Анастасия Антипина
Педагогический проект «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
Воспитание духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через исследование русской народной культуры
Воспитатель: Антипина Анастасия Николаевна
Введение:
Публикация «Педагогический проект „Русская изба“» размещена в разделах
- Проекты
- Русская изба
- Русская изба. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства. Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие.
Культура — это, прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству.
Чтобы ввести дошкольников в мир русской культуры, я решили создать проект «Русская изба». Проект этот представляет собой систему художественно – эстетического образования, основанную на духовно-нравственном развитии детей и направленную на пробуждение эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого.
Детей надо воспитывать так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!
Данный проект позволяет окружить и наполнить жизнь всех его участников красотой и добротой, обеспечить историческую преемственность поколений.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА:
Тип проекта: творческий, групповой, краткосрочный
Участники: воспитатель, дети старшей группы, родители.
Актуальность проекта:
Воспитание духовно-нравственного гражданина, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня. И она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Одной из задач по духовно-нравственному воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. В процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Народное искусство помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.
Знакомство с русской народной культурой, в частности, с устным народным творчеством, обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством, развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения.
Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время.
И мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру. Именно поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация музея «Русская изба».
Цель проекта: Развитие представлений детей о русской культуре, воспитание духовно-нравственных качеств, чувство патриотизма и любви к Родине.
Задачи:
Познакомить детей с устройством русской избы;
Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;
Познакомить с традициями русского народа;
Познакомить с русским народным костюмом, народными инструментами;
Расширять словарный запас: изба, кровля, сруб, ухват, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук;
Изучение малых фольклорных форм (сказки, песенки, потешки, пословицы);
Знакомство с русскими народными хороводными играми;
Вызвать положительные эмоции, интерес к русской народной культуре;
Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.
Гипотеза.
Приобщение детей к истокам народной культуры, знакомство их с устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством, предметами национального быта – будет способствовать развитию духовно-нравственных качеств, чувства патриотизма и любви к Родине.
Сроки реализации проекта: январь - март 2014г.
Ожидаемые результаты: Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись).
Методы исследования.
Экскурсия в мини музей.
Беседы с детьми.
Чтение художественной литературы.
Рассматривание быта и посуды.
Заучивание потешек, прибауток, закличек.
Использование русских песен и танцев.
Проведение русских народных игр.
Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
Рассказ о народных обычаях и традициях.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
I Этап
Подготовительный 01 01. 2014г. – 14.01.2014г.
Изучение литературы по данной теме;
Составление перспективно – тематического плана;
Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении;
Диагностика детей о русской культуре;
Обогащение развивающей среды:
Материальное:
1. создание в группе мини-музея «Русская изба»:
Стол, лавки, печь, люлька, сундук (мебель);
Самовар, чугунок, расписная деревянная посуда, чугунный утюг, ступа и т. д. (посуда);
Коромысло, веретено, прялка, ухват и т. д. (предметы обихода);
Домотканые половики, кружевные салфетки, расшитый рушник;
Элементы народного костюма (кокошник, платок, косоворотка, сарафан, лапти).
2. оформление книжного уголка «Русский фольклор» (сказки, потешки, прибаутки и т. д.).
Научно-методическое:
1. подбор и разработка планов, конспектов занятий и консультаций;
2. создание фотоальбомов «Русский национальный костюм», «Золотая хохлома», «Синь России», «Дымковская и Филимоновская игрушки», «Городецкие узоры», «Русские народные игры», «Народные праздники», «Персонажи русских сказок»
3. Изготовление папки-передвижки «Правила поведения в музее»
4. Изготовление лэпбука «Декоративно-прикладное искусство»
II Этап
Основной 15.01.2014г. – 31.03.2014г.
Проведение с детьми экскурсий в мини-музей, занятий, бесед, народных игр, развлечений;
Чтение русско-народных сказок;
заучивание потешек, закличек, поговорок, считалок.
Проведение консультаций для родителей и педагогов;
Организация выставок детского творчества «Чудо – чудное, диво – дивное»;
Объявление конкурса для воспитанников и родителей на лучшую поделку «Ай, да умельцы!»
III Этап
Заключительный 24.03.2014г. – 31.03.2014г.
Диагностика полученных знаний детей;
Анализ полученных данных;
Презентация мини-музея «Русская изба»,
Итоговое мероприятие: развлечение «Масленица»
Выставка поделок «Ай, да умельцы!»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ
Январь
Знакомство с бытом русского народа, национальным костюмом.
1 Беседа «Русская изба»;
Сформировать представление об облике русской избы. Закрепить знания об элементах украшения избы (крыльцо, наличник, лобовая доска, ставни)
2 Первое посещение мини-музея «Русская изба»;
Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением; прививать детям культуру поведения в музее.
3 Чтение сказок «По щучьему веленью», «Гуси-лебеди», «Терёшечка», «Жихарка»
Развивать внимание, память детей, учить внимательно слушать и пересказывать
сказки.
4 Музейное занятие «Русская печь»
Дать понятия, для чего нужна была печь раньше. Объяснить её функции. Формировать у детей познавательные качества. Обогащать словарный запас детей: печь, кирпичный, железный, кормилица. Воспитывать интерес к прошлому.
5 Музейное занятие «Посиделки у самовара»
Дать детям возможность взглянуть на чудо-самовар по-особому, научить понимать, уважать и любить культуру своей страны;
6 Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве.
