Людмила Маслова
Педагогический проект «Неделя здоровья».
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
«Береги здоровье смолоду» - это девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребёнка с первых дней его жизни. Растить здоровыми, сильными, эмоциональными - задачи каждого дошкольного учреждения.
Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие - смекалку, третьи - воображение и творчество, но объединяет их общее- воспитание у ребенка потребности в движениях и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем, совершенствуя опыт организации игр, поскольку игра для дошкольника - это не просто воспоминание каких-то действиях, сюжетах, а творческая переработка имевших место впечатлений, комбинирование их и построение новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям ребёнка.
Публикация «Педагогический проект „Неделя здоровья“,» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Неделя здоровья. Проекты
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Сложившаяся социально- экономическая обстановка в стране изменила отношений к детям со стороны воспитывающих взрослых. Напряженный ритм жизни требует от современного человека целеустремленности, уверенности в своих силах, упорства и, конечно же, здоровья. В то же время отсутствие эмоционально - психологического благополучия в дошкольном учреждении может вести к деформации личности ребёнка, к уменьшению возможностей эмоционального контакта с окружающими, возрастанию трудностей в установлении новых социальных отношений. Поэтому в современных условиях актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также обучение их доступными двигательными умениям.
Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, то есть создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми.
Активный отдых детей в ДОУ.
Одним из важных направлений в системе физкультурной работы является организация активного отдыха.
Целью организации активного отдыха детей – является создание эмоционально-положительного настроя к занятиям физической культурой, решение в комплексе всех задач: воспитательных, образовательных, оздоровительных и развивающих.
Активный отдых дошкольников это: физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья, каникулы (Неделя здоровья, детский туризм.
День здоровья.
Цель проведения Дня здоровья — профилактика нервной системы, оздоровление организма и поддержание положительно-эмоционального состояния психики ребенка. День здоровья проводиться со второй младшей группы. Проводиться не реже одного раза в квартал. В этот день обеспечивается его пребывание на воздухе, на природе. В этот день не проводятся обучающие формы работы с детьми, требующие интеллектуального напряжения. Дети играют в интересные, любимые игры, слушают музыку, поют, занимаются творческой деятельностью, трудовой деятельностью, весело общаются друг с другом. В группах царит праздничная, радостная атмосфера, педагог старается предотвратить конфликты, обеспечивает спокойное общение детей друг с другом.
Неделя здоровья (каникулы).
Следующей формой активного отдыха является – каникулы или неделя здоровья как сейчас принято называть. Неделя здоровья, так же как и День здоровья, направлены на охрану нервной системы, оздоровление организма ребенка и т. д. Содержание таких недель состоит в организации художественно-творческой, музыкальной и физкультурной деятельности. Проводятся 2-3 раза в год.
Организация каникул требует тщательной подготовки педагога, продуманности и творческой атмосферы.
Актуальность проекта.
В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровый ребенок. Специально организованная досуговая деятельность является эффективным средством формирования здоровья и выработки правильных привычек дошкольников.
Различные физкультурные мероприятия способствуют формированию у детей ловкости, выносливости, смелости и других качеств сильной личности. Беседы, игры по теме помогают сформировать предпосылки к здоровому образу жизни. Продуктивная деятельность помогает детям отобразить свои впечатления.
Гипотеза проекта - целенаправленная работа по организации досуговой деятельности с вовлечением родителей позволит не только сохранить здоровье дошкольников, но и сформировать у них знания о культуре здоровья, мотивацию на здоровый образ жизни, создать условия для раскрытия индивидуальных возможностей и резервов организма.
Цель проекта.
Создание благоприятных условий для укрепления гармоничного физического развития ребенка. Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Задачи проекта.
Оздоровительные:
1. Формирование положительного отношения к занятиям физкультурой.
2. Формирование элементарных знаний в области гигиены, медицины, физкультуры.
3. Формирование у детей необходимых двигательных навыков и умений, способствующих укреплению здоровья.
Воспитательные:
1. С помощью физических упражнений способствовать проявлению смелости, выносливости, терпения и уверенности в себе.
2. Создать условия для проявления положительных эмоций.
Образовательные:
1. Формировать и совершенствовать новые двигательные умения и навыки.
Тип проекта.
Краткосрочный.
Участники проекта.
Воспитатели и дети старшей группы, родители.
Предполагаемый результат.
1. Расширение знаний детей о своем здоровье.
2. Желание заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих.
3. Знакомство с ролью витаминов в жизни человека.
4. Знакомство с причинами болезней.
5. Знакомство с произведениями худ. литературы по теме.
6. Знакомство со строением тела человека.
7. Умение детей играть в подвижные игры.
8. Развитие двигательной активности детей.
