Анастасия Погомий
Игровые приемы на занятиях по физической культуре с детьми 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Младший дошкольный возраст – важный период в развитии движений ребенка. Овладение движениями обеспечивают ребенку самостоятельность, влияет на общее развитие психики, связывает его с окружающей средой.
По мнению специалиста в области физического воспитания, детей дошкольного возраста Домны Васильевны Хухлаевой, развитие движений детей раннего возраста 2-3 лет происходит в процессе правильной игровой деятельности, самостоятельной двигательной деятельности и во время физкультурных занятий, главной задачей которых является развитие основных движений, таких как лазание, бросание, метание, ходьба, бег, прыжки.
Публикация «Игровые приемы на занятиях по физической культуре с детьми 2–3 лет» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Как мы знаем, игра является основной формой взаимодействия с детьми.
Игровые приемы – это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.
Применение игровых приемов на занятиях по физической культуре помогают детям лучше усвоить основные виды движений: ходьбу, бег, прыжки, метание, бросание, лазание, развитию познавательной активности, формированию элементарных знаний о самом движении, умению выслушивать и понимать задание на физкультурных занятиях, индивидуальному общению с ребенком, развитию слуховой и зрительной ориентировки.
Воображаемая ситуация помогает сделать интересными для ребенка двигательные задания: он не просто поднимает руки вверх, размахивает флажком, не просто идет по прямой, а шагает по тропинке, переходит через ручей по мостику, идет по кочкам, перешагивает их, прыгает как зайчик. Каждый ребенок, выполняя задание воспитателя рядом с другими, реализует при этом свои возможности.
Выражая сочувствие игровым персонажам, малыши осваивают различные движения, на деле узнают их целесообразность, а так же по своей инициативе проявляют реальные физические и морально-волевые качества.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт нацеливают содержание образовательной области «Физическое развитие» на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих задач: развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. Образовательная область физического развития ФГОС формирует понятия о гигиене, здоровье, закаливании.
В законе об образовании Российской Федерации дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время общепринятым способом освоения основных видов движений служит многократное повторение физических упражнений, однако, как показывает практика, для детей 2-3 лет однообразное выполнение таких упражнений не приносит желаемого результата. В литературе встречаются сообщения об эффективности использования на занятиях по физической культуре игрового метода, суть которого заключается в освоении тех или иных видов движения посредством специально подобранных игр и игровых приемов.
В начале года была проведена диагностика уровня физического развития по следующим критериям:
Ребенок интересуется разнообразными физическими упражнениями, действиями с физкультурными пособиями (погремушками, ленточками, кубиками, мячами и др.).
При выполнении упражнений демонстрирует достаточную координацию движений, быстро реагирует на сигналы.
С большим желанием вступает в общение с воспитателем и другими детьми при выполнении игровых физических упражнений и в подвижных играх, проявляет инициативность.
Стремится к самостоятельности в двигательной деятельности, избирателен, по отношению к некоторым двигательным действиям.
Переносит освоенные простые новые движения в самостоятельную двигательную деятельность.
В группе 22 человека, продиагностированы 22 ребенка. Исходя из диагностики, было выявлено следующее:
1) По первому критерию
точка роста – 0 человек
стадия становления - 15
стадия формирования - 7
2) По второму критерию
точка роста – 5 человек
стадия становления – 9 человек
стадия формирования – 8 человек
3) По третьему критерию
точка роста – 7 человек
стадия становления – 4 человека
стадия формирования – 11 человек
4) По четвертому критерию
точка роста – 8 человек
стадия становления – 2 человека
стадия формирования – 12 человека
5) По пятому критерию
точка роста – 2 человека
стадия становления – 8 человек
стадия формирования – 12 человек
Исходя из диагностики, мной была поставлена цель: применение игровых приемов на занятиях по физической культуре с детьми 2-3 лет.
