Вера Долгополова
Конспект НОД по познавательному развитию (ознакомление с культурой и традициями разных народов) для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие вокруг земли»
Цели:
1. Познакомить детей с культурой и традициями народов разных стран («Познавательное развитие»)
2. Уточнить и расширить знания детей о дымковской росписи. Формировать умение использовать элементы дымковской росписи в своём творчестве («Художественно-эстетическое развитие»)
3. Формировать чувство патриотизма и гордости за культурное наследие своей страны («Социально-коммуникативное развитие»)
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Оборудование: экран, проектор, электронная презентация к занятию, музыкальная фонограмма индийской, греческой и китайской, русской и японской музыки, глобус, портрет Конфуция, дымковские игрушки, краски, кисточки, силуэты дымковских игрушек, вырезанных из бумаги.
Ход НОД:
Сегодня мы с вами отправимся в кругосветное путешествие. Посмотрите, вот это макет Земли.
-Кто знает, как он называется? (глобус)
-Что обозначено на глобусе синим цветом? (моря, океаны).
Остальное — суша, на которой расположены разные страны. На нашей планете Земля живёт очень много людей разных национальностей. Каждый народ имеет свою культуру, свои обычаи и традиции. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.
Итак, отправляемся в путешествие (воспитатель вращает глобус)
Над полями и лесами,
Над морями и горами
Полетим вокруг земли,
Чтобы друга там найти.
Вот мы и попали в очень древнюю страну — Грецию (показ слайда с изображением флага и национального костюма Греции)
Греция прославилась своими великими учёными — Пифагором и Архимедом (показ слайда). Изделия греческих мастеров: кувшины, вазы, амфоры до сих пор завораживают взгляд. (Показ слайда) Посмотрите, какие они красивые. Создавая эти изделия, мастера вкладывали в них частичку своего тепла. А греческий танец «Сиртаки» и в наше время не оставляет никого равнодушным.
Звучит фонограмма Танец «Сиртаки», несколько девочек исполняют танец
Заходит учёный.
-Здравствуйте ребята. Я — древнегреческий учёный, принёс для вас задачу, помогите мне её решить (отдаёт свёрток воспитателю)
Дети решают задачу на смекалку.
-Спасибо вам, ребята, за помощь!
-Оставайся с нами. Будем путешествовать вместе.
Вращаем глобус:
Над полями и лесами
Над морями и горами
Полетим вокруг земля,
Чтобы друга там найти.
Звучит китайская музыка.
Мы с вами оказались в Китае — стране с очень богатой культурой и традициями (показ слайда с изображением флага и национального костюма Китая)
Когда-то очень давно жил один мудрец — Конфуций. Он придумал очень мудрое правило: «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой». Как вы понимаете это правило? (ответы детей)
Именно в этой стране зародился обычай — каждый год, посвящать какому — либо животному.
-Кто знает, какому животному посвящён этот год? (правильно петуху). А вот один из годов был посвящён дракону, который особо почитается в Китае.
Выходит мальчик — Дракон.
-Здравствуйте, ребята. Я — Дракон. Ни один праздник в Китае не обходится без Дракона. Он желанный гость на любом празднике. Сейчас я с вами поиграю.
Игра «Поймай хвост дракона». Нам игра очень понравилась. Оставайся с нами. Будем дружить и вместе путешествовать. Наше путешествие продолжается.
Крутим глобус. Мы оказались в Индии.
Звучит индийская музыка (показ слайда с изображением флага и национального костюма Индии)
Индию называют сказочной страной, потому что она очень красивая. Её города и сёла утопают в зелени садов и диковинных цветов. Дети разных стран любят слушать индийские сказки. Индийская музыка и танцы завораживают своей красотой (показ слайда с изображением индийского танца)
Заходят индийские девушки (взрослый и ребёнок с ларцом в руках, в котором находится индийская мудрость). Взрослый читает мудрость: «Хочешь узнать человека? Тогда задень его! Человек – это сосуд, чем наполнен, то и начнёт выплёскиваться».
-Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)
В Индии живут такие люди, которые называются йогами. Они делают специальную дыхательную гимнастику, которая придаёт им сил и здоровья. Давайте и мы попробуем сделать простейшие дыхательные упражнения.
Затем взрослый проводит дыхательную гимнастику с детьми.
-Нам пора продолжить наше путешествие. Вращаем наш глобус. Вот мы с вами оказались в стране, в которой живём мы с вами. Как она называется? (Россия) (показ слайда с изображением флага и национального костюма России) Много сказочных мест на планете,
Городов и посёлков не счесть.
Может где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь.
Здесь простор небывалый, без края.
Всё родное: леса и поля!
И весёлая песнь удалая,
Здесь Россия - твоя и моя!
Издавна славится Россия своими мастерами. Шумели на всю страну весёлые ярмарки.
Эй, честные господа!
К нам пожалуйте сюда.
Как у нас — ли, тары — бары
Всяки разные товары.
Подходите, подходите,
Посмотрите, посмотрите!
Выходит коробейник. Поёт песню.
- Дорогой коробейник, нам очень понравились твои товары. И нам захотелось стать мастерами и побывать на Ярмарке.
К: Ну, тогда я приглашаю вас к творчеству. Давайте пройдём за столы, где есть всё необходимое (дети садятся за столы).
В:Сегодня мы с вами станем дымковскими мастерами. Давайте вспомним, какие элементы присутствуют в дымковской росписи? (показ слайда и ответы детей). Предлагаю вам расписать дымковскую игрушку (дети работают)
- Посмотрите, какая красота у нас получилась. Настоящая Ярмарка! Ну а какая Ярмарка без русского перепляса.
Русский народный танец.
-Продолжим наше путешествие. Вращаем глобус.
Над полями и лесами
Над морями и горами
Полетим вокруг земля,
Чтобы друга там найти.
А теперь мы с вами оказались в стране восходящего солнца — Японии (показ слайда с изображением флага и национального костюма Японии)
Звучит музыка. Выходит девочка — японка.
Японка: Пасикока! Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что она сказала? (здравствуйте). Давайте и мы попробуем поздороваться на японском языке. (Дети повторяют)
Я: Онами, конами, яма сикатуя!
В: Вам интересно узнать, что она сказала «Сделал дело — гуляй смело»
-Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)
В Японии принято отдыхать во время чайной церемонии. Хотите побывать на чайной церемонии?
Я: Я приглашаю вас на чайную церемонию.
В: Обратите внимание, люди в Японии сидят на полу, ноги поджаты под себя, спина прямая. Правильная осанка помогает сохранить здоровье. Давайте сядем также. Молодцы! Какая у вас прямая спинка. Мне приятно на вас смотреть. Как хозяйка чайной церемонии я заварила для вас цветочный чай. Именно такой чай пьют в Японии. Его разливают в маленькие чашки на два глотка. Во время чайной церемонии ведут беседы и читают необычные стихи — кокку! Вот одно из них:
Бабочка — не спи!
Проснись же поскорей! Давай с тобой дружить!
Красивое стихотворение? Давайте придумаем сами стихи — кокку:
1. Ветер налетел. (продолжите)
2. Я смотрю на красивый цветок. (продолжите)
Вот и подошло к концу наше путешествие! Вам оно понравилось? В каких странах мы с вами побывали? Нам пора возвращаться! (Вращают глобус).
Облетев весь шар земной,
Побывав в стране любой,
Другу передай привет,
Несмотря на кожи цвет!
Белый, жёлтый, чернокожий
Друг на друга мы похожи!
Жить мы в мире все должны
На планете без войны!
На память о нашем путешествии я дарю вам цветные ладошки!