Ангелина Коробко
Педагогический дебют. Эссе «Особенности воспитания и развития детей раннего возраста в образовательной среде ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 7 "Звёздочка" г. Саратова.
Что же сподвигло меня пойти учиться на такую ответственную, нелёгкую, но интересную профессию – воспитатель. Думаю, что это всё-таки мне передалось по крови от мамы. Нет, она не воспитатель, но так получилось, что она в свои 15 лет, после 9-го класса, приехала из небольшого городка поступать в училище (это сейчас он колледж, успешно сдала все вступительные экзамены, но по семейным обстоятельствам так и не смогла там учиться. Про это я слышала не раз. И когда пришло время определиться с будущим, то решила попробовать себя в профессии воспитатель. Можно сказать, что воплотила мамину мечту в реальность. Закончив с отличием колледж, решила продолжить работать по специальности.
Публикация «Педагогический дебют, Эссе „Особенности воспитания и развития детей раннего возраста в образовательной среде ДОО“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Как только я пришла в детский сад, мне посчастливилось начать свой путь с детьми раннего возраста, делать небольшие, но уверенные шаги вместе с ними. Дети – они такие маленькие цветочки, которые только-только начинают познавать наш большой мир, наполненный самым интересным.
Воспитатель для них – вторая мама. Многие представляют труд воспитателя лишь как игру с детьми, не очень серьёзно относятся к нашей профессии, не подозревая, какую ответственность ежедневно несёт воспитатель за жизнь и здоровье каждого малыша, как много нужно сил и терпения, мудрости и любви к чужому ребёнку, для того, чтобы каждый воспитанник вырос настоящим человеком.
Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда закладываются наиболее важные качества характера, определяющие дальнейшее развитие. Такие как познавательная активность, речь, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания.
Чтобы педагогическая работа с малышами в ДОО была правильной, необходимо знать возрастные особенности детей раннего возраста, которые отличают их от детей более старшего возраста и от взрослых.
Главное отличие психологии ребенка заключается в том, что внутренний, психологический план (ценности, представления, мотивация и т. д.) у него только складывается и находится в процессе интенсивного становления. Это порождает характерные особенности детей раннего возраста.
Жизнь малыша происходит преимущественно в настоящем времени. Сознание не направлено в будущее (ничего не предвидит) и не учитывает прошлого (не опирается на опыт других и даже на свой собственный). Вся жизнь, все радости и огорчения происходят «здесь и сейчас».
Возрастные особенности детей, с одной стороны, открывают широкие возможности и резервы раннего возраста, которые могут быть реализованы только при участии взрослого. Однако, с другой, — особенности детей раннего возраста существенно осложняют работу воспитателя и предъявляют массу требований к нему.
Остановлюсь на основных особенностях и проблемах работы с маленькими детьми.
Особенность первая. Необходимость включения в детскую деятельность. Универсальным методом воспитания для маленьких детей, как известно, является игра. Игра малышей требует непременного участия взрослого, который не только передает им необходимые правила и способы игровых действий, но и «заражает» их интересом к деятельности, стимулирует и поддерживает их активность. Это развитие предметной деятельности, речи, пространственной координации движений и т. д. Но все эти способности и качества возникают не в ситуации специальных упражнений или занятий, а в свободной, непосредственной форме игры, когда ребенок не догадывается, что его учат или специально развивают.
Особенность вторая. Необходимость личной обращенности к ребенку очевидна во всех возрастах. Однако в раннем возрасте индивидуальный подход имеет решающее значение не только потому, что все дети разные, но еще и потому, что маленький ребенок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему. Малышу необходим взгляд в глаза, обращение по имени, ласковое прикосновение, словом, — всё то, что свидетельствует о личном внимании и персональной обращенности взрослого.
Особенность третья. Неэффективность любых чисто вербальных методов воспитания. Слова воспитателя обязательно должны быть включены в контекст реальных действий, иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими жестами и движениями. Эта особенность маленьких детей предъявляет высокие требования к действиям воспитателя. Поведение воспитателя должно быть предельно выразительным, эмоциональным и «заразительным».
Особенность четвертая. Необходимо принимать ребенка, что подразумевает положительное отношение независимо от того, что и как он делает.
Особенность пятая. Необходима эмпатия, т. е. сочувствие и сопереживание. Это качество, которое позволяет войти во внутренний мир другого человека так, как будто мы и есть этот другой.
Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада - один из важных компонентов работы с детьми раннего возраста является. Роль предметной среды в жизни и развитии детей раннего возраста – велика, ведь жизнь малыша происходит, в основном, в определенном замкнутом пространстве, среди конкретных предметов. Возрастные особенности раннего возраста диктуют особые требования к организации предметной среды, которая может способствовать, а может и препятствовать развитию ребенка. Среда для маленького ребенка является носителем информации. Действия ребенка с отдельными предметами, дидактическими пособиями, играми и игрушками помогают ему познать свойства и отношения предметов, и вещей. От того, какая среда окружает ребенка, во многом зависит его физическое, интеллектуальное и эстетическое развитие. Поэтому очень важно, чтобы среда соответствовала возрасту детей и была именно развивающей.
Созданная в моей группе образовательная среда соответствует ФГОС, учитывает возрастные особенности детей раннего возраста и способствует полноценному развитию ребёнка.
Ребенок познает мир в игре. У детей раннего возраста игра направлена не на результат, а на процесс действия и способы осуществления и характеризуется принятием ребенком условной (в отличие от его реальной жизненной) позиции. Для этого мной в группе организован игровой центр, в который входят сюжетно-ролевые игры «Дом», «Автобус», «Поликлиника».
Организованный в группе центр познавательного развития, который состоит из: дидактических игр по различению цвета, формы, величины, пирамидки, матрешки, вкладыши, шнуровки, застежки, дидактические коврики, выполненные в восьми цветах с различными силуэтами животных; серии картинок ( тематические альбомы: мебель, одежда и др.); ростомер в виде игрушки; координационные коврики со следами рук и ног ведут малышей к познанию свойств и связей объектов и явлений, освоению способов познания, способствующих формированию целостной картины мира.
Одна из важнейших задач на мой взгляд – научить ребенка взаимодействию с другим человеком как субъектом, потенциальным партнером по общению, способствовать согласованию и объединению усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Собранные в центре творчества материалы для свободного рисования, лепки (карандаши, фломастеры, бумага, пластилин, доски); фланелеграф, силуэты предметов для аппликации ведут малыша к созданию материального продукта, развивают мелкую моторику, фантазию, стремление показать свое видение огромного мира вокруг. Каждый ребенок - артист. Именно поэтому в нашем театральном уголке есть различные виды пальчиковых кукол; шапочки к сказочным персонажам; настольный театр игрушек, ширма; музыкальные инструменты: дудочки, барабаны, ксилофоны, металлофоны, треугольник. Все это помогает ребенку выражать свои эмоции, учиться общению и самовыражению.
Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. В процессе труда активизируются физические силы и умственная деятельность детей. Формируются умения самостоятельного обслуживания себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды).
Конструируя, ребёнок учится не только различать внешние качества предмета (форму, величину, цвет и т. д., у него развиваются познавательные и практические действия. В играх со строительным материалом формируется единая система «глаз-рука». Отсюда вытекает и важность конструирования, так как в процессе его развиваются движения рук, мелкая моторика пальцев, зрительно-моторные координации, целенаправленные действия с предметами на основе сочетания зрительного и тактильного восприятия, совершенствуется речь детей. В центре конструирования расположен: крупный строительный материал, из которого малыши сооружают на полу постройки; средний строительный материал (деревянный, пластмассовый).
Знакомство детей с художественными и фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса. Перед педагогом стоит одна из сложных задач – заложить в душе ребёнка первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказки, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.
В раннем возрасте двигательная активность выступает в качестве необходимого условия формирования организма, одного из способов познания мира и ориентировки в нём, а также как условие всестороннего развития ребёнка. Для этого в центре развития движений находятся : мячи, обручи, гимнастические палки, скакалки, флажки; ленточки, каталки (на веревочке, крупногабаритные машины с сиденьем для ребенка.
Подводя итог, хочу отметить, что основным условием развития ребенка раннего возраста является его общение с близким взрослым. Именно в общении с взрослыми происходит развитие высших психических функций, ребенок усваивает нормы и образцы поведения. Организуя взаимодействие с ребенком, взрослый берет на себя ответственность за его воспитание, развитие, дальнейшее будущее. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.