9. Сплочение детского коллектива.
10. Обогащение словарного запаса детей.
Форма работы воспитателя с детьми.
1. Занятия познавательного цикла: физкультурные, чтение худ. литературы, валеология.
2. Занятия продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация.
3. Оздоровительные процедуры: воздушные ванны, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, игровой самомассаж.
4. Игровая деятельность: подвижные, дидактические, сюжетные, народные игры.
Содержание проектной деятельности
Этапы и сроки реализации:
I этап – подготовительный,
II этап – практический,
III этап – заключительный.
I этап – подготовительный
1. Изучение понятий, касающихся темы проекта;
2. Изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность по здоровьесбережению;
3. Разработка перспективного плана организации физкультурно-досуговых мероприятий;
4. Подготовка цикла тематических физкультурных занятий.
II этап - практический
1. Проведение цикла тематических физкультурных занятий.
2. Организация целенаправленной просветительской и консультативной деятельности с родителями по вопросам формирования у детей привычки здорового образа жизни, организации активного отдыха в семье.
3. Подготовка выставки детских рисунков «Мы со спортом крепко дружим»
4. Создание коллажа «Полезные продукты на столе».
5. Изготовление нетрадиционного физкультурного оборудования.
III этап - заключительный
1. Проведение спортивного праздника «Путешествие в сказку».
Итог проекта
• У детей сформировался интерес к здоровому образу жизни.
• У детей сформировались представления о спорте, подвижных играх, здоровом образе жизни, здоровье.
• Дети научились играть и соблюдать правила в подвижных играх.
• У детей повысилась двигательная активность.
• Сформировался социально – коммуникативный навык общения между детьми.
Продукт проектной деятельности.
1. Тематический план Недели здоровья.
2. Картотека подвижных и малоподвижных игр для детей старшей группы (приложение 2).
3. Анкета для родителей «Растём здоровыми» (приложение 1).
4. Картотека поговорок, пословиц и загадок о здоровье, полезных продуктах, частях тела.
5. Конспект физкультурного развлечения для детей старшего возраста «Путешествие в сказку».
6. Выставка детских рисунков «Мы со спортом крепко дружим».
7. Информационный материал в родительские уголки: папки–передвижки «Подвижные игры - залог здоровья малышей», «Здоровый образ жизни детей» (приложение 3).
8. Коллаж «Полезные продукты на столе».
9. Конспекты бесед с детьми «Я и мое тело», «Что такое здоровье», «Полезная пища».
10. Презентации для детей: «У здоровья есть враги, с ними дружбы не води», «Как устроен человек?»
11. Нетрадиционное физкультурное оборудование.
Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы
Тема недели: «Неделя здоровья»
Возрастная группа: старшая
Дни
недели Приоритетные образо
ватель
ные области Непосредственно образовательная
деятельность детей и взрослых* Образовательная деятельность в режимных моментах с учетом интеграции образовательных областей Индивидуальная непосредственно образовательная деятельность детей Организация разв. среды для самостоят.
дея-ти детей Взаимод. с родит. /
социал.
партнерами
Понед.
«День чистюль»
Физическое развитие/
Худож. эстет.
Конкурс на звание "Самый чистый и опрятный".
Разучивание дыхательного упражнения "Радуга - обними меня".
Беседа на тему: «Микробы и вирусы»
Пальчиковая гимнастика «Моем руки чисто-чисто»
Музыкальное развлечение: "Музыка здоровья"
Утренняя гимнастика «Рано утром умываюсь…»
Дид. / игра-аттракцион "Вымой чисто руки товарищу"; организация трудовой деятельности "Красиво сервируем стол".
Игры с бегом: "Быстро возьми, быстро положи"; игры с прыжками: "Лягушки и цапли"; игры с бросанием и ловлей - "Кого назвали - тот и ловит".
- Чтение художественной литературы А. Барто «Девочка чумазая»,
К. И. Чуковский «Мойдодыр»
Вечер народных подвижных игр: "Ловишка в кругу", "Черное - белое",
«Плетень», «Платочек». Д/и «Предметы личной гигиены»,
Беседа по плакату «Личная гигиена»
Спортивный уголок
Мягкий модуль Шведская стенка Мягкая змейка для прыжков и ходьбы
Коврик с пуговицами
Кегли, мячи,
Дидактические игры,
Сюжетно-ролевые игры,
Маски, шапочки для подвижных игр,
Детские книги по тематике,
Альбомы для рассматривания
Анкетирование родителей «Растём здоровыми»
Изготовление нетрадиционного физкультурного оборудования (с привлечением родителей).
Папка-передвижка:
«Подвижный образ жизни – залог детского здоровья»,
«Здоровый образ жизни детей».
Консультация
«Питание детей дома и в детском саду»
Участие в итоговом мероприятии
Вторник
«С физкультурой дружить – здоровым быть!»
Художест
венно-эстетичес
кое развитие
Беседа с детьми «Что такое здоровье»
Рисование «Мы со спортом крепко дружим!»
Закаливающий массаж стоп «Поиграем с ножками»
Утренняя гимнастика «Со спортом дружим мы всегда»
Загадки и пословицы о спорте.
Работа в спортивном уголке: рассматривание альбома «Виды спорта».
Д/и «Продолжи фразу», «Кому что нужно?», «Кто скажет больше слов о мяче (клюшке, лыжах, велосипеде и т. д.)».
П/и «Мой веселый звонкий мяч», «Коршун и наседка», «Перемени предмет», «Кто быстрее?»
Чтение х. л. В. Суслов «Про Юру и физкультуру».
Сложи картинку
Виды спорта
Д/и Подбери спорт. инвентарь
Среда
«Витамины на столе» Социально-коммуникат. развитие
Беседа «Полезная пища»
Чтение пьесы «О пользе витаминов».
Изготовление коллажа «Витамины на столе» (с привлечением родителей). Дыхательная гимнастика
«Каша кипит»
Утренняя гимнастика «Во саду ли в огороде»
Д/и «Откуда продукты к нам на стол пришли?», «Вредно – полезно», «Съедобное – несъедобное», «Дары природы».
П/и «Собери урожай», «Найди свой овощ»
Загадки об овощах и фруктах.
С/р игра «Магазин»
Чтение х. л. С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»; Д/и: Продолжи фразу…
Придумай загадку об овоще и фрукте
Четверг
«Я и мое тело»
Познавательное/
Худож. эстет. Беседа «Мое тело»
Рассматривание иллюстраций «Тело человека», «Органы человека».
Презентация «Как устроен человек?»
Самомассаж «Лепим лицо»
Лепка «Моя семья». Утренняя гимнастика «Если хочешь быть здоров»
Рассматривание портретов людей разной внешности. Расскажи о своей семье.
Загадывание загадок про части тела.
Д/и «Зеркало», «Фоторобот».
С/р игра «Больница»
Наблюдение на прогулке «Чем отличаемся мы от детей младших групп?»
Слушание песни В. Лебедев-Кумач «Закаляйся!»
Дидактическая игра «Узнай по описанию»
Игра «Путаница»
Пятница
«В сказку за здоровьем Физическое развитие/
Познавательное
Презентация «У здоровья есть враги, с ними дружбы не води»
Спортивное развлечение «Путешествие в сказку». Утренняя гимнастика «Здоровью скажем – да!»
Д/и «Сказочка – указочка».
Народные п/и «Золотые ворота», «Гуси – лебеди», «Гори – гори ясно».
Викторина «Загадки и отгадки».
Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Доктор Айболит». С. Михалков «Как Саша сама себя вылечила».
Упражнение «Посчитай и раскрась»
Игра «Запомни позу»
Итоговое мероприятие:
Спортивное развлечение «Путешествие в сказку»
(по мотивам сказок К. И. Чуковского)
План – конспект итогового мероприятия:
1. Пригласить родителей на мероприятие (пригласительные открытки, сделанные детьми).
2. Спортивные состязания команд с героями Мойдодыр и Айболит (вызвать интерес к произведениям К. И. Чуковского, закрепление понятий здорового образа жизни, выполнение ОРУ, освоенных в течение недели).
3. Играем вместе с родителями. Эстафеты, подвижные игры (закрепление знаний о гигиене, о значимости физических упражнений и активного отдыха для здоровья человека).
4. Ну – ка, отгадай! Загадки, викторина здоровья (закрепление знаний детей, полученных в течение недели).
5. Витаминное угощение (приготовление салатов из овощей и фруктов родителями и детьми, закрепление знаний о витаминах, о правилах поведения за столом).
Методическое обеспечение проектной деятельности.
1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011. – 528 с.
2. «Физическая культура дошкольника в ДОУ» Бочарова Н. И. / программно - методическое пособие/ - Центр педагогического образования Москва 2007.
3. Школа раннего развития «Как устроено мое тело» Шалаева. АСТ, 2010 г.
4. «Методика физического воспитания детей» Глазырина. «Владос». М. ,2001 г.
5. «Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня. Старшая группа».
Корнеичева. С. – Пб. Педагогическое общество России. 2010г.
6. «Пальчиковая гимнастика с предметами». Бачина. М. : Аркти, 2006 г.
7. Технология проектирования в ДОУ. Евдокимова Е. С. –М. : ТЦ Сфера, 2006.
8. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. Пензулаева Л. И. – М. : Мозаика-Синтез, 2009-2010