Татьяна Чистякова
Инновационный педагогический опыт «Организация музыкально-ритмической деятельности детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационный педагогический опыт
ТЕМА: «Организация музыкально-ритмической деятельности детей старшего дошкольного возраста»
Насколько многогранна и разнообразна жизнь, настолько интересно и увлекательно пребывание детей в дошкольном учреждении. Только здесь созданы оптимальные условия для развития личности.
Не один год проходит, прежде чем у детей будут заложены нравственные и эстетические основы, на которых в дальнейшем строится система целенаправленного процесса.
Публикация «Инновационный педагогический опыт „Организация музыкально-ритмической деятельности детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция июнь 2018
Музыкальное искусство – важнейшее средство воспитательного воздействия на человека. Музыкальное искусство расширяет кругозор человека, обогащает его духовный мир. Музыка побуждает к общению, к творческой деятельности, доставляет эстетическое наслаждение. Тема оптимального воздействия музыкальных средств на подрастающее поколение всегда актуальна.
Игра на детских музыкальных инструментах и движения – это и есть музыкальное искусство. Они занимают важное место в музыкальном развитии дошкольников. Это основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят играть, двигаться, танцевать, потому что игровая деятельность является основной в дошкольном возрасте. Особое место здесь занимают музыкальные игрушки и музыкальные инструменты. Самостоятельно исполняя незатейливый мотив, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. В процессе игр у детей развиваются музыкальные способности : музыкальный слух, память, чувство ритма. Игра на музыкальных инструментах объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям. Творческое исполнение вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму, и, порой, убеждает его сильнее, чем информация, полученная другим путем.
Развитие музыкально-ритмических способностей у детей – одна из актуальных задач музыкального руководителя детского сада. К тому же это одна из самых сложных задач, требующих от нас педагогов высокого профессионализма. Игра на детских музыкальных инструментах – это не только яркий и зрелищный номер в подготовке к праздникам, но и инструмент в руках опытного педагога для развития музыкально-ритмических способностей у дошкольников в соответствии с их возможностями. Поэтому проблема формирования чувства ритма с помощью элементарного музицирования и движения под музыку в дошкольном возрасте очень актуальна. А еще она связана с поиском новых путей эстетического воспитания ребёнка средствами музыки через наиболее активные виды музыкальной деятельности.
Цель моей работы: организация музыкально-ритмической деятельности детей старшего дошкольного возраста с помощью синтеза музыки, речи и движения.
Задачи – «Развитие» :
Развивать чувство ритма и эмоциональность ребенка через игру на детских музыкальных инструментах, прививать детям элементарные навыки музицирования
Активизировать способности детей к самовыражению, самореализации.
Знакомить детей с музыкальными жанрами, средствами выразительности, а также со стилями элементарной импровизации с помощью моделей для музицирования.
Воспитывать природную музыкальность детей.
Интегрировать профессиональные знания педагогов ДОУ в раскрепощении индивидуально-творческих сил детей.
Творчески подходить к организации индивидуальной работы с детьми.
Изучать и расширять профессиональные знания, внедрять новые формы и методы в организацию музыкальной деятельности.
Емко и доступно расширять представления об окружающем мире.
Моя музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется педагогической идеей научить ребёнка понимать музыку, любить и создавать ее с помощью разнообразия музыкальных инструментов и ритмических упражнений.
Своеобразие педагогического опыта состоит в системе специально организованной деятельности по музыкальному воспитанию, способствующей не только более полному формированию художественно-творческих и музыкально-ритмических способностей ребенка, но и всестороннему развитию личности дошкольника.
Новизна опыта состоит в принципиально новом комплексном подходе к музыкальной деятельности, заключающемся в формировании чувства ритма, слуха, эмоциональной отзывчивости на музыку путем синтеза музыки, речи и движения, раскрытия творческой индивидуальности ребенка и предоставление ему возможности развития творческого потенциала в музыкальной деятельности.
Каковы же пути реализации поставленных задач?
Каждый вид деятельности служит средством развития какой-либо музыкальной способности. Ритмическое чувство находит выражение в первую очередь в музыкально-ритмических движениях, воспроизведении ритмического рисунка в хлопках, на музыкальных инструментах, в пении.
Как и все виды музыкальной деятельности, музыкально-ритмическая деятельность является средством музыкального воспитания и развития детей.
Учитывая все это, используя свои знания и опыт, я вплотную занимаюсь вопросами развития музыкально-ритмических способностей дошкольников, их культурой исполнения, развитием и расширением творческих возможностей, беря за основу среднюю, старшую и подготовительную к школе группы детского сада. Вот уже несколько лет я веду кружок «Ладушки», для которого разработала систему музыкально-ритмической деятельности, опираясь на труды замечательных педагогов-музыкантов. Одним из них является Карл Орф – австрийский композитор и педагог. Музыкальная педагогика давно занимается вопросами детского музицирования и его заслуга в этой области особенно велика. К. Орф принимал участие в конструировании специального инструментария для детей («инструменты Орфа», разработал синтетические формы музицирования, основанные на сочетании пения и движения, игры на инструментах и ритмодекламации.
Применение детских музыкальных инструментов обогащает музыкальные впечатления детей, развивает их музыкальные способности.
Тем самым развивается музыкальная отзывчивость на музыку, как основа музыкальности. А ребенок посредством игры на музыкальном инструменте самовыражается индивидуально.
