка»

Развивать внимание, память детей, учить внимательно слушать и пересказывать

сказки.

4 Музейное занятие «Русская печь»

Дать понятия, для чего нужна была печь раньше. Объяснить её функции. Формировать у детей познавательные качества. Обогащать словарный запас детей: печь, кирпичный, железный, кормилица. Воспитывать интерес к прошлому.

5 Музейное занятие «Посиделки у самовара»

Дать детям возможность взглянуть на чудо-самовар по-особому, научить понимать, уважать и любить культуру своей страны;

6 Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве.

Изучение малых фольклорных форм

7 Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта.

Расширять и обогащать словарный запас детей.

8 Аппликация «Русская изба»

Закрепить знания детей о многообразии предметов домашнего обихода.

9 Занятие «Бабушкин сундучок»;Рассматривание фотоальбома «Русский национальный костюм»

Ознакомление детей с русскими национальными костюмами: историей, внешним видом, назначением, изготовлением. Расширять словарь детей названиями одежды, ее элементами

10 Проведение русских народных игр.

Знакомство с русскими хороводными играми, с устным творчеством русского народа. Развивать образное восприятие хороводов.

11 Ознакомление с образцами вышивки и кружев.

Знакомство с вышивкой и вязанием кружевных изделий.

12 Театрализованное представление русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Февраль

Знакомство с декоративно-прикладным искусством.

1 Беседа «В гости к мастерам»

Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – дымковской и филимоновской росписью.

2 Рассматривание игрушек и фотоальбома «Дымковская и Филимоновская игрушка»

Учить рассматривать глиняные игрушки, узнавать материал, из которого они сделаны, выделять украшения, особенности росписи, цветовую гамму, элементы узора.

3 Рисование «Укрась хвост дымковского индюка»

Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Учить выделять украшения хвоста индюка. Закреплять умение составлять симметричный узор на круге, розетте, выделяя середину и кайму.

4 Разучивание стихов о Дымковской, Филимоновской игрушке, отгадывание загадок.

Закреплять интерес к русской народной игрушке. Развивать уважение к мастерам народных промыслов. Обогащать словарь детей.

5 Рисование «Дымковская барыня»

Учить рассматривать дымковских барынь, закреплять умение рисовать красками прямые линии, в разных направлениях, а в образовавшихся прямоугольниках – круги и точки. Развивать чувство цвета, ритма в узоре.

6 Лепка «Филимоновская игрушка»

Развивать желание лепить игрушку своими руками. Показать особенности конструктивного способа лепки. Учить соединять части фигурки, создавать образ, используя полученные навыки и приёмы лепки. Формировать умение работать с пластилином. Формировать эстетический вкус средствами народного искусства.

7 Беседа «В гости к гжельским мастерам»

Познакомить детей с искусством гжельской росписи. Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам.

8 Рисование «Роспись гжельской посуды»

Продолжать знакомить детей с красотой и своеобразием гжельской росписи. Научить приёму в технике «мазка с тенью», «капелька» концом кисти, спирали, травинки, завитки, волнистые линии.

9 Рассматривание посуды, расписанной гжельской росписью, фотоальбома «Синь России»

Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики.

10 Чтение стихов, пословиц, поговорок, разгадывание загадок о гжели.

Обогащать словарь детей.

11 Дидактические игры «Угадай роспись», «Составь узор»

Формировать у детей обобщённое представление о народном искусстве.

12 Беседа «В гости к мастерам хохломской росписи»

Познакомить детей с одним из народных промыслов России – хохломской росписью

13 Рассматривание изделий хохломской росписи, фотоальбома «Золотая хохлома»

Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере хохломской росписи. Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травинка).

14 Роспись тарелок из папье-маше «Золотая веточка»

Расширять знания о народном промысле, учить красиво располагать узор по всей поверхности тарелки

15 Роспись ложки

Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узора по мотивам хохломской росписи.