Так же, исходя из данных диагностики, были поставлены следующие задачи:
1. Обогащать детский двигательный опыт,
2. Способствовать освоению основных движений,
3. Способствовать возникновению интереса к подвижным играм и согласованным двигательным действиям.
4. Продолжать формирование умения ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног, действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры.
Для себя определила следующие этапы работы: подготовительный, основной, заключительный.
На подготовительном этапе мной была изучена методическая литература по данной теме: Программа «Детство», Перспективное планирование (1 младшая группа, 2-3 года, «Занятия по физической культуре с детьми 2-4 лет» автор Галина Викторовна Хухлаева.
Далее я перешла к основному этапу работы.
Свою работу по применению игровых приемов я строила следующим образом.
Наработано перспективное планирование занятий по физическому развитию с включением в них игровых приемов.
В вводной части физкультурных занятий я повышала эмоциональное состояние детей, активизируя их внимание игровой мотивацией - погулять по лесу с мамой курочкой, пойти в гости к колобкам и поиграть с ними, как зайки гуляют на лужайке, пойти в гости к озорным мячам, путешествие на лесную полянку, едем паровозиком на полянку к бабочкам.
Затем, выполняя ходьбу и бег, я использовала следующие игровые приемы :
• ходьба «по лесу», «по полянке», «маленькие ножки идут по дорожке».
• «перешагивание через пенечки», «перешагивание через лужи, чтобы не намочить ножки», «перешагивание через кочки», «большие ноги идут по дороге».
• «побежали к игрушкам в гости», «побежали цыплятки по полянке», «озорные белочки побежали на лесную полянку».
Выполняя общеразвивающие упражнения, и основные движения старалась мотивировать детей на правильность, используя такие приемы как : «машем крылышками», «барахтаемся как жучки», «показали, какие большие выросли цыплятки, и какие были маленькие», «цыплятки любят прыгать, прыгаем высоко»;
«Идем по мостику», «перепрыгиваем через бревнышки», «бросаем камешки в озеро»;
«Поднимем наши колобки и посмотрим на них», «покажем колобки друг другу», «поскачем легко, как колобок».
«Догони колобок», «покатаем наши колобки по дорожке, они очень любят кататься», «в лесу живут жучки, давайте пойдем как жуки на четвереньках».
Играли в подвижные игры «Кошка и цыплята», «Жуки», «Солнышко и дождик», «Лохматый пес», «Воробышки и автомобили».
Так же мною была проведена индивидуальная работа с детьми :
- в бросании мяча на дальность из-за головы,
- лазании по гимнастической лесенке,
- катании мяча друг другу,
- метании в горизонтальную цель правой и левой рукой.
Было проведено анкетирование с родителями по вопросам физического воспитания на тему «Здоровье ребенка».
На заключительном этапе моей работы была проведена повторная диагностика уровня физического развития по следующим критериям:
Ребенок интересуется разнообразными физическими упражнениями, действиями с физкультурными пособиями (погремушками, ленточками, кубиками, мячами и др.).
При выполнении упражнений демонстрирует достаточную координацию движений, быстро реагирует на сигналы.
С большим желанием вступает в общение с воспитателем и другими детьми при выполнении игровых физических упражнений и в подвижных играх, проявляет инициативность.
Стремится к самостоятельности в двигательной деятельности, избирателен, по отношению к некоторым двигательным действиям.
Переносит освоенные простые новые движения в самостоятельную двигательную деятельность.
и показала такие результаты:
1) По первому критерию
точка роста – 0 человек
стадия становления – 7 человек
стадия формирования – 15 человек
2) По второму критерию
точка роста – 3 человека
стадия становления – 11 человек
стадия формирования – 8 человек
3) По третьему критерию
точка роста – 3 человека
стадия становления – 6 человек
стадия формирования – 13 человек
4) По четвертому критерию
точка роста – 5 человек
стадия становления – 3 человека
стадия формирования – 14 человек
5) По пятому критерию
точка роста – 1 человек
стадия становления – 5 человек
стадия формирования – 16 человек