Сочетание слова и движения под музыку издревле применялись в воспитании детей. Карл Орф в своем труде («Шульверк») предлагает сочетать слово и движение, как основу ритмического воспитания.
Словесно-ритмические упражнения помогают ребенку не только развивать чувство ритма. Координировать движения, согласовывая их движения с движениями других детей, учат пространственной ориентировке, укрепляют основные виды движений, способствуют освоению элементов плясок, танцев, игр, углубляют навыки обращения с различными предметами.
Считается, что уровень развития музыкальных способностей детей зависит от уровня их природных данных. В процессе работы я пришла к выводу, что наличие музыкальных способностей (музыкальной памяти, ритмичности, навыков звукоизвлечения) не определяет в дальнейшем степень культуры человека. Любые способности, даже самые слабые, можно развивать до высокой степени.
Взаимосвязь слова, музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально-духовного к конкретно-физическому.
Чтобы наш детский оркестр зазвучал, я руководствуюсь следующими педагогическими принципами :
1. Принцип самостоятельности (самостоятельное сочинение детьми музыки и сопровождения к движению, хотя бы в самой скромной форме.
2. Принцип доступности (Обучение детей игре на простых музыкальных инструментах, не требующее большого труда и дающее ощущение радости и успеха. С этой целью Орф придумал некоторые простые инструменты и использовал уже существующие. Главный инструмент ребенка – он сам: руки и ноги. Ребенок свободно пробует хлопать, топать, щелкать, шлепать и т. д.)
3. Принцип коллективности (минимальная группа состоит из двух участников, каждому из которых обеспечено равноправное участие в воспроизведении или импровизационном оформлении пьесы, а максимальное количество участников группы для музицирования практически не ограничено).
4. Принцип свободы ( Предоставление детям известной свободы на занятиях: возможности хлопать, топать, двигаться.)
5. Принцип контроля и управления (Уделение внимания с первых же дней дирижированию, с тем чтобы каждый ребенок мог управлять исполнением других участников.)
6. Принцип речевой активности (Работа со словом, ритмизация текстов, речевая основа которых - имена, считалочки, простейшие детские песни. Помимо музыкальных целей, здесь воспитывается подсознательное ощущение гармоничности и стройности родной речи, языка).
7. Принцип импровизации (Постижение ребенком импровизационным путем значения интонаций).
8. Принцип активного музицирования.
Для достижения положительного результата использую следующие формы работы:
1. Создание картотеки игр с использованием ритмических блоков (метроритмическое воспитание в детском саду);
2. Создание инструментария по системе К. Орфа;
3. Подборка речевых игр по принципу К. Орфа.
Научить детей импровизировать, учитывая заданный ритм – дело далеко не простое. Главное, чтобы ребенок не чувствовал, что его обучают, а был занят интересной для него деятельностью, был увлечен общей идеей. Создать творческую атмосферу, раскрыть возможности и способности детей – вот главная задача моей педагогической деятельности.
Я систематически делюсь своим педагогическим опытом с коллегами-педагогами. Для этого мной были подготовлены открытие мероприятия в дошкольном учреждении, разработан педагогический проект «Организация ритмической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста».
Дети старшего дошкольного возраста имеют устойчивый интерес к творчеству, умеют эмоционально исполнять несложные импровизации, пытаются подбирать по слуху знакомые мелодии, изъявляют желание участвовать в концертах, используют навыки игры на детских музыкальных инструментах в самостоятельной деятельности. Некоторые мои воспитанники продолжают свое музыкальное образование в школе искусств, творческих музыкальных коллективах и студиях.
Итак, систематичность в подходах к работе, варьирование разнообразных методических приемов, планомерное выполнение поставленных задач, последовательное изучение музыкальных произведений, многократное использование знакомого материала, постепенное усложнение репертуара, дифференцированный подход к детям, помощь воспитателей и родителей – все это позволяет добиться положительных результатов в обучении и развитии практических навыков детей старшего дошкольного возраста. За годы работы мною накоплен определенный опыт развития музыкально-ритмических способностей у дошкольников с помощью музицирования и ритмических упражнений. И в этой области достигнуты определенные результаты. Дети с огромным желанием импровизируют, играют в оркестре, проявляют огромный интерес к ритмическим упражнениям не только в детском саду, но и дома.
Я считаю, что результаты моей работы – это тот фундамент, на котором вырастет интерес и желание каждого ребенка заниматься музыкальной деятельностью, развивать в себе музыкальные способности, пусть и не на профессиональном уровне.
Для меня всегда было и остается важным не количество часов, отведенных для музыкальной деятельности, в то, как я ее провожу, творческий потенциал дошкольников. Я не утверждаю категорично, что каждый ребенок в будущем посвятит себя музыке, но создавать условия для развития их музыкально-ритмических способностей в моих силах.
Проработав по этой теме и проводя мониторинг знаний и умений воспитанников, я убедилась, что музыкально-ритмическая деятельность в нашем кружке «Ладушки» кроме развития чувства ритма помогает решить многие задачи:
1. Раскрепостить детей;
2. Помочь им овладеть навыками общения и коллективного творчества;
3. Совершенствовать их артистические навыки;
4. Активизировать мыслительный процесс.
В перспективе планирую продолжать работу по расширению методического материала для развития музыкально-ритмических способностей дошкольников посредством синтеза музыки, речи и движения, используя свой наработанный опыт и опыт передовых педагогов.