МААМ-картинки

Педагогический опыт «Развитие родной речи через ознакомление дошкольников с бурятской культурой и традициями»

Найданова Долгор
Педагогический опыт «Развитие родной речи через ознакомление дошкольников с бурятской культурой и традициями»
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогический опыт

Тема: Развитие родной речи через ознакомление дошкольников с бурятской культурой и традициями.

Автор опыта :

Найданова Долгоржап Батожаповна воспитатель

п. Агинское

СОДЕРЖАНИЕ

1. Информация об опыте.

2. Актуальность опыта

3. Теоретическое обоснование опыта.

4. Цель, задачи опыта.

5. Система работы

6. Результативность опыта

Темочки:

7. Список литературы

1. Информация об опыте.

1. Комплексная программа «Детство» (Т. И. Бабаева, JI.E. Белоусова и др.).

2. Программа «Буряад хэлэн», автор Д. Д. Могоева

3. Программа «Обучения речевому общению детей старшего дошкольного возраста в условиях двуязычия», автор А. И. Улзытуева.

2. Актуальность:

На современном этапе развития нашего быстро меняющегося общества основной стратегической задачей образования становится воспитание и обучение функционально грамотной творческой личности. В реализации идей формирования личности особая роль принадлежит родному языку как фактору сохранения и развития народа, национального языка и национальной культуры.

Острейшей проблемой является то, что многие дети в настоящее время не знают своего национального языка, или не пользуются им. А это может привести к потере языка, исчезновению этноса. Особенно остро эта проблема ощущается в поселках, городах. Дети не знают родного языка, не находят общего языка со своими бабушками, дедушками - все это разрушает связь поколений.

Каждый человек должен владеть своим родным языком, возрождать свои обычаи и традиции. Поэтому изучение родного языка в раннем возрасте имеет очень большое значение. Начиная еще с детского сада, мы должны детей приучать любить и уважать свой родной язык. Именно в дошкольном возрасте нужно начинать заниматься с детьми, у них значительно быстрее развивается память и мышление, нежели уже в школьном возрасте.

3.

Теоретическое обоснование опыта.

Ценные мысли о важности национального образования и сохранения родного языка нашли отражение в трудах выдающихся педагогов прошлого Я. А. Коменского, А. С. Макаренко, И. Г. Песталоцци, В. А. Сухомлинского, J1.H. Толстого, К. Д. Ушинского, и др. В их наследии содержатся научно обоснованные и практически развитые педагогические концепции. Представители современной педагогической науки Г. Н. Волков, JI.B. Кузнецова, А. Б. Панькин и др. в числе приоритетных подходов к воспитанию предполагают ознакомление подрастающего поколения с собственной историей, искусством, традициями, в контексте культурного развития России и мира в целом.

Вопросы, связанные с исследованием речи, обширны разносторонни. Целый ряд современных психологических исследований речи, речевой деятельности и характера лингвистического мышления дошкольников (И. А. Зимней, А. А. Леонтьева, А. К. Марковой, A.M. Шахноровича) вскрывает резервы речевого развития детей на разных этапах обучения.

В психологии глубоко разработана теория деятельности (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, а ее основе - теория речевой деятельности (А. А. Леонтьев, которые служат основанием для объяснения такого психологического явления, как речь.

Вопросы развития устной речи школьников бурятской школы разработаны в исследованиях Д. Д. Ошорова, Б. Б. Батоева, Э. Р. Раднаева, С. Ц. Содномова. Вместе с тем, проблемы развития бурятской речи дошкольников все еще остаются малоисследованными. Для дошкольников по изучению бурятского языка разработаны программы, таких авторов как Д. Д. Могоева, А. И. Улзытуева.

4. Цель и задачи опыта.

Цель опыта : развитие бурятской разговорной речи дошкольников.

Задачи:

Развивать связную речь, грамматическую правильность речи, пополнять словарный запас детей.

Развивать выразительность речи.

Познакомить с устным народным творчеством, фольклором бурятского народа.

•Воспитывать уважение к бурятским народным традициям.

5. Система работы.

Педагогический процесс по развитию бурятской речи осуществляется на специально организованных занятиях по программе «Буряад хэлэн» Д. Д. Могоева и программа «Обучения речевому общению детей старшего дошкольного возраста в условиях двуязычия» А. И. Улзытуева с детьми старшего дошкольного возраста.

Во всех возрастных группах развитие родного языка, приобщение к народным традициям идет через разные виды народного творчества : устное народное творчество; музыкально-песенное; хореографическо-театральное; изобразительно-прикладное.

Развитие бурятской речи также идет через познавательные беседы, игровую деятельность, развлечения, народные праздники, дополнительные услуги.

В детском саду создана этнопедагогическая среда, включающая в себя этнический мини- музей - юрта, в которой представлены (оборудование сундук, ковры, кровать, посуда и т. д.) где является центром проведения занятий народных праздников, игровых перемен. Совместно с родителями и воспитателями разработаны дидактические материалы по темам: «Табан хушуун мал», «Таабаринууд», «Оньhон угэнууд» «Онтохонууд»

Для достижения поставленной цели по развитию родной речи мной были выбраны следующие направления работы.

1. Использование бурятского фольклора (сказки, стихи, пословицы, поговорки, загадки) :

Ознакомление детей с народной сказкой.

Сказка служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающего мира.

Народные сказки, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать радости героев. Все это оказывает благоприятное влияние на формирование дружеских межличностных отношений в детском саду.

Обобщенно задачи ознакомления с народными сказками можно сформулировать следующим образом:

прививать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию сказки, обеспечивать усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;

- формировать первоначальные представления об особенностях народной сказки;

воспитывать литературно- художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность народных сказок;

- формировать умение видеть особенности национальных традиций, обычаев при ознакомлении со сказками бурятского народов.

Примерная система ознакомления с бурятскими народными сказками детьми старшего дошкольного возраста.

1 этап- знакомство с бурятскими народными сказками на родном и русском языках;

2 этап - знакомство с русскими и бурятскими народными сказками, похожими по содержанию;

3 этап - ознакомление с русскими народными сказками на русском языке и бурятскими народными сказками на бурятском языке.

Ознакомление с бурятскими народными пословицами.

В условиях двуязычного детского сада при ознакомлении детей с пословицами используется прием аналогии. Детям читают пословицу на бурятском языке, а дети должны подобрать аналогичную пословицу на русском и наоборот.

Постепенно задания должны усложняться. Детям раздаются картинки, а они называют подходящую пословицу. Затем предлагают детям подобрать пословицы по смыслу: о честности, храбрости, о матери ит. д. Использование в работе данных методов и приемов постепенно ведет к тому, что дети сами начинают использовать выражения народной мудрости в нужной ситуации.

Ознакомление с бурятскими загадками.

Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность.

При организации работы с бурятскими и русскими загадками необходимо соблюдать следующие условия.

- перед сравнением бурятских и русских загадок необходимо, чтобы они были отгаданы детьми;

- дошкольники уже ранее наблюдали загаданное и сравниваемых загадках;

- дети хорошо запомнили содержание загадок и могут повторить их перед сравнением;

- воспитатель четко объясняет, что именно нужно сравнивать в загадках.

2. Народные праздники развлечения, традиции :

Большое значение при обучении речевому общению отводятся развлечениям, досугам, конкурсам, театральным постановкам, праздникам для детей. Для закрепления пройденного материала используются знакомые детям бурятские и русские потешки, поговорки, сказки, загадки, стихи.

3. Организация бурятских народных подвижных игр;

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны.

Ознакомление с народными играми проходит в 2 этапа.

1 этап - разучивание и проведение бурятских народных игр на бурятском языке;

2 этап - проведение бурятских и русских подвижных игр, сходных по содержанию на двух языках.

Для осуществления поставленных задач необходимо тесное взаимодействие дошкольного учреждения и семьи, так как семья - это главный центр воспитания в народной педагогике, это уникальная и неповторимая среда для развития личности. В семье ребенок получает первичные навыки в восприятии окружающей действительности, приучается осознавать себя полноправным членом общества. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи способствует формированию сотрудничества между взрослыми и детьми, людьми разных национальностей.

Чтобы вовлечь родителей в работу проводятся совместные вечера, «Семейные гостиные» на которых родители делятся опытом воспитания детей в семье, народные праздники, посиделки, вечера народных игр, родительские собрания, консультации, открытые занятия с участием родителей. Выпускается газета для родителей «Лучик», где освещаются вопросы воспитания и обучения детей.

Чтобы человеку остаться человеком ему нужно помнить свои корни. Недаром в старину каждый ребенок знал свою родословную, чуть ли не до 12 колена. «Не растет дерево без корней, нет человека без родословной» говорится в народной пословице. Поэтому, традиционными, в нашем детском саду стали семейные конкурсы «Моя семья». Участвуя в таких конкурсах, дети с родителями изучают свою родословную, составляют родовое древо, выпускают семейные газеты, гербы, знакомят с людьми, прославившими род, со своими увлечениями, любимыми блюдами, семейными реликвиями, показывают совместно с детьми театральные постановки.