16 Беседа «В гости к Жостовским и Городецким мастерам»

Познакомить детей с народным промыслом, познакомить с историей их возникновения.

17 Роспись жостовского подноса

Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров Жостово;

Закрепить умение вписывать узоры в силуэты жостовских подносов.

18 «Весёлый Городец» роспись разделочной доски

Познакомить с характерными особенностями городецкой росписи. Формировать представления об элементах городецкого узора. Учить расписывать разделочную доску, используя элементы городецкой росписи.

19 Дидактическая ига «Составь узор»

Ознакомление с названиями городецкой росписи;

Составление композиции на досках различной формы.

20 Выставка детского творчества «Чудо чудное – диво дивное»

Март

Традиции и обычаи русского народа

1 Беседа «Что такое обычай, обряд?»

Расширить представления детей о том, что такое обряд, обычай; обогатить словарь детей, развивать диалогическую речь.

2 Фольклорное занятие «Традиции россиян. Русские народные праздники на Руси»

Познакомить с традиционными русскими народными праздниками. Прививать любовь к традициям своего народа, развивать понимание народных праздников.

3 Музейное занятие «Традиции русского гостеприимства»

Познакомить детей с русским обычаем – обычаем гостеприимства, хлебосольства.

4 Сюжетно-ролевая игра «Принимаем гостей»

Побуждать творчески воспроизводить в играх приём гостей. Совершенствовать умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.

5 Развлечение «Деревенские посиделки»

Приобщение детей к народной культуре через песенно-игровые традиции, обрядовые праздники.

6 Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка»

Учить детей передавать обстановку уличной ярмарочной торговли.

7 Чтение русских народных сказок

Рассказать детям о том, что «народ сочинял сказки» и это тоже традиция русского народа.

8 Викторина «Народный фольклор»

Закрепить знания детей о народном фольклоре.

Итоговое мероприятие: Развлечение «Масленица»

Выставка поделок «Ай, да умельцы!» (награждение всех участников по номинациям)

Публикации по теме:

Конспект НОД «Русская изба».Конспект НОД «Русская изба». Конспект НОД "Русская изба". Программное содержание: • Продолжить знакомство детей с традициями русского народа, рассматривание русской.

Макет «Русская изба»Макет «Русская изба» Макет «Русская изба» Чтобы познакомить детей наглядно с традициями и бытом русского народа, внутренним убранством русской избы, я сделала.

Макет «Русская изба»Макет «Русская изба» Добрый, дорогие коллеги и гости моего блога! Чтобы донести до понимания детей особенности жизни русских людей прошлого, как они жили и.

Макет «Русская изба»Макет «Русская изба» В рамках знакомства с бытом наших предков, совместно с родителями был организован мини-музей крестьянского быта. Для более глубокого знакомства.

Макет «Русская изба»Макет «Русская изба» Предлагаю вашему вниманию макет русской избы своими руками. Хотя мои дети маленькие, первая младшая группа, но мне очень захотелось сделать.

Мини-музей в ДОУ «Русская изба»Мини-музей в ДОУ «Русская изба» В В феврале 2016 года, когда мы организовывали мини-музей, он «задумывался» как «Русская изба» (история русского быта). Располагался.

Педагогический проект по знакомству с русской историей для детей подготовительной к школе группы «Русская матрешка» Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки. Задачи: 1. Познакомить с историей.

«Русская изба». Проект «Педагогические технологии, используемые в дошкольном образовании» ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ (РКЦ ММЦ).

Проект «Русская изба» Проект "Русская изба" был реализован в рамках инновационной деятельности ДОУ "Современная технология эффективной социализации ребенка в.

Проект «Русская изба» Вид: поисково-исследовательский, творческий, коллективный. Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Русская изба»
Опубликовано: 15 ноября 2016 в 09:45
+155Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект «Русская изба»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Антипина (УИ 741950) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 111.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД