Ольга Терентьева
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
Обоснование актуальности и перспектива опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди. Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают не многого сверх того, что они умели к 9-10 годам жизни. Если такие навыки умственной деятельности как речь, почерк, по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков рисования у большинства, почему – то, прекращается в раннем возрасте.
Публикация «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Как показывает опыт, наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина. Важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот, приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовать свои возможности.
По мнению ряда современных психологов, лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. Также общеизвестно, что художественно-творческие способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия изодеятельностью способствуют развитию не только творческих способностей, но и воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей. В процессе всех видов изобразительной деятельности ребё нок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное - создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысляет новые качества предметов, овладевает изонавыками, умениями, учится осознанно их использовать.
Развивать творческие способности дошкольника - задача взрослого. А это значит, что руководство изодеятельностью требует от педагога знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знание его специфики, умения тонко, тактично поддерживая инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками.
Вывод: Изобразительная деятельность, в частности рисование,- вид деятельности, без которого немыслимо полноценное развитие личности.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становление опыта. Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится всё разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растёт, а всё большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперёд человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно ещё не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. Дошкольное детство также является сенситивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод: дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста я использовала традиционные способы рисования и придерживалась стандартного набора изобразительных материалов. Но традиционных подходов часто недостаточно для развития современных детей. В последнее время появились новые программы, технологии, которые позволяют сделать процесс изобразительного творчества более интересным, более продуктивным.
Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.
Проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивает творческие способности.
Теоретическая база опыта. Изодеятельность для ребёнка - это игра. А жизнь, особенно детство, должно быть красочным и счастливым. Художественное творчество играет большую роль в нравственном, эстетическом и умственном развитии. Оно находится в тесном взаимодействии с общим развитием дошкольника. Художественно-эстетическое направление развивает у детей восприятие красоты в окружающей жизни и в произведениях искусства, которые играют большую роль, в общем, и творческом развитии ребёнка. Недаром выдающийся русский педагог – новатор В. А. Сухомлинский говорил: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям…»
О нетрадиционных техниках рисования, системе построения занятий можно узнать из следующих источников:
1. Давыдова Г. Н. Пластилинография –2. -М: Издательство «Скрипторий
2003», 2008.
2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. –2. -М: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
3. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. –2. -М: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
4. Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. - Санкт-Петербург-«Детство», 2004;
5. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. М., 1995.
6. Комарова Т. С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. Программа эстетического воспитания детей двух-семи лет. Красота. Радость. Творчество. - М. : Педагогическое общество России, 2000
7. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М. : Педагогика, 1990 48с.
8. Рисование с детьми дошкольного возраста : нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Казаковой Р. Г. – М. : Т Ц Сфера, 2005.
9. Швайко Г. С. Программа по изобразительной деятельности с детьми четырех - семи лет. - М. : ВЛАДОС, 2002
10. Белобрыкина О. А. "Маленькие волшебники, или на пути к творчеству", Новосибирск,НГПИ-1993г;
11. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. М: "Издательство Скрипторий 2003", 2008 г;
12. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Москва,2007 г;
13. Комарова Т. С, Антонова А. В, Программа эстетического воспитания дошкольников. М : Педагогическое сообщество России, 2005 г;
14. Лыкова И. А. "Изобразительная деятельность в детском саду", "Карапуз- дидактика" творческий центр СФЕРА, М-2009 ;
15. "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2015 г;
16. Сажина С. Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ. Методическое пособие. М. :ТЦ СФЕРА,2008 г;
17. Субботина Л. Ю. "Учимся играя. Развивающие игры для детей", Екатеринбург, У-Фактория;
18. Терещук М. Н. Кружковая работа по художественно-творческому развитию детей. Журнал "Воспитатель ДОУ", №8-2010 г;
19. Штанько И. В. Воспитание искусством в детском саду: интегрированный подход: Методическое пособие. -М: ТЦ Сфера, 2007 г
Эти источники помогли мне при составлении программы кружка по нетрадиционному рисованию «Весёлая палитра».
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Для развития творчества и систематизации знаний детей я поставила перед собой следующие задачи:
- обогащать эмоционально-интеллектуальный опыт детей;
- развивать восприятие, воображение, наглядно-образное мышление и формировать обобщённые способы восприятия (обследования);
- обучать изобразительным умениям: передаче формы, строения предмета, цвета, композиции, формировать при этом обобщённые способы изображения;
- создавать условия для активизации самостоятельной изобразительной (художественной) деятельности;
- привлекать внимание родителей к значимости изобразительной деятельности в развитии ребёнка (через индивидуальные консультации, проектную деятельность, выступления, наглядную информацию).