6. Результативность опыта

Результативность процесса по развитию бурятской разговорной речи определяем с помощью педагогической диагностики, в процессе которой выявляется уровень развития связной речи, состояние словарного запаса, грамматической правильности речи. Диагностика составлена на бурятском языке на основе диагностической методики по речевому развитию Е. В. Колесниковой. А также отслеживание уровня развития бурятской речи идет по критериям разработанным А. И Ульзытуевой. Уровни развития речи детей определяются на основе наблюдений за детьми на занятиях и в повседневной жизни, в беседах с детьми, в дидактических играх.

Диагностика показывает, что выпускаясь из детского сада, дети владеют следующими умениями:

- слушать и понимать сказанное;

- правильно составлять предложение и правильно отвечать на поставленный вопрос;

- высказывать свои мысли;

правильно приветствовать, благодарить, просить прощения, соглашаться с чем-либо и т. д. ;

- знают и уважают свой родной язык, жизнь и быт своего народа, устное народное творчество, традиции, обычаи и культуру.

Литература

1. Бажеева Т. П. Социальный и языковой аспекты формирования раннего (детского) бурятско-русского и русско-бурятского двуязычия. - Улан- Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2002.

2. Намсараева Ц. Б. Коммуникативно - ориентированная методика развития речи первоклассников бурятской школы. - Улан-Удэ : Изд-во «Бэлиг», 2006.-100с.

3. Волков Г. Н. Этнопедагогика. М. : Издательский центр «Академия», 2000 -176 с.

4. Могоева Д. Д. Бураяд хэлэн. Ород хэлэтэй хуугэдэй сэсэрлигтэ хэрэглэхэ программа. / - Улан Удэ: Изд-во «Бэлиг», 1999. - 40с.

5. Улзытуева А. И. Методика обучения речевому общению детей старшего дошкольного возраста в условиях двуязычия. Учебно-методическое пособие; Забайкал. гос. гум. - пед. Ун-т. - Чита, 2007. -155с.

6. Улзытуева А. И. Программа обучения речевому общению детей старшего дошкольного возраста в условиях двуязычия. Учебно-методическое пособие; Забайкал. гос. гум. - пед. Ун-т. - Чита, 2007. -33с.

7. Тумунов Ж. Т. Этнопедагогика Агинских бурят. Чита, 1998. - 162 с.

Публикации по теме:

Активизация речевой деятельности детей с общим недоразвитием речи через ознакомление с хакасской народной культурой Отношение к детям является важнейшим мерилом цивилизованного общества. Чем гуманнее это отношение, чем щедрее духовный вклад в детство,.

Педагогический опыт по теме самообразования «Пальчиковые игры в развитии речи дошкольников» Представление педагогического опыта по теме самообразования "Пальчиковые игры в развитии речи дошкольников" Казакова Наталья Николаевна.

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с культурой и историей В дошкольном возрасте важно создавать условия, способствующие духовно-нравственному развитию личности и гармоничному взаимодействию с другими.

Конспект НОД по познавательному развитию (ознакомление с культурой и традициями разных народов) для подготовительной группыКонспект НОД по познавательному развитию (ознакомление с культурой и традициями разных народов) для подготовительной группы Тема: «Путешествие вокруг земли» Цели: 1. Познакомить детей с культурой и традициями народов разных стран («Познавательное развитие») 2. Уточнить.

Опыт работы: «Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения». Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 4 г. Котово Волгоградской области Опыт работы на тему: «Формирование.

Опыт работы «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через нетрадиционные приемы рисования»Опыт работы «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через нетрадиционные приемы рисования» Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через нетрадиционные приемы рисования. «Истоки способностей и дарования детей.

Педагогический опыт «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через знакомство с народными промыслами» Федеральный компонент государственного стандарта дошкольного образования направлен на реализацию качественно новой личности, и одна из целей.

Педагогический проект «Ознакомление дошкольников с многонациональной культурой народов России»Педагогический проект «Ознакомление дошкольников с многонациональной культурой народов России» Актуальность проекта: В современном обществе присутствуют люди разных национальностей и, поэтому с самых ранних лет, требуется формирование.

Презентация «Развитие связной речи детей через ознакомление со сказкой с использованием лего» Презентация по теме «Развитие связной речи детей через ознакомление со сказкой с использованием лего технологий» ОПИСАНИЕ К СЛАЙДАМ Слайд.

Знакомство дошкольников с традициями через игру Семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы. Наряду с такими особенностями как структура,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический опыт «Развитие родной речи через ознакомление дошкольников с бурятской культурой и традициями»
Опубликовано: 18 сентября 2017 в 04:01
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический опыт «Развитие родной речи через ознакомление дошкольников с бурятской культурой и традициями»» (включая файлы) размещена пользователем Найданова Долгор (УИ 1264876) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
17 января 2025 пятница
18 января 2025 суббота
Лепим, клеим и рисуем снеговиков



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД