Лидия Шаронова
Педагогический опыт и портфолио воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический опыт и портфолио воспитателя
МБДОУ «Кемлянский детский сад «Радуга»
комбинированного вида»
Шароновой Лидии Борисовны
«Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста».
В первую очередь я хочу познакомить вас со своим опытом работы по развитию познавательной активности детей с помощью дидактических игр.
Публикация «Педагогический опыт и портфолио воспитателя» размещена в разделах
Работая с детьми, проводя изучение особенностей развития детей, я отметила, что активность детей на занятиях, в повседневной жизни часто носит воспроизводящий характер.
Дети почти не задают встречных вопросов. После занятий не всегда пытаются продолжать разговор на изученную тему, не используют полученные знания и умения в практической деятельности. Познавательный интерес, потребность в новых знаниях и в целом познавательная активность детей постепенно снижается, у детей слабо развито мышление, они не умеют или не хотят думать.
Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.
Поэтому целью своей деятельности я поставила: развитие познавательной активности детей через дидактические игры.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи
- развивать мышление у детей;
- развивать самостоятельность в поиске решений;
- развивать умение отвечать и задавать вопросы.
Наблюдая за детьми, я пришла к следующим выводам, что у детей возникают затруднения в:
• систематизации и обобщении предметов и явлений;
• анализировании и умении логически обосновывать свои мысли;
• видеть главное, выделять основное содержание явлений и предметов.
Используя дидактические игры я увидела, что игра позволяет:
• Активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;
• Систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;
• Формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер;
• Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности;
• Формировать связную речь;
• Обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка.
В работе я опираюсь на общепедагогические принципы.
Свою деятельность выстраиваю поэтапно с учетом возраста детей.
При подборе игр учитываю особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм.
При организации игр словесного содержания я использую сюрпризные моменты: через героя, которому нужно помочь, различные атрибуты.
Дидактические игры я включаю в занятия, в совместную деятельность, в индивидуальную работу, в работу с родителями в форме «игры на дом».
Игры для занятий подбираю с учетом познавательного материала, который дети изучали.
Для занятий по математике я подбираю игры с математическим содержанием требующие умственного напряжения,
- игры головоломки;
- игры шутки;
- игры с занимательными вопросами.
В занятиях по развитию речи включаю дидактические игры, на развитие умения вглядываться в предмет, явление, на умение делать умозаключения и предположения.
На занятиях по ознакомлении с окружающим провожу игры на закрепления знаний о сезонных явлениях, растительном и животном мире, способствующие развитию любознательности, наблюдательности.
В ходе самих игр в зависимости от возраста детей задаю вопросы, даю образец действий, образец высказывания, напоминаю правила, обращаюсь к опыту детей, беру на себя роль ведущего или наблюдаю за ходом игры.
В процессе игровой деятельности с детьми я стараюсь вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения.
Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей я создаю в группе предметно-развивающую среду - специальную дидактическую зону с большим набором познавательных игр, с учётом безопасности, эстетики, наглядности, доступности.
В свою работу активно подключала родителей, используя для этого краткосрочные проекты «Эти крышки - волшебницы», «Умные игры».
Мною были подготовлены игровые пособия:
Для развития внимания: «Накрой на стол», «Смайлики», «Найди одинаковые рукавички», «Кто, где живет?».
Для развития мышления: «Отгадай фигуру», «Собери снеговика», «Осенние листочки», «Геометрическое лото», «Четвёртый лишний».
Для развития восприятия и памяти : «Найди отличия», «Сложи картинку», «Что за время года?», «Кто, что ест?», «Кто, где живет?»
Для развития творческого воображения: «Чудесные превращения», «Пантомима», «Смешной портрет».
Для развития речи: «Вершки и корешки», «Вкусный борщ», «Кто в теремочке живет».
Многофункциональное дидактическое пособие на развитие восприятия, памяти, внимания и логического мышления для воспитанников : «Волшебные круги».
Что дети любят больше всего? Конечно, играть! Ведь игра является ведущей деятельностью ребенка. Именно через игру дети познают окружающий мир. Дошколята очень любят играть в разные игры, с разными партнерами, с фантастическими и разнообразными атрибутами. Вот и я приготовила для своих малышей заготовки для игр с прищепками. Идеи взяла из источников Интернета. «Кто, что ест?», «Рыбка золотая»
Для развития мелкой моторики и дыхательной гимнастики, а также логического мышления малышей дети «ходят» на «Рыбалку»
А если взять трубочки для коктейлей, дети ловят рыбок, в процессе узнают, названия водных обитателей и развивают легкие дыхательной гимнастикой.
В настоящее время как никогда существует необходимость ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством Мордовии, как важной частью материальной и духовной культуры мордовского народа. Это особенно актуально в связи с возросшим интересом общества к истокам этнической культуры и искусства, историческому прошлому своего народа, необходимостью развития у детей способности полноценно изучать художественные произведения, осваивать народное искусство, сохранять и приумножать достояние культуры прошлого и настоящего.
На игровом занятии -ознакомление со старинными мокшанскими и эрзянскими нарядами «Оденем мокшанку Таню и эрзянку Олю».
Освоение дошкольниками элементов народного искусства из геометрических фигур происходит наиболее успешно в деятельности. С этой целью с детьми были проведены игры «Продолжи мордовский узор»
Также я сегодня хочу представить вашему вниманию мое портфолио воспитателя".