Учелькина Маргарита
Из педагогического опыта «Формирование экологической культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Описание инновационного педагогического опыта
Учелькиной Маргариты Александровны
1. ВВЕДЕНИЕ
Тема: «Формирование экологической культуры».
Автор: Учелькина Маргарита Александровна
воспитатель МБДОУ «Детский сад «Золотая рыбка»
Образование: высшее МГПИ им М. Е. Евсевьева.
Квалификация по диплому:
Педагог дошкольного образования по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования»
Общий педагогический стаж:21 год
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2023
Педагогический стаж в данной образовательной организации:21 год
«Все мы дети одного корабля по имени Земля,
значит, пересесть из него просто некуда.
Есть твердое правило: встал поутру,
умылся, привел себя в порядок –
и сразу же приведи в порядок свою планету.»
Антуан де Сент-Экзюпери.
Актуальность и перспективность опыта.
Сейчас работаю над проблемой «Воспитание экологической культуры у дошкольников».
По данной теме я работаю много лет. Основанием для работы с детьми послужили личные наблюдения за отношением детей к окружающей природе. В ходе этих наблюдений возникло желание помочь детям ощутить себя единым целым с природой нашего великого дома – Земля.
В, А. Сухомлинский говорил: «Человек стал человеком тогда, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи. Услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
Воспитание экологической культуры –путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимее его результаты. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему живому, действенная готовность строить, воспринимать красоту окружающего мира, бережно относиться к нему. Поэтому, одним из основных элементов моей деятельности является воспитание у детей экологической культуры, а также развитие познавательных интересов, формирование творческой личности.
Детство - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, доброе отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающего. У него формируются основы познаний, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой.
Актуальность данной темы заключается в том, что экологическое воспитание, отвечает интересам и потребностям детей дошкольного возраста, обладает широкими возможностями для умственного развития, нравственного воспитания детей.
В процессе обучения у детей развивается мышление, фантазия, творчество, умение анализировать предметы окружающей действительности.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Сформировать у детей взаимосвязь живой и неживой природы, взаимодействия человека и природы.
Исходя из этого, были поставлены следующие задачи:
Обучающие
-Учить детей воспринимать мир с позиций красоты и добра.
-Формировать умения сравнивать и передавать свои впечатления о природе, и отражать в продуктивных видах деятельности.
- Обогащать словарный запас о знаниях живой и неживой природы и передавать свое отношение к природе в рассказах.
- Сочетание различных видов деятельности на одном занятии для способствования более легкого и эффективного формирования экологических знаний и отношения к природе у детей дошкольного возраста.
Развивающие
-Развивать умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности
- познавательную активность, творческое мышление.
Воспитательные
-Воспитывать у детей любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней.
Теоретическая база опыта
Очень важна теоретическая база опыта, ведь наша работа в целях повышения уровня в области экологического воспитания дошкольников в огромной мере зависит от знаний самого педагога. Повышение качества невозможно без изучения опыта известных педагогов, которые внесли вклад в дошкольную педагогику. Моя работа по данному направлению строится на основе образовательной программы дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. Неоценимую помощь в работе оказали следующие методические пособия:
О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!». - М. : 2017 г.
С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». - М. : Новая школа, 1995.
С. Н. Николаева “Как приобщить ребенка к природе”;
Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова “Экспериментальная деятельность” детей среднего и старшего дошкольного возраста;
Я. П. Молодова “Игровые экологические занятия с детьми”
В. А. Шишкина “Прогулки в природу”
О. В. Мариничева, Н. В. Елкина «Учим детей наблюдать и рассказывать: времена года»
И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова“ Прогулки в детском саду” Л. И. Грехова “В союзе с природой”;
Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова “Формирование экологической культуры дошкольников”
Е. А. Свешникова “Использование занимательного материала по экологическому воспитанию дошкольников”
Н. Ф. Виноградова, Т. А. Куликова “Дети, взрослые и мир вокруг”
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста строила на усвоении детьми системы знаний о природе, о связях, существующих в ней зависимостях. Нужно воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защитить и умножить ее богатства, дать представления о природе, формировать трудовые умения и навыки,. Конечно же,всё должно быть построено на материале, которой доступен детям.
Наша задача - вырастить человека, который будет знать и защищать природу.
Новизна опыта состоит в: определении актуальности проблемы, стоящей перед ребенком ;определении целей и результатов; развитием речевой, изобразительной, конструктивной, экспериментальной деятельности; пропаганде экологического воспитания среди детей и родителей нахождении и использовании форм и методов, методик диагностики; обогащении жизненного опыта; связи с окружающим миром, ознакомлением с художественной литературой. Детям дошкольного возраста характерны неустойчивое внимание и утомляемость, кратковременность интересов,. Поэтому в работе использую принцип интеграции, который позволяет соединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое. В своей деятельности эффективно использую формы работы с детьми: прогулки, экскурсии, обучающие ситуации с использованием игрушек, игры экологического содержания; чтение литературы о природе, инсценировки, театрализованные представления; проведение опытов и экспериментов с песком, глиной, водой, воздухом; экологические праздники; циклы наблюдений за растениями в уголке природы; изготовление поделок из природного и бросового материала. Для удовлетворения детской двигательной активности используются здоровьесберегающие технологии. Одной из эффективных форм работы с детьми по экологическому воспитанию считаю осуществление проектной деятельности. Были разработаны и реализованы проекты на тему: «Мир вокруг нас», «Мы и природа». А также разработана экологическая тропа «Мир прекрасен». Для родителей оформляются папки-передвижки, о характерных природных особенностях идущего месяца, а также пословицах, поговорках, праздниках народного календаря данного месяца. Среди полюбившихся форм можно выделить: родительские собрания, совместные досуги, развлечения, консультации, конкурсы. Совместно с родителями в группе оборудован уголок природы. Начальное ощущение окружающего мира закладывается в детстве. Работа с дошкольниками предполагает сотрудничество педагога и детей исключает авторитарную модель обучения. Освоение знаний детей, обеспечивают эффективность развития и полноценную готовность к школе.
Таким образом, формирование у детей начал экологической культуры возможна лишь в комплексе методов и форм воспитательно-образовательной работы.
Анализ результативности
.
В результате реализации проектной деятельности добилась поставленной цели. У детей возник познавательный интерес к объектам природы. В результате полученных знаний об объектах живой и неживой природы у детей сформировались умения правильно вести себя в природе, желания приносить пользу. Дети усвоили основы бережного и заботливого отношения к ней, научились давать оценку действиям других людей по отношению к природе. Проделанная работа показала успех детей. Проведенный мониторинг уровня развития дошкольников показал, что 88 % имеют высокий и средний уровень усвоения программ. Результаты диагностики позволяют говорить о целесообразности экологического воспитания дошкольников:
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления, через различные виды деятельности.
- сформированы начальные представления об экологической культуре,
об осознанном правильном отношении к объектам и явлениям природы, экологическое мышление.
- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, экспериментировать.
- выросло количество проводимых в детском саду конкурсов и акций экологической тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к природе.
Из этого следует, что, систематическая деятельность, разработка проектов позволила раскрыть возможности экологической воспитанности у детей дошкольного возраста.
Трудности и проблемы при использовании опыта
Решение проблемы экологического воспитания дошкольного возраста, является для меня сложной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Работаю в сельском детском саду, в разновозрастной группе. Возраст детей от 2до 7 лет. Поэтому не часто, как мне хотелось бы, провожу экскурсии за пределы детского сада.
Представленный опыт накладывает обязанности и требования к уровню знаний, к самостоятельному сбору и систематизации материала о природе родного края. Поэтому неслучайно я беру темы по самообразованию с экологической направленностью. Так, в 2022-2023гг. -«Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края»
Задача, которой не просто рассказать о природе родного края, а пронести через сердце и душу и вовлечь в этот процесс своих воспитанников. С одной стороны, дети с большим интересом относятся к растениям, животным, любят их, но с другой стороны – проявляют жестокость, равнодушие. Ведь родители сами показывают своему ребёнку, не всегда правильное отношение к окружающим людям, природе. Это приводит к тому, что дети наносят вред природе, и никакие объяснения педагога не помогают.
Была проведена консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта», анкетирование
«Экологическое воспитание в семье и ДОУ»
Анализируя проделанную работу, я сделала вывод, что дошкольник- это неутомимый исследователь и моя задача не дать этому стремлению угаснуть, а наоборот раскрыться.
Нужно учитывать все возможности:
• просвещение родителей;
• создание кружка по экологической направленности;
• направление активной деятельности дошкольников на осознанное сохранение природы;
Адресные рекомендации по использованию опыта
Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников перенимается педагогами. Наши воспитанники приняли участие в фестивале «Родные напевы», рассказывали стихи на тему «Берегите лес!» Наши дети являются постоянными участниками различных конкурсов экологической направленности. Скрябина Дарья и Букина Ксения приняли участие во Всероссийской олимпиаде по экологии, которая проходила в 2021 году. По Республики Мордовия был объявляют конкурс детского рисунка "Пожарам - НЕТ!"
Конкурс проводился в рамках празднования 95-летия Органов государственного пожарного надзора, 130-летия Всероссийского добровольного пожарного общества и в преддверии Дня защиты леса от стихийных бедствий. На этот конкурс были отправлены работы наших воспитанников. Букина Ксения, Пескова Надя, Скрябина Дарья приняли в нём участие.
Хочется верить, что вся работа, проводимая мной, поможет заложить основу экологической культуры дошкольников.
Методический материал на тему:
праздник 8 Марта в разновозрастной группе сельского детского сада «Весенний теремок»
рабочая программа разновозрастной группы сельского детского сада
«Экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников».
«План воспитателя по самообразованию»,
конспект занятия «Путешествие в весенний лес»,
«Рабочая программа разновозрастной группы сельского детского сада», опубликованы на международном образовательном портале maam.ru https://www.maam.ru/users/1479346
Весь материал размещен на сайте детского сада и могут быть использованы воспитателями в своей работе.