Ольга Исаева
Педагогический опыт воспитателя «Нетрадиционные техники рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Представление педагогического опыта
Исаевой Ольги Юрьевны, воспитателя
МДОУ «Детский сад №93»
Городского округа Саранск
Тема: «Нетрадиционные техники рисования»
Дети – дошкольники очень любопытны. Они с большим интересом исследуют окружающий мир, каждый день, открывая что-то новое, неизведанное. Разнообразие детской деятельности более успешно влияет на развитие ребенка и его творческих способностей. Самый доступный вид работы в детском саду это, на мой взгляд, изобразительная деятельность. Ведь, как известно, все дети обожают рисовать. Поэтому нужно учить детей рисованию постепенно. Первое, чему необходимо научить ребенка это владеть кистью, карандашом. Поскольку, не овладев этим навыком, ребенок может потерять желание рисовать.
Публикация «Педагогический опыт воспитателя „Нетрадиционные техники рисования“» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
Я получала свой опыт в условиях МДОУ "Детский сад № 93" с октября 2020 по январь 2022 года. Работая с детьми дошкольного возраста в течение нескольких лет, я заметила, что дети как то не уверены в себе, у них недостаток воображения, самостоятельности. Для того, чтобы решить эту проблему я стала изучать методическую литературу. Рисование для ребенка это очень серьезная работа. Отличительной чертой рисования от других видов деятельности является задействование многих психических функций организма.
В своей работе я решила использовать нетрадиционные техники рисования, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности. Один раз в неделю во второй половине дня я вела кружок по рисованию «Веселые краски». В работе я применяла разнообразные техники, благодаря этому дети могли быстрее и проще добиться желаемого результата.
Я познакомилась с методической литературой разных авторов, такой как:
- И. А. Лыкова «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений»
- Т. Н. Доронова «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей»
-А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
Изучив данные пособия, я нашла очень много интересного для себя и поставила следующие задачи:
1. Научить детей техническим навыкам рисования.
2. Развивать воображение и фантазию.
3. Познакомить детей с разнообразными техниками рисования.
Актуальность моего опыта заключается в том, что дети каждый раз знакомятся с многообразием нетрадиционных способов рисования, сами выбирают материал, с которым хотят работать. В связи с этим развивается творческая личность детей.
На моих занятиях дети всегда импровизируют, что доставляет им огромную радость. Дети очень увлекаются такими необычными способами рисования, и у них возникает желание творить. Поэтому тему своего опыта считаю перспективной и актуальной.
Теоретическая база опыта.
Изучая работы отечественных и зарубежных педагогов, я пришла к выводу, что существуют различные мнения и взгляды на эту проблему.
Так, например А. Бакушинский считал, что детям незачем учиться, ведь их творчество и так безупречно. А К. Лепиков, В. Бейер и многие другие наоборот считали необходимым обучение детей в данном направлении, так как полагали, что без обучения детское творчество останется на том же уровне, и не будет развиваться.
Современные педагоги и психологи в настоящее время разрабатывают нетрадиционные техники рисования, в которых появляются новые задачи обучения и воспитания ребенка.
Я изучила разные источники и узнала из них о нетрадиционных техниках рисования и построении занятий. Вот некоторые из них:
1. О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко “Волшебные ладошки”, “Волшебные краски”.
2. А. М. Страунинг “Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности”.
3. Е. Н. Лебедева “Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников”
4. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин “Увлекательное рисование методом тычка”.
5. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционные техники рисования в детском саду" Часть 1,2.
Ведущая педагогическая идея.
Я старалась развивать творческие способности детей при помощи нетрадиционных техник рисования. Это, на мой взгляд, ведущая педагогическая идея моей работы. Чтобы реализовать данное развитие, нужны специальные условия, при которых дети познают окружающий мир в процессе рисования. Занятие становится творческим взаимодействием педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала. В своей работе я использую разнообразные техники рисования.
Новизна опыта.
Новизна моего опыта работы состоит в том, что дети на моих занятиях не просто рисуют, а фантазируют, воображают, экспериментируют с помощью нетрадиционных техник рисования. Наблюдая за процессом рисования, я пришла к выводу, что дети получают гораздо больше удовольствия и положительных эмоций во время нетрадиционного рисования, чем когда они просто рисуют кистью или карандашом.
Технология опыта.
Моя задача при работе над данной темой заключалась в том, чтобы создать условия для развития художественной деятельности и развить к ней интерес ребенка. Рисование с использованием нетрадиционных техник, на мой взгляд, самый интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого создаются живописные и графические изображения. Помимо обучения навыкам рисования такие занятия способствуют:
- развитию фантазии и творчества;
- ознакомлению с окружающим миром;
- развитию речи.
Задачи исследования.
Воспитательные :
- Воспитывать трудолюбие
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость.
- Воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.
Развивающие:
- Развивать у детей творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности, художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
- Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать
Образовательные:
- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
- Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
-Закреплять умения детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.
- Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Моя работа проводилась в три этапа: подготовительный, основной, заключительный.
Подготовительный: для начала я изучила программу ДОУ, методическую литературу, предметно – развивающую среду.
Провела диагностику детей по художественно – эстетическому развитию.
Основной: Рисование я проводила согласно плану, который разработала с применением нетрадиционных техник рисования.
Заключительный: провела повторную диагностику детей, которая показала, что у большинства детей повысился уровень творческих способностей, благодаря нетрадиционным техникам рисования. Рисунки детей стали интереснее, выразительнее.
Результативность опыта.
Главным показателем эффективности моей работы по развитию художественно-творческих способностей детей являются данные диагностики по изобразительной деятельности.
Я считаю, что это говорит о том, что я эффективно вела свою работу по проблеме развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста с применением нетрадиционных видов рисования. У детей повысилась творческая активность, эмоциональность, самооценка. А это значит, что я добилась поставленных целей и задач и достигла высоких результатов в своей работе.