Свою работу над этими задачами я строила через все виды детской деятельности, как в повседневной жизни группы, так и в ведении кружка «Весёлая палитра».
В своей работе я также опиралась на принципы обучения детей изобразительной деятельности:
1. Принцип наглядности.
2. Принцип доступности материала.
3. Принцип построения программы от простого к сложному.
4. Принцип повторности материала.
Организуя работу в кружке, я стараюсь создать благоприятную среду для общего развития ребёнка, в частности для пробуждения его природного потенциала.
В нашей творческой совместной деятельности нет слабых и сильных, умелых и неумелых. Все мы увлечены процессом творчества, делимся впечатлениями и результатами, радостными совместными удачами и утешаем друг друга в неудачах.
Моя задача, как воспитателя - научить детей использовать в своем творчестве разнообразные по качеству и свойству материалов, а так - же нетрадиционные способы изображения.
Свою работу я начала с детьми с младшей группы, где обучала детей самым простым приёмам рисования, использовала карандаши, краски, восковые мелки, нетрадиционные техники : размазывание краски пальцами, рисование ладошкой, пальчиками.
В средней группе я продолжаю работу с детьми, где планирую выполнять более сложные работы: в техники набрызг, тонирования, печатания природным материалом, с использованием крупы, нитей, осенней листвы и т. д.
Анализ результативности. Анализируя свою работу с детьми, я могу с уверенностью сказать, что изобразительное творчество способствует развитию у дошкольников интеллектуальных и творческих способностей, фантазии, воображения, способности выражать восприятие окружающего их мира с помощью нетрадиционных техник рисования; формированию уверенности в себе.
Нет детей, которые не любят рисовать, так как рисование - естественная потребность ребёнка. Рисуют все дети, ведь они - творцы от природы, даже когда размазывают краску прямо на обоях. Поэтому очень важно поддерживать интерес ребёнка к изобразительной деятельности, так как любые достижения детей всегда зависят от взрослых.
Работы детей младшей группы кружка «Весёлая палитра»
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Современным родителям стало проще посадить ребенка перед телевизором или дать гаджет и заниматься непосредственно своими делами, нежели уделять время для творчества с ним. Моя задача была разъяснить родителям, что воспитание любви к творчеству и развития творческой личности, зависит не только от работы педагога, но и от семьи. Работе с родителями я уделяю большое внимание. Всегда стою на том, что у нас с ними одна цель - воспитать целеустремленных, добрых, уравновешенных и ответственных людей не равнодушных к прекрасному.
Для достижения этой цели я организовывала и проводила выставки детских работ, консультации: «Каждый ребёнок талантлив», «Как развивать интерес ребёнка к рисованию?», «Как организовать рабочее место для детского творчества?», давать советы и рекомендации «Запретить или разрешить?» и другие виды работ с родителями.
Стараюсь познавательно проводить родительские собрания, используя нетрадиционные формы проведения. В младшей группе был проведен мастер –класс по нетрадиционному рисованию «Мыльные пузыри». В индивидуальных беседах с родителями рекомендую заниматься с ребенком рисованием, закрепляя пройденный материал. Увидев положительный результат работы с детьми, родители помогут и поддержат меня в моей педагогической деятельности.
Адресные рекомендации по использованию опыта. Мой опыт работы «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» был распространен среди педагогов детского сада и района:
1. Мастер-класс «Золотая хохлома» / Семинар-практикум для воспитателей «Русское народное декоративно-прикладное искусство», 25.11.2015г. /
2. Мастер – класс росписи по ткани «Волшебный узелок», Районная секция для воспитателей старших и подготовительных групп/07.09.2016 г. /
3. «Нетрадиционная аппликация», Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные виды аппликаций как средство развития творчества дошкольников»/20.11.2017 г. /
4. Мастер – класс по нетрадиционному рисованию «Мыльные пузыри», Групповое родительское собрание «Художественно-эстетическое воспитание младших дошкольников»/17.03.2018 г. /
5. «Влияние нетрадиционных методов рисования на развитие ребёнка дошкольного возраста», Районная секция для воспитателей младших групп/06.09.2018 г. /
Публикую конспекты занятий на сайте ДОУ и образовательном портале https://www.maam.ru/users/com26