Анджела Рахматулина
Конспект НОД по ОБЖ «Детская безопасность» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по теме ОБЖ «Детская безопасность» для детей старшего дошкольного возраста.
Образовательные задачи: формировать представления об окружающем мире, о предметах домашнего обихода в жизни человека, об безопасном их использовании; познакомить с правилами противопожарной безопасности и учить детей их соблюдать; формирование основ безопасного поведения в окружающей жизни и на дороге, научить соблюдать правила поведения в общественных местах.
Публикация «Конспект НОД по ОБЖ „Детская безопасность“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие задачи: развивать у детей способность наблюдать, исследовать, рассуждать, делать выводы, давать правильную оценку предметам, явлениям, нравственную оценку поступкам, поведению.
Воспитательные задачи: воспитывать умение находить самостоятельно решение проблем, воспитывать желание передавать имеющиеся знания своим знакомым, друзьям, родственникам.
Предшествующая работа: экскурсии по улицам города, дидактические игры по теме, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, слайдов, альбомов по теме «Безопасность», выставка детских работ совместно с родителями.
Материал: иллюстрации по теме, дидактические игры.
Ход занятия.
В группе развешены иллюстрации по теме «ОБЖ».
Воспитатель: Ребята, сегодня мы узнаем об опасностях, которые могут приключится с вами и как их избежать. Опасности подстерегают на каждом шагу и главное научится правильно с ними бороться.
Воспитатель: Одна из страшных опасностей – это огонь. Как вы знаете, огонь может не только другом человека, но и злейшим врагом. Он не щадит ничего и никого. При пожаре может сгореть все – и вещи, и дом, даже люди могут серьезно пострадать, а может и погибнуть. Поэтому самому пожар тушить нельзя, надо вызывать специальную службу – пожарных. Только они могут грамотно и квалифицированно справится с огнем и спасти людей и дом.
Послушайте и отгадайте о ком загадка:
С огнем бороться мы должны,
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы?
Дети: Пожарные.
Воспитатель: Правильно, ребята, это пожарные. А как вы думаете, какими должны быть пожарные?
Дети: Смелые, отважные, решительные, выносливые, сильные, находчивые, храбрые, быстрые, умные, добрые.
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. Именно такими и должны быть пожарные, чтобы вовремя и быстро тушить пожар и спасать людей. Хочу предложить вам еще одно задание – игру «Найди предмет». Перед вами лежат картинки, на которых изображены пожароопасные предметы. Вам надо определить этот предмет и рассказать какие соответствующие правила использования надо соблюдать.
Воспитатель: Теперь, когда вы так прекрасно справились с заданием, предлагаю поиграть и побыть пожарными.
Проводится физкультминутка «Пожарные»
«На машине ярко-красной
Мчимся мы вперед.
Труд тяжелый и опасный
Нас пожарных ждет».
«Вой пронзительной сирены
Может оглушить
Будем мы водой и пеной
Весь пожар тушить».
«И в беду попавшим людям
Сможем мы помочь,
С пламенем бороться будем
Мы и день и ночь».
(Дети выполняю движения в соответствии с текстом).
Воспитатель: Отчего же происходят пожары? Пожары происходят от несоблюдения правил пожарной безопасности. Если люди оставляют без присмотра невыключенными электроприборы, газовые плиты, если дети играют со спичками, шалят со огнем.
Предлагаю вам задание: «Причины пожара». Я начинаю предложение, а вы заканчиваете.
- Раз, два, три, четыре
У кого пожар в… (квартире).
- Дыма столб поднялся вдруг,
Кто не выключил… (утюг).
- Красный отблеск побежал,
Кто со спичками… (играл).
- Стол и шкаф сгорели разом
Кто сушил белье над … (газом).
- Побежал огонь во двор
Это кто там жег костер?
- Пламя прыгнуло в траву
Кто у дома жег… (листву?
- Кто бросал в траву при этом
Незнакомые … (предметы).
- Дым увидел – не зевай
И пожарных… (вызывай).
- Помни каждый гражданин,
Это номер… (01).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете номер, по которому нужно вызывать пожарных в случае пожара?
Ребенок: Знает каждый гражданин,
Этот номер – 01.
Если к вам пришла беда -
Позвони скорей туда.
Ребенок: Если нет вдруг телефона –
Позови людей с балкона!
Ребенок: Кто с огнем неосторожен,
У того пожар возможен.
Дети, помните о том,
Что нельзя шутить с огнем!
Воспитатель: Я надеюсь, ребята, вы поняли, что с огнем шутки плохи, с ним нельзя играть и относится к нему беспечно во избежание несчастных случаев. И, конечно, же вы запомнили телефон пожарной службы – 01.
Воспитатель: Пожар- конечно же страшная опасность, но существуют и другие не менее страшные. У каждого из вас дома есть предметы, которые необходимы в домашнем обиходе и без них нельзя сделать некоторые дела – например приготовить еду, погладить белье, пришить пуговицу и т. д. Но они могут угрожать здоровью и даже жизни человека, если с ними неправильно обращаться.
Послушайте загадки об этих предметах и скажите есть ли они у вас дома:
Загадки
Режет хлеб,
Намажет масло.
Но помни:
Есть с него опасно?
(нож)
Они обычно для шитья;
И у ежа их видел я;
Бывают на сосне, на елке,
А называются.
(Иголки)
Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук.
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне все стук да стук.
(Гвоздь)
Очень любят обрезать,
Разрезать и надрезать.
(Ножницы)
По одежде он плывет,
Как горячий пароход.
Стало все белье на диво
Очень гладким и красивым.
(Утюг)
Не хочу я молчать
Дайте вволю постучать!
И стучит день - деньской
Он железной головой!
(Молоток)
Дети отгадывают загадки, находят картинки – отгадки и рассказывают, как надо правильно обращаться с этими предметами.
Воспитатель: Давайте с вами поиграем и узнаем, как мы маме помогаем.
Пальчиковая гимнастика «ПОМОЩНИКИ»
Раз, Два, три, четыре, Хлопают в ладоши
Мы посуду перемыли: Поглаживают ладошки друг о друга
Чайник, чашку, ковшик, ложку Загибают по одному пальчику, начиная с большого
И большую поварешку
Мы посуду перемыли, Поглаживают ладошки друг о друга
Только чашку мы разбили Загибают по одному пальчику, начиная с большого
Ковшик тоже развалился
Нос у чайника отбился
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали! Хлопают в ладоши
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете эти предметы действительно опасные, в каких случаях?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, ребята, вы ответили. Надо обязательно соблюдать правила использования таких предметов. Если вы что – то режете, шьете, прибиваете гвозди и т. д. – нельзя ни в коем случае отвлекаться и отвлекать других. Надо сначала сделать дело и положить предметы на место. Все опасные предметы должны лежать строго на своих определенных местах.
А сейчас давайте поиграем в игру «Доскажи словечко»
- Дома острые ножи
Ты на полку …. (положи)
- Если ножницы достал.
Убери откуда …. (взял)
- Не раскидывай иголки,
Убери их все на …. (полку)
- Пальчик или гвоздик
В розетку не …. (совать)
Электричество опасно
Это каждый должен ….(знать).
Воспитатель: Если вы все будете точно и четко выполнять эти правила, то:
Ни девочки, ни мальчики
Не порежут свои …. (пальчики).
Воспитатель: Еще одна опасность, которая подстерегает вас- это встреча с незнакомыми людьми. В жизни встречаются не только опасные предметы, но и опасные люди. Намерения у них недобрые и выглядят они по – разному. Не обязательно это страшный дяденька со злым лицом, это может быть и молодая девушка, и добрая красиво одетая женщина. Чтобы совершить что – то плохое, злой человек прикидывается добрым: улыбается, угощает сладким, гладит по голове, предлагает пройти посмотреть на щенка или котенка, дарит красивую игрушку.
Я вам сейчас предлагаю обыграть различные жизненные ситуации, которые могут угрожать здоровью и даже вашей жизни.
Итак, ситуация первая:
«Ты дома один, и вдруг кто – то звонит в дверь. Незнакомец может представится другом твоих родителей, врачом, полицейским, соседкой, почтальоном, сантехником. Что ты будешь делать? Сразу откроешь или нет?»
Ребенок: Не пускайте дядю в дом,
Если дядя незнаком!
И не открывайте тете,
Если мама на работе!
Воспитатель: Ситуация вторая:
«Если все же незнакомец пытается открыть твою дверь, взломать ее. Любыми способами пробраться в квартиру. Что ты будешь делать?»
Ребенок: Запомните дети:
Если кто- то лезет в дом,
Поскорей звони (02)
Воспитатель: Но плохие люди могут встретиться и на улице. Они очень изобретательны и знают много способов, чтобы обмануть свою жертву.
Ситуация третья:
«Незнакомец угощает ребенка сладкой конфетой или мороженым и зовет пойти к нему домой, потому что у него дома мешок сладостей». Ваши действия?
Ребенок: Запомните, ребята,
Ведь преступник для того,
Чтобы ребенка заманить,
«фанты» даст ему попить.
Принесет наклеек пачку
И отравленную жвачку!
Помните, ребята, такая еда
Принесет вам немало вреда!
