Ольга Бокова
Педагогический опыт «Нравственное воспитание старших дошкольников и преемственность со школой»
▼ Скачать + Заказать документы
На плечи воспитателей ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы воспитать в душе ребенка духовное начало, развить чувства, чтобы он вырос не бездумным и не равнодушным человеком. Нравственное воспитание детей – это привитие детям определенных нравственных качеств, принятых в нашем обществе. Если ребенку не давать правильные устои, азы моральных качеств, то он никогда не станет полноправным человеком в обществе. Я работаю с детьми подготовительной группы. В этом возрасте основными задачами нравственного воспитания являются :
Публикация «Педагогический опыт „Нравственное воспитание старших дошкольников и преемственность со школой“» размещена в разделах
- воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, воспитание организованности, дисциплинированности, коллективизма, уважения к старшим, заботливого отношения к малышам, пожилым людям;
- формирование сочувствия, отзывчивости, справедливости, скромности;
- развитие волевых качеств: умения ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру;
- обогащение словаря формулами словесной вежливости;
- расширение представлений детей об обязанностях, прежде всего, связанных с подготовкой к школе.
Для того чтобы начать работу, я изучила методическую литературу:
основную общеобразовательную программу дошкольного образования "От рождения до школы" (Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева).
«Нравственное воспитание дошкольников в детском саду» под редакцией В. Г. Нечаевой и Т. А. Марковой (я определила и поставила для себя цели и задачи, направленные на формирование нравственных качеств дошкольников).
«Посеешь привычку – пожнёшь характер» Л. И. Каплан (я узнала и применила в своей работе опыт педагога в формировании полезных привычек у детей).
«Воспитание детей в игре» А. К. Бондаренко, А. И. Матусик (данное пособие помогло мне освоить методику вовлечения детей в игру, помогая им понять нравственные нормы и представления).
«Ребёнок в детском саду» Т. И. Бабаева (книга помогла мне в выборе игр и игровых ситуаций для формирования нравственных качеств).
Исходя из выше изученной литературы, я выбрала путь, который показался мне самым верным - воспитывать у дошкольников нравственные качества через разные виды деятельности. Разработала перспективный план по нравственному воспитанию.
В соответствии с задачами данной темы я обеспечила свою будущую работу необходимой материальной базой: приобрела художественную литературу, прививающую детям нравственные устои (книги по произведениям Н. Носова, В. Бианки, Е. Чарушина, К. Ушинского, Л. Толстого и др., книги, воспитывающие гордость за свою великую историю: «Города России», «История России», «Суздаль- музей под открытым небом», «Третьяковская галерея», «Мы живём в России», «Детские стихи о самом главном», «Рассказы о юных героях», «Военная энциклопедия», «Наша Родина – Россия», «Былины о богатырях земли русской», «Библия в картинках», атлас «Мир и человек», книги региональных авторов (Л. Ф. Шубной, А. Е. Екимцева Е. Ф. Епанешникова, изготовила семейный альбом группы, альбом с гербами семей, семья Войченко принесла своё генеалогическое древо, приобрела игры «Я должен и не должен», «Правила хорошего поведения». Так как эта задача реализуется в разных видах деятельности, для этого разнообразила и пополнила сюжетно-ролевые игры, атрибуты для трудовой деятельности.
На начало работы я провела педагогическое наблюдение за своими воспитанниками и выявила их уровень знаний, который показал 2.9 балла (73%). После всех предварительных мероприятий я приступила к реализации годовой задачи.
С детьми были проведены мероприятия:
Беседы: «Что такое дружба?», «Поговорим о доброте», «Как я отношусь к другим людям?», «Насколько я ответственен?», «Надо старшим помогать», «Почитай отца и мать - в жизни будет благодать», «Дети и родители», «Скромность украшает человека», «Добрые и злые» «Не проходи мимо чужой беды»;
Непосредственная образовательная деятельность: «Самый дорогой человек», «Как вести себя в обществе», «Давай помиримся», «Человек среди природы», «Братья и сёстры», «Я тебя прощаю», «Мудрое слово», открытый показ «Без труда не вынешь и рыбку из пруда»;
Игры: «Давайте жить дружно», «Помоги другу», «Копилка добрых дел», «Сделай сам», «Вместе многое мы сможем», «Докажи, что ты прав», «Вежливые слова»;
Трудовые упражнения: «Поможем малышам одеться», «Помоги дворнику», «Трудовой десант» (общественно-полезный труд и труд в природе).
Рисунки детей на тему: «Добрые герои сказок», «Моя семья», «Мой любимый детский сад».
С детьми с 19 по 23 октября был реализован проект «Радуга проведения».
Огромную поддержку в работе по данной годовой задаче оказали родители, они являлись моими союзниками в реализации намеченных мероприятий, всегда откликались на просьбы и выполняли рекомендации. В свою очередь, я заинтересовывала родителей интересной информацией и мероприятиями: в сентябре с родителями было проведено анкетирование на тему «Нравственное воспитание в семье». В октябре было проведено родительское собрание в форме круглого стола по теме «Формирование нравственных чувств детей в разных видах деятельности», состоялась выставка рисунков родителей и детей на тему «Нравственность глазами детей», прошла выставка детской художественной литературы, которая помогла родителям понять, какие книги по нравственному воспитанию надо приобретать для домашней библиотеки.
Родители получили наглядную и устную консультативную помощь:
Папки-ширмы: «Воспитание у дошкольников вежливости», «Нравственное воспитание дошкольников».
Папка-передвижка «Как воспитать детей добрыми?».
Консультации: «Растим нравственного человека вместе. Роль родителей в воспитании нравственных чувств дошкольников», «Воспитание дружеских чувств в играх», «Нравственное воспитание мальчиков».
Индивидуальная консультация «Нравственное воспитание дошкольников в семье».
Пословицы на тему нравственного воспитания : пословицы о дружбе, пословицы о труде.
Рубрика «Знаете ли вы, что…» (Как вырастить ребёнка достойным человеком).
Буклет: «Воспитываем культуру поведения». «Воспитать нравственного человека».
Рубрика «Читаем дома» (рекомендации для чтения по воспитанию у детей нравственных качеств).
Педагогический журнал «Из рук в руки». «Советы родителям будущих первоклассников».
Цитаты известных людей о воспитании.
Расширяя представления детей о предстоящем обучении в школе, я провела следующие мероприятия: беседы: «Что такое школа?», «Правила поведения в школе», «Учитель – твой друг и помощник», экскурсии в МОУ СОШ №1, на которых дети познакомились с классами, музеем Боевой Славы, актовым залом. Рассматривали с детьми картины: «Учитель ведёт урок», «На перемене». Очень нравится играть детям в сюжетно-ролевую игру «Школа», в которой они выполняют роли учителя и учеников, закрепляя правила хорошего поведения, тем самым развивая свои нравственно-волевые качества. Так же в своей работе стараюсь применять игровые приёмы, связанные со школой : начинаю и заканчиваю НОД звонками (колокольчик, физминутки – это переменки. Для развития у детей чувства ответственности за общее дело, организованности обучаю их работать в парах и тройках. Все вышеперечисленные мероприятия формируют у детей интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.
В перспективе мною запланированы другие экскурсии в МОУ СОШ № 1: знакомство с библиотекой, компьютерным классом.