Изучение малых фольклорных форм
7 Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта.
Расширять и обогащать словарный запас детей.
8 Аппликация «Русская изба»
Закрепить знания детей о многообразии предметов домашнего обихода.
9 Занятие «Бабушкин сундучок»;Рассматривание фотоальбома «Русский национальный костюм»
Ознакомление детей с русскими национальными костюмами: историей, внешним видом, назначением, изготовлением. Расширять словарь детей названиями одежды, ее элементами
10 Проведение русских народных игр.
Знакомство с русскими хороводными играми, с устным творчеством русского народа. Развивать образное восприятие хороводов.
11 Ознакомление с образцами вышивки и кружев.
Знакомство с вышивкой и вязанием кружевных изделий.
12 Театрализованное представление русской народной сказки «Гуси-лебеди»
Февраль
Знакомство с декоративно-прикладным искусством.
1 Беседа «В гости к мастерам»
Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – дымковской и филимоновской росписью.
2 Рассматривание игрушек и фотоальбома «Дымковская и Филимоновская игрушка»
Учить рассматривать глиняные игрушки, узнавать материал, из которого они сделаны, выделять украшения, особенности росписи, цветовую гамму, элементы узора.
3 Рисование «Укрась хвост дымковского индюка»
Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Учить выделять украшения хвоста индюка. Закреплять умение составлять симметричный узор на круге, розетте, выделяя середину и кайму.
4 Разучивание стихов о Дымковской, Филимоновской игрушке, отгадывание загадок.
Закреплять интерес к русской народной игрушке. Развивать уважение к мастерам народных промыслов. Обогащать словарь детей.
5 Рисование «Дымковская барыня»
Учить рассматривать дымковских барынь, закреплять умение рисовать красками прямые линии, в разных направлениях, а в образовавшихся прямоугольниках – круги и точки. Развивать чувство цвета, ритма в узоре.
6 Лепка «Филимоновская игрушка»
Развивать желание лепить игрушку своими руками. Показать особенности конструктивного способа лепки. Учить соединять части фигурки, создавать образ, используя полученные навыки и приёмы лепки. Формировать умение работать с пластилином. Формировать эстетический вкус средствами народного искусства.
7 Беседа «В гости к гжельским мастерам»
Познакомить детей с искусством гжельской росписи. Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам.
8 Рисование «Роспись гжельской посуды»
Продолжать знакомить детей с красотой и своеобразием гжельской росписи. Научить приёму в технике «мазка с тенью», «капелька» концом кисти, спирали, травинки, завитки, волнистые линии.
9 Рассматривание посуды, расписанной гжельской росписью, фотоальбома «Синь России»
Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики.
10 Чтение стихов, пословиц, поговорок, разгадывание загадок о гжели.
Обогащать словарь детей.
11 Дидактические игры «Угадай роспись», «Составь узор»
Формировать у детей обобщённое представление о народном искусстве.
12 Беседа «В гости к мастерам хохломской росписи»
Познакомить детей с одним из народных промыслов России – хохломской росписью
13 Рассматривание изделий хохломской росписи, фотоальбома «Золотая хохлома»
Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере хохломской росписи. Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травинка).
14 Роспись тарелок из папье-маше «Золотая веточка»
Расширять знания о народном промысле, учить красиво располагать узор по всей поверхности тарелки
15 Роспись ложки
Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узора по мотивам хохломской росписи.
16 Беседа «В гости к Жостовским и Городецким мастерам»
Познакомить детей с народным промыслом, познакомить с историей их возникновения.
17 Роспись жостовского подноса
Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров Жостово;
Закрепить умение вписывать узоры в силуэты жостовских подносов.
18 «Весёлый Городец» роспись разделочной доски
Познакомить с характерными особенностями городецкой росписи. Формировать представления об элементах городецкого узора. Учить расписывать разделочную доску, используя элементы городецкой росписи.
19 Дидактическая ига «Составь узор»
Ознакомление с названиями городецкой росписи;
Составление композиции на досках различной формы.
20 Выставка детского творчества «Чудо чудное – диво дивное»
Март
Традиции и обычаи русского народа
1 Беседа «Что такое обычай, обряд?»
Расширить представления детей о том, что такое обряд, обычай; обогатить словарь детей, развивать диалогическую речь.
2 Фольклорное занятие «Традиции россиян. Русские народные праздники на Руси»
Познакомить с традиционными русскими народными праздниками. Прививать любовь к традициям своего народа, развивать понимание народных праздников.
3 Музейное занятие «Традиции русского гостеприимства»
Познакомить детей с русским обычаем – обычаем гостеприимства, хлебосольства.
4 Сюжетно-ролевая игра «Принимаем гостей»
Побуждать творчески воспроизводить в играх приём гостей. Совершенствовать умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.
5 Развлечение «Деревенские посиделки»
Приобщение детей к народной культуре через песенно-игровые традиции, обрядовые праздники.
6 Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка»
Учить детей передавать обстановку уличной ярмарочной торговли.
7 Чтение русских народных сказок
Рассказать детям о том, что «народ сочинял сказки» и это тоже традиция русского народа.
8 Викторина «Народный фольклор»
Закрепить знания детей о народном фольклоре.
Итоговое мероприятие: Развлечение «Масленица»
Выставка поделок «Ай, да умельцы!» (награждение всех участников по номинациям)