Воспитатель: Незнакомые люди могут придумать любую жалобную историю, или позвать вас спасти бездомного котенка, поехать с ними на машине к родителям, которые как будто бы ждут вас в другом месте.
Сейчас мы посмотрим, как вы запомнили правила поведения с незнакомыми людьми-предлагаю вам поиграть в игру «Знакомый, свой, чужой»
Описание: перед началом игры выяснить у детей, кого, по их мнению, можно считать «своим», а кого- «чужим», кого можно назвать «знакомым», чем знакомый отличается от близкого человека, чем от чужого, постороннего. Дети стоят на небольшом расстоянии друг от друга, образуя круг. Ведущий — в центре поочередно бросает мяч каждому, приговаривая: знакомый, свой, чужой, выделяя интонацией и паузой того, кого нужно назвать. Ребенок, поймавший мяч, называет соответствующего человека и возвращает мяч ведущему.
Воспитатель: Запомните, дети:
Каждый грамотный ребенок
Должен твердо знать с пеленок:
Если вас зовут купаться,
И в кино зовут сниматься,
Обещают дать конфет,
Отвечайте твердо – НЕТ!
Или даже в цирк билет,
Отвечайте твердо – НЕТ!
Есть на все простой ответ
Ты ответить должен – НЕТ!
Воспитатель: Конечно, в мире больше добрых и хороших людей, чем злых и плохих. Но всегда надо быть осторожными, уметь вежливо отказаться и спокойно уйти от незнакомого человека. Не стоит далеко уходить от своего дома, даже вместе с друзьями. Вы вырастете, станете сильнее, мудрее и тогда вам никто не будет страшен.
Воспитатель: Я очень хочу с вами снова поиграть и узнать, знаете ли вы как нужно себя вести около проезжей части, как соблюдать правила дорожного движения. Потому что незнание и несоблюдение правил дорожного движения тоже может привести к непоправимым бедам.
Игра «Мы выходим со двора»
Начинается игра:
Мы выходим со двора.
Ножки топают: топ, топ.
Но перед дорогой стоп!
Ищем, ищем. Где же? Вот!
«Пешеходный переход»
Переход со светофором:
Глазки ждут зелёный свет,
На другой прохода нет!
Влево, вправо посмотри!
Нет автомобилей вроде,
Строго под прямым углом.
Быстрым шагом переходим.
Быстрым шагом – не бегом.
Воспитатель: Мы с вами часто ходим на экскурсии, вы каждый день с родителями ходите по улицам - в детский сад, в магазин, либо просто гуляете. Конечно вы обратили внимание на то, что у нас в городе по дорогам едет много машин, идет много пешеходов. И чтобы был порядок, существует много разных знаков. Указательные знаки сообщают участникам движения о местах пешеходных переходов, об остановках общественного транспорта. Предупреждающие знаки – предупреждают водителей и пешеходов о чем – то важном на этом отрезке улицы. Есть еще знаки запрещающие. Они вводят разные запреты и ограничения. Эти знаки предупреждают водителей и пешеходов, о том что движение на этом месте запрещено. Куда бы вы не шли всюду вас на улицах встречают дорожные знаки.
Знаки важные, дорожные, -
Компас взрослых и ребят.
Дети! Будьте осторожны!
Выполняйте непреложно
Все, что знаки говорят!
Воспитатель: Сейчас проверим, как вы запомнили правила дорожного движения. Если вы соблюдаете ПДД, то дружно отвечаете: «Это я, это я, это все мои друзья!», а если какое-либо из правил не соответствует норме, тогда молчите.
- Кто из вас, идя домой,
Держит путь по мостовой?
- Кто из вас идёт вперёд
Только там, где переход?
- Кто бежит вперёд так скоро,
Что не видит светофора?
- Знает кто, что свет зелёный
Означает: путь открыт?
- А что жёлтый свет всегда нам
О внимании говорит?
- Кто, пусть честно говорит,
На трамвае не висит?
- Знает кто, что красный свет –
Это значит: хода нет?
- Кто из вас в вагоне тесном
Уступил старушке место?
- Кто торопится, бежит
Перед знаком «Путь закрыт!»
Воспитатель: Молодцы, ребята. Хорошо справились с этим заданием. Предлагаю вам следующее задание «Собери знак»
Дети собирают разрезные картинки, на которых нарисованы дорожные знаки и объясняют, что за знак получился и что он обозначает.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами учили правила безопасности жизнедеятельности человека. Я надеюсь, что вы запомнили все правила и поделитесь ими со своими родными, близкими и друзьями. Но запомните, их надо не только знать, но и обязательно соблюдать! Давайте возьмемся все за руки и вместе проговорим наш девиз:
Все мы дружные ребята,
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем,
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Пусть все будет хорошо,
Будет радостно, светло.