Ольга Гусева
Инновационный педагогический опыт «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационный педагогический опыт работы на тему : «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством поисково-исследовательской деятельности»
Все мы хорошо знаем, что дети по природе своей - исследователи. В обыденной жизни они часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Публикация «Инновационный педагогический опыт „Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен сегодня на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одаренности. Таким образом, развитие познавательной активности ребёнка, его исследовательских способностей - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем. Народная мудрость гласит: «То, что я услышал – я забыл. То, что я увидел – я помню. То, что я сделал сам – я знаю». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Проблема заключается в том, что, мы, взрослые, торопимся научить ребёнка тому, что считаем главным, часто не уделяя должного внимания его собственным исследовательским порывам, пытаясь направить его познавательную деятельность в русло, которое сами считаем наиболее важным. Нередко на стремление ребенка познакомиться с окружающим миром мы реагируем так: «Отойди немедленно от лужи, ты уже испачкала платье! Не трогай песок руками, он грязный!» и т. д. Хотя исследования, проведённые академиком, доктором психологических наук Н. Н. Поддъяковым, показали, что лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности приводят к серьезным психологическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем.
Таким образом, одним из перспективных методов, которые служат развитию познавательных способностей детей является метод экспериментирования.
Именно экспериментирование, по мнению Н. Н. Поддъякова, является ведущим видом деятельности у детей. Об этом же неоднократно говорил и Л. С. Выготский.
Основная цель моей работы: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности
Гипотеза: в процессе детского экспериментирования дети научатся:
- выделять проблему;
- принимать цель;
- решать проблему;
- сопоставлять различные факты;
- осуществлять эксперимент;
-делать выводы.
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Дошкольники на таких занятиях знакомятся со свойствами различных веществ, предметов, материалов. Учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытническим путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают чувство удовлетворения от проделанной работы. Ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность: «Почему? Зачем? Как? Что будет, если?», почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель - наставник, а равноправный партнер, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность. Инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей, они сами задумывают опыт, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.
Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка. В нашем саду развивающая среда, способствующая познавательному развитию детей, представлена «мини-лабораториями», где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, формирования познавательного интереса детей к окружающему миру, развития исследовательских умений.
Оборудование уголка экспериментальной деятельности состоит из 3-х компонентов: это
-Компонент дидактический, к которому относятся книги познавательного характера для детей дошкольного возраста; тематические альбомы; различные коллекции: например, коллекция "Бумага", "Пуговицы, "Ткани ",Подарки (зимы, весны, осени).
Компонент оборудования: Простейшие приборы и приспособления: лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений», зеркальце, контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами, "бросовый материал" : веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки.
Материалы: песок, глина, вода, бумага, магниты, набор игрушек для игр в воде, красители пищевые и непищевые; семена разных растений; некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука).
Компонент стимулирующий: правила работы с материалами; персонажи, наделанные определенными чертами, от имени которых моделируется проблемная ситуация; карточки-схемы проведения экспериментов.
Организуя детское экспериментирование, я изучила работы таких ведущих авторов, как, Н. Н. Поддьяков, О. В. Дыбина, И. Э. Куликовская, Ф. А. Сохина, Н. А. Рыжова, С. Н. Николаева. На основе изученной литературы я составила перспективный план, а также разработала и успешно реализовала долгосрочный проект «Водица-Царица», направленный на развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления и экспериментальной деятельности с водой (свойства, агрегатные состояния, явления природы – иней, снег, лед, гололед, наст и др.)
Разработанный мною проект занял 2 место во Всероссийском конкурсе журнала «Дошкольник» - «Проектная деятельность в дошкольном учреждении», а также в межрегиональном конкурсе «Радуга открытий»
Специально организованные занятия по экспериментированию я провожу на основе самостоятельного составления конспектов и использования конспектов из опыта работы других педагогов
Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру:
1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
2. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования
3. Уточнение плана исследования
4. Выбор оборудования, непосредственное проведение эксперимента
5. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования
Так как интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста, занятия по детскому экспериментированию я начинаю проводить со 2-й младшей группы. В этом возрасте в экспериментировании ведущая роль принадлежит педагогу – я ставлю цель опыта, помогаю продумать план его проведения, учу подбирать необходимый материал и оборудование, видеть результат деятельности. Для поддержания интереса задания детям, проблемные ситуации даются мною от имени сказочного героя – Незнайки.
Занятия проводятся с небольшими подгруппами (от 7 до 12 детей, что обеспечивает наибольшую познавательную и творческую активность каждого воспитанника.
Процесс развития детского экспериментирования не ограничивается специально организованными занятиями. В совместной деятельности с детьми я использую упражнения и проблемные ситуации, затрагивающие разнообразные объекты природы, или же подключаюсь к возникшей самостоятельной деятельности детей, замысел которой часто возникает, как сиюминутное желание действовать с чем-то, делать что-то. Так на прогулке на участке, замечаем, что на дорожках травы нет. Почему? Пробуем капнуть палочкой, и убеждаемся, что на дорожках земля твердая, а рядом – на обочине – рыхлая. Пришли к выводу: раз такую почву не может раскопать сильный человек, значит и слабым растениям трудно через нее пробиться. Продолжаем прогулку. Так эксперимент прошел незаметно для детей.
В средней и старшей группе на 5-м и 6-м году жизни детей продолжается обогащение опыта детей по познанию окружающего мира. На этом этапе идет практическое освоение детьми свойств и качеств таких материалов, как: глина, дерево, бумага, ткань, стекло, резина. Дети активно участвуют в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомятся со способами фиксации полученных результатов. Во время совместного экспериментирования мы с детьми ставим цель, выдвигаем гипотезы, совместно определяем этапы работы, делаем выводы. Я развиваю умение детей вырабатывать гипотезы, используя простые упражнения, вопросы: «Давайте подумаем, почему нельзя плавать на бумажном корабле?». Так же учу детей в ходе деятельности задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему? После каждого эксперимента приучаю детей к самостоятельности при уборке рабочего места. Стараюсь делать это в стихотворной форме, что больше стимулирует детей.
Ты работу завершил?
Все на место положил?
С песком:
Если опыты с песком,
Дружи с метелкой и совком.
С водой:
Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
Пролил воду - не беда:
Тряпка под рукой всегда.
Со стеклом:
Со стеклом будь осторожен –
Ведь оно разбиться может.
А разбилось – не беда,
Есть ведь верные друзья:
Шустрый веник, Брат-совок
И для мусора мешок –
Вмиг осколки соберут,
Наши руки сберегут.
В процессе экспериментирования я прививаю детям навыки межличностного общения и сотрудничества: учу договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаю внимание детей на мнение других, учу слушать друг друга, предлагаю более активным детям помочь застенчивым. Я стимулирую детей к самостоятельному анализу результатов опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.
На 6-м, 7-м году жизни все более и более углубляются представления детей об окружающем мире, эксперименты усложняются по содержанию и методике проведения. Теперь инициатива по проведению экспериментов чаще принадлежит детям.
Коллектив детского сада и родители должны стать единомышленниками в решении поставленных задач развития поисково-исследовательской деятельности детей. С целью выявления отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей проведено анкетирование. По результатам сделан вывод, что их заинтересовала данная проблема, понимают его значимость в развитии ребенка. Для включения родителей в процесс развития познавательного интереса детей я разработала и провела родительские собрания в традиционной и нетрадиционной форме, оформила серию наглядной информации для родителей, провела индивидуальные и групповые консультации. Многие родители заинтересовались домашним экспериментированием, и это стало увлекательным занятием для всей семьи.
Диагностика степени устойчивости познавательного интереса показала, что в группе наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности использования данного опыта в работе.
Результаты обследования показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:
повышение уровня развития любознательности;
развитие исследовательских умений и навыков детей;
речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы);
развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения);
систематизация и расширение представлений детей о неживой природе.
В заключение хочется процитировать слова Климента Аркадьевича Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
Следует помнить, что при отборе содержания детского экспериментирования необходимо учитывать возрастные особенности детей, закономерности психического развития ребенка, а также жизненный опыт дошкольника