Ольга Белая
Педагогический опыт по ОБЖ «Безопасность детей в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад «Безопасность
детей в природе»
МБДОУ ЦРР –
д/с №3 «Звездочка»
г-к Анапа
Белая Ольга Анатольевна
. В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утвержденных Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655) определено содержание образовательной области «Безопасность» направленой на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
Публикация «Педагогический опыт по ОБЖ „Безопасность детей в природе“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность на природе, в лесу
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. «Стратегический приоритет политики в сфере детства- это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни»,-подчеркнуто Президентом РФ в послании Федеральному Собранию на 20011-2013 г.
Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях В программе дошкольного воспитания. одобренной и подготовленной в соответствии с требованями ФГТ существует блок из образовательной области «Безопасность», который неразрывно связан с экологическим воспитанием:»Безопасный отдых на природе». Задача работы по этому направлению рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости всех проблемных объектов, чтобы дети поняли - земля - наш общий дом, а человек - часть природы. ЦЕЛИ.
v Формирование у детей дошкольного возраста основных представлений, знаний, умений и навыков об основах безопасности жизнедеятельности.
v Стимулирование развития у детей смысловых образований, поведенческих навыков в вопросах безопасности и жизнедеятельности.
v Повышение уровня развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
Приобщения к правилам безопасного поведения;
Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Всю деятельность по этому блоку я разделила на части:
Правила поведения детей в природе (экскурсии, походы, путешествия.)
Правила поведения с незнакомыми растениями (грибы, ягоды, цветы).
Правила поведения с дикими и домашними животными (Уход и правила гигиены, встреча с животными в лесу или в населенном пункте)
4. Правила поведения на воде (Закливание, купание в водоемах,солнечные и воздушные процедуры)
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
- занятия;
-игры – занятия;
-беседы;
-чтение художественной литературы;
-рассматривание иллюстраций по теме;
-наблюдения;
-экскурсии;
-сюжетно – ролевые игры;
-настольные, дидактические, подвижные игры;
-игры - тренинги;
-просмотр мультфильмов;
-трудовая деятельность;
-продуктивная деятельность;
-отгадывание загадок;
-развлечения;
-досуги;
Все эти формы работы,как правило вносятся педагогами не в основную сетку занятий, а как дополнение в образовательный процесс т. е. ситуационные беседы перед завтраком, в момент наблюдений на прогулке, создание проблемной ситуации во время бесед и т. д.
Правила поведения детей в природе (экскурсии, походы, путешествия) С детьми необходимо обсудить следующие вопросы. Лес – это дом, жилище животных, насекомых и растений. Мы в этом жилище – гости. А как следует вести себя гостям? Аккуратно! Ничего не ломая, не нарушая покоя лесных зверей. Подробнее следует обсудить конкретные правила.
1. Нельзя разводить огонь в лесу. Почему? Что может случиться с лесом?
2. Нельзя разорять гнезда птиц. Почему? Много ли времени уходит у птиц на строительство гнезда и уход за яйцами? Расстроится ли птица, если вернется домой, а там нет ее детишек?
3. Нельзя разорять муравейники. Посмотрите, какие муравьи маленькие. Представьте себе, как они видят вас. Вы для них – великаны! И не смотря на то, что муравьи такие крохотные, они постоянно работают. Вот такой величины может достигать их дом – муравейник. Муравьев считают санитарами леса. Почему?
4. Не обижай насекомых и животных. Почему нельзя обижать насекомых и муравьев? Почему их нельзя брать с собой? Можно ли забирать даже очень симпатичных жителей из их дома?
5. Нельзя шуметь в лесу. Почему? Как воспринимают музыку животные?
6. Не оставляй мусор. Почему его нельзя оставлять? Что случится, если все будут мусорить в лесу? Как отнесутся к этому звери?
7. Нельзя ломать деревья, кусты, рвать траву, цветы и ягодные кусты с корнем. Почему? Вырастут ли они заново?
8. Нельзя ломать ядовитые грибы. Почему? как используют их звери?
Итак, когда правила поведения обсудили и поняли, время отправляться в лес. Чем можно занять детей в лесу? Как развлечь детей в лесу?
Игры и занятия для детей в лесу
Игра 1. Лесные звуки.
Встаньте или сядьте с детьми вкруг. Предложите им закрыть глаза и прислушаться. Кто слышит больше звуков? Какие звуки слышны?
Игра 2. Маленькие исследователи.
Возьмите с собой лупу и рассмотрите лист под увеличительным стеклом. Дома зарисуйте узор листа.
Игра 3. Мастера в лесу.
У детей есть с собой мешочки или корзинки, их задача – найти и собрать оригинальный материал для творчества и поделок (мох, веточки, куски коры, листья, шишки). Дома дети реализуют замыслы.
Игра 4.«Береги природу»
На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т. д.