Татьяна Воронова
Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ «Детский сад «Непоседы»
Воспитатель : Воронова Т. А.
«Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Как участник конференции отмечу, что вопросы духовного и нравственного воспитания детей являются важнейшими проблемами воспитания и решаются через совокупность связей и отношений человека и Бога, человека и природы, искусства и человека, человека и общества.
Публикация «Педагогический проект „Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Хочу поделиться с вами опытом моей работы на примере проекта «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
Актуальность
Образованию отводится ключевая роль в процессе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения российского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. В концепции модернизации муниципальной системы образования духовно-нравственное воспитание должно рассматриваться как обязательный для образовательных учреждений компонент педагогического процесса, охватывающий всех участников независимо от их социального происхождения, религиозной или национальной принадлежности. Таким образом было принято решение разработать и реализовать проект «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста». Реализация проекта позволила задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевал единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали и родители.
К сожалению, в современном обществе проявляются безнравственность, без духовности, утрачиваются такие качества личности человека, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, стране, особенностях русских традиций
Цель:
Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
Способствовать сохранению чистоты, целомудрия.
Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.
Задачи:
Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.
Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.
Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования
Участники проекта
Работа по формированию духовно – нравственного воспитания у детей в детском саду строится на тесной связи с семьей, социумом. От мировоззрения взрослых, их жизненной позиции, ярких наглядных примеров зависит точность усвоения ребенком своей роли в жизни, поэтому участниками проекта стали не только дети, но и их родители, педагоги ДОУ.
Проект является информационно-практико-ориентированным и охватывает различные виды детской деятельности детей, которые реализуются в таких формах работы, как тематические занятия (интегрированного характера, экскурсии, целевые прогулки, развлечения, праздники, встречи с интересными людьми, продуктивная деятельность, выставки.
В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Поэтапно мною была выбрана тема проекта, проводилась основная работа по ознакомлению детей с историей, культурой, приобщала к духовным и историческим ценностям своего народа. Работа по реализации проектной деятельности была направленна на воспитание духовно – нравственных чувств у детей.
Мною был создан мини - музей в группе, в котором дети могут познакомиться с декоративно-прикладным творчеством. Дети старшего дошкольного возраста получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства. Педагоги вовлекают детей в процесс изготовления народных игрушек и других предметов, в ходе которого дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи. Данная работа знакомит детей с народным костюмом. Это очень важно, так как позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа.
Создан так же уголок по краеведению. Формирование духовно – нравственного и патриотического воспитания у детей дошкольного возраста по средствам знакомства с историей родного края.
Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.
Были проведены открытые мероприятия с приглашением родителей. Дети были рады, что они являются участниками данного проекта и за то, что они владеют интересной информацией о крестьянской культуре и быте.
Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно. Совместно с родителями, помогаю детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной, игровой деятельности
Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников таких как «Масленица»
К Дню защитников Отечества в моей группе проводились мероприятия: спортивно военная игра «Зарница», сюжетно ролевая игра «Разведчики» Проведение сюжетно – ролевых игр нашло положительный отклик в сердцах наших воспитанников и их родителей.
Был организован концерт, в котором приняли участие наши воспитанники и их родители посвященный Дню Победы.
Приглашались ветераны ВОВ, которые проводили беседы с детьми, рассказывали о сложностях военных лет, просматривались фильмы по данной теме
Была проведена акция «Посади дерево Победы» на территории детского сада
Успешность проекта обеспечила постоянно пополняющаяся предметно – развивающаяся среда группы, созданная силами всех участников проекта :
• оборудован цент духовно -нравственного и патриотического воспитания,
• оформлены альбомы: «Герои ВОВ», «Города – герои»,
• собрана художественная и методическая литература,
• пополнена видеотека,
• подобраны дидактические игры
Вот так мы используем дидактические и народные игры в воспитании духовно-нравственных качеств у дошкольника. Предполагаемый результат: Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, на основе Православия, надеюсь достичь следующих результатов:
устойчивость навыков поведения;
сформированность основ ценностных сфер личности;
стабильность психического развития;
целостность восприятия мира;
воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;
формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;
развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;
Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Дети, участвующие в проектной деятельности :
• проявляют творческую активность в познании окружающего мира;
• сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических задач;
• способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий;
Родители, принимающие участие в проектной деятельности :
• получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы;
• смогли реализовать свои творческие способности.
А самое важное то, что в процессе организованной детской проектно - исследовательской деятельности, связанной с историей нашей страны, у дошкольников прочно формируются патриотические чувства и складываются определённые нормы морали, основанные на уважении к людям старшего поколения, любви к своей малой Родине и к Отечеству в целом.