Александра Магазейщикова
Конкурсная работа молодого педагога-организатора «Педагогический дебют»
▼ Скачать + Заказать документы
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА УЧАСТНИКА
1. Ф. И. О. учителя: Торсунова Александра Сергеевна
2. Специальность по диплому: учитель русского языка и литературы
3. Место работы : г. Симферополь, УВК «школа-гимназия» №25
4. Пед. стаж: общий пед. стаж: 2 года; пед. стаж по предмету: 1 год
5. Нагрузка (предмет, класс) : русский язык и литература, 6-й класс, 4 часа в неделю; педагог-организатор, 1 ставка
6. Классное руководство: ---
Публикация «Конкурсная работа молодого педагога-организатора „Педагогический дебют“» размещена в разделах
7. Наставник: Овчаренко Валентина Юрьевна, заместитель директора по воспитательной работе, учитель русского языка и литературы
8. Педагогическое кредо : В любой ситуации умей поставить себя на место ученика, будь великодушным к тому, кто случайно оступился. У каждого есть право на ошибку – найди возможность дать ученику шанс исправить ее.
ПОРТФОЛИО УЧАСТНИКА
ГОРОДСКОГО КОНКУРСА МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДЕБЮТ»
Торсуновой Александры Сергеевны
УВК «школа-гимназия» №25
г. Симферополь – 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение с. 2
1.1 Реализация Концепции приоритетных
направлений воспитательной работы
в УВК «школа-гимназия» №25 с. 4
1.2. Самоуправление. Работа детских организаций
«Новое поколение» с. 6
1.3. Работа с одаренной молодежью с. 11
Заключение с. 13
Список использованной литературы с. 14
Введение
В 2009/2010 учебном году педагогический коллектив УВК «школа-гимназия» №25 работает над проблемой формирования познавательной и творческой деятельности как способом саморазвития и самореализации личности.
Цель данной работы :
определить и проверить на практике педагогические условия, способствующие формированию самодостаточной личности учащихся во внеурочной деятельности и развитию творческих способностей учащихся в конкретных делах и поступках.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме.
2. Обеспечить диагностику формирования самодостаточной личности учащихся.
3. Определить формы и содержание работы по развитию самодостаточности учащихся как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
О каком человеке можно сказать «он самодостаточен»?
Самодостаточный человек – тот, который способен удовлетворять большую часть своих потребностей независимо от других.
Самодостаточность – это независимость от других влияний. Это способность человека думать и принимать решения, исходя из собственного понимания ситуации. Это способность противостоять давлению извне и определять свои жизненные цели и интересы исходя из своей внутренней реальности, а не под воздействием обстоятельств.
Наряду с усвоением базовых знаний перед современным образованием все более неотложной задачей становиться научить учащихся самостоятельно овладевать новыми знаниями и информацией, научить учиться, выработать потребность в обучении на протяжении жизни.
Главная задача школы – обеспечить развитие самодостаточной личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности: учебная и творческая.
Нет необходимости говорить о том, что внеклассная работа формирует и развивает личность ребенка. Управлять воспитательным процессом значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но формировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя, прежде всего, сам. Воспитание обеспечивает вхождение подрастающего поколения в жизнь общества, становление их активными субъектами. Годовой план воспитательной работы в УВК «школа-гимназия» №25 построен на основе компонентов Концепции приоритетных направлений воспитательной работы в учебных заведениях Автономной Республике Крым. Согласно годовому плану работы назначается ответственный класс и с классный руководитель, который готовит и проводит мероприятие для своей параллели. В проведении общешкольных или классных мероприятий задействованы все классные руководители, на каждого из которых приходится по одному мероприятию в год.
1.1. Реализация Концепции приоритетных направлений воспитательной работы в УВК «школа-гимназия» №25
Воспитание любви к Отечеству, родному краю – Крыму.
Содержание этой деятельности включает в себя формирование у учащихся понятия патриотизма, уважительного отношения к истории родного края, к его ценностям и традициям. Работа по этому направлению способствует сплочению классного коллектива, духовному обогащению личности ребенка, проявлению его лучших качеств: доброты, отзывчивости, милосердия, стремления сделать хорошее для старшего поколения.
Показательной в изучении данного вопроса можно считать работу исторического клуба «Былое», руководителями которого являются учителя истории и правоведения - Захарчук Н. Ф. и Несветайлова И. В. На его заседаниях рассматриваются самые животрепещущие вопросы, как прошлого, так и современности. Участники заседаний учатся по-новому рассматривать некоторые исторические события, учатся думать, анализировать, у них формируется собственная точка зрения на некоторые явления жизни.
Воспитание толерантности.
Деятельность по этому направлению многогранна. В первую очередь это ежегодное участие школы в городском конкурсе-акции «Передай добро по кругу» :
Концертная программа ко Дню пожилого человека в гериатрическом пансионате «Я не знаю другого превосходства, кроме доброты» (ответственная – Филина И. А., классный руководитель 9-В класса);
Акция - передача подарков (одежда, канцелярские принадлежности, игрушки) воспитанникам детского приюта и детям, находящимся на лечении в Республиканской детской клинической больнице (ответственные – Резниченко С. И., классный руководитель 8-Б класса, и Арабская Т. Э., классный руководитель 6-Б класса);
Сбор продуктов питания для питомцев городского зоопарка (ответственная - Аблязова А. Ш., классный руководитель 8-Д класса).
Большое количество классных часов в УВК «школа-гимназия» №25 посвящено уважению старших, людей с ограниченными физическими способностями, ветеранов (классный час «Уважай старших», посвященный Дню пожилого человека; классный час «Они такие же, как мы», посвященный проблемам людей с ограниченными физическими способностями).
Осуществляется социально-психологическое сопровождение в работе по воспитанию толерантного отношения к людям инфицированным ВИЧ и СПИДом. Социальным педагогом Абибуллаевой А. Т. проводятся тренинги и видеолектории: «Толерантность и СПИД», «Как жить в мире, где есть ВИЧ?», «Мы против абортов».
Ежегодной традицией в школе стало проведение Фестиваля народов Крыма «Мы живем в краю родном», в котором принимают участие учащиеся параллели 6-х классов. Подобное мероприятие формирует уважительное отношение к окружающим людям разных национальностей, расширяет кругозор учащихся, знакомит их с культурой других народов, их обычаями и традициями. Это очень важный элемент воспитательного процесса, так как наша школа является многонациональной по этническому составу учащихся.
Результативной в решении этого вопроса можно считать работу классного руководителя 7-Б класса Иминовой Г. Н. Она сумела найти подход к своим пятиклассникам и достичь полного сплочения классного коллектива. Девиз этого класса: «Один за всех и все за одного», причем это не инициатива классного руководителя, а волеизъявление самих детей.
Формирование личности, устойчивой в окружающем мире.
Название этого направления работы говорит само за себя. Ребенок должен уметь ориентироваться в социальном пространстве, окружающей жизни, уметь противостоять трудностям и знать, как действовать в сложных жизненных ситуациях. Главное здесь для этого – обладание информацией, и наша задача дать им эту информацию.
Мы тесно сотрудничаем с обществом «Красный крест», Международной молодежной организацией «Aesic», с ОКМДН, ГАИ. Проводим тренинги, классные часы, заседания с приглашением специалистов из данных организаций. Дважды в год проходит месячник правовых знаний с обязательным привлечением работников правоохранительных органов. Таким образом, мы стараемся адаптировать наших школьников к современному обществу, дать им понятие о жизни как таковой, без преувеличения положительных ее сторон.
Большое внимание уделяется категории детей, стоящих на внутришкольном учете и в «группе риска». С ними проводится постоянная работа социального педагога и практического психолога по коррекции поведения.
1.2. Самоуправление. Работа детских организаций «Новое поколение»
В центре управления системой находится не просто ребенок, а процесс развития его личности. Здесь важное место занимает личность классного руководителя, системность его работы и умелая организация ученического самоуправления в своем классе.
В основу модели самоуправления класса положена идея создания коллектива с благоприятной нравственной средой, способствующей развитию познавательных интересов учащихся и проявлению индивидуальности каждого ребенка. Самоуправление играет роль системообразующего фактора в жизнедеятельности классного сообщества и построения воспитательной системы. Основа его организации – разработанная система поручений, благодаря которой каждый ученик в соответствии со своими желаниями и индивидуальными возможностями может избрать и выполнить какую-либо деятельность, полезную для него, класса и школы. Нет ни одного класса, в котором бы были ученики без «должности».
Постоянные групповые поручения помогают ребятам сдружиться, учат сотрудничеству. Объединение в группы происходит в начале учебного года на организационных классных часах. Временные поручения выполняются ребятами независимо от группы. Активную позицию формирует роль ведущего на общешкольных мероприятиях, подготовка и проведение доклада на классном часе.
Высший орган классного коллектива – классное собрание, которое проводится два раза в полугодие и подводит итоги, планирует жизнедеятельность, решает внутриколлективные проблемы, проводит выборы.
Школьное самоуправление «Новое поколение» представлено тремя детскими организациями :
«Радуга» - учащиеся 1-4-х классов,
«Рыцари и Берегини» - учащиеся 5-8-х классов,
«Лицейское братство» - 9-11-е классы.
Начало каждого учебного года ознаменовано приемом новых учащихся в детские самоуправляемые организации.
Каждая организация имеет свой устав, гимн, эмблему и девиз.
Самоуправляемая детская организация «Радуга»
Цель организации «Радуга» - развитие творческого потенциала младших школьников, привитие интереса к изучению учебных предметов, расширение кругозора, приобщение учащихся к культурным, духовным, национальным и историческим ценностям родного края, формирование навыков общения.
Каждый экипаж (класс) имеет свое название и девиз. Это команды, объединенные общими идеями, главная из которых – помогать на пути познания тем, кто находится рядом. Возглавляет экипаж капитан и его помощник – штурман. Ребята 3-4-х классов помогают взрослым в организации мероприятий для учащихся 1-2-х классов. Таким образом, младшие школьники получают первые навыки в работе по самоуправлению.
В рамках этой организации проводятся мероприятия, на которых первоклашкам предоставляется возможность проявить свои таланты и умения, доказать всей начальной школе, что они достойны гордого звания «Ученик», а остальным учащимся – еще раз утвердиться в своих возможностях.
Лучше всего внеклассная работа в начальной школе представлена утренниками и литературными праздниками. Среди учащихся I ступени много настоящих актеров, они прекрасно исполняют порученные роли, уже в этом возрасте у них правильно поставлена дикция и голос. Так, например, в 3-В классе учится мальчик, Мемедов Мемед, который прекрасно читает стихи, уже в этом возрасте он может свободно работать на сцене без микрофона на большую аудиторию. В числе еще трех учащихся начальной школы он принимал участие в городском конкурсе чтецов. Чтецкий коллектив прошел в финал этого конкурса.
Самоуправляемая детская организация «Рыцари и Берегини»
Цель работы этой организации – ознакомление ребят с нормами общечеловеческой морали, основными правилами и нормами этикета, воспитание эстетического вкуса и хороших манер. Ребята познают понятия толерантности и патриотизма.
В каждом классе есть Рыцарь и Берегиня, которым поручена задача защищать честь класса. В начале учебного года в эту детскую организацию принимаются учащиеся 5-х классов. Здесь они знакомятся с правилами старшеклассников, торжественно приносят клятву рыцарей, обещая выполнять все правила УВК «школа-гимназия» №25.
Самоуправляемая детская организация «Лицейское братство»
Цель организации – помочь каждому подростку познать окружающий мир и найти в нем свое место.
Новобранцами в этой детской организации являются учащиеся 9-х классов. После окончания школы ребята имеют право оставаться членами этой организации, что еще больше укрепит связь с выпускниками школы.
Здесь собраны самые активные старшеклассники, обладающие лидерскими качествами и стремлением к победам. Благодаря «лицеистам» проводятся самые ответственные мероприятия, ребята самостоятельно разрабатывают сценарии их проведения, воплощают в жизнь свои искрометные идеи и фантазии.
Так, в феврале 2009 года было проведено мероприятие «Между девочками и мальчиками, или Новые приключения старых героев», сценарий и подготовку которого готовили учащиеся творческой группы «Лицейского братства». Данное мероприятие не было внесено в годовой план школы, но тем не менее конкурс прошел на всеобщем подъеме, дети испытывали азарт соревнования, и именно это мероприятие при подведении итогов работы за год все учащиеся III ступени назвали самым удачным и запомнившимся.
Во главе детских организаций стоит «Директорский клуб» - созвездие одаренной молодежи, активы классов, лидеры школы. Создан этот орган самоуправления в 1994 году по инициативе заместителя директора по воспитательной работе Емцовой С. В.
На данный момент председателем Директорского клуба является учащийся 9-В класса Игорь Карташов, который представляет интересы школы в городской системе самоуправления «Симфа».
Выборы в эту организацию проводятся в конце учебного года. На общем собрании старост и активов классов выдвигается кандидатура учащегося, которому дети доверяют, импонируют, затем из нескольких кандидатур выбирается один человек.
Заседания «Директорского клуба» проходят по отдельному плану: 1 раз в месяц, 4 раза в семестр. До 2005 года заседания проводились под началом директора школы Раисы Ивановны Маслюк. Теперь же эта работа ведется заместителем директора по воспитательной работе совместно с практическим психологом школы.
Лидеры «Директорского клуба» тесно сотрудничают с городской организацией ученического самоуправления «Симфа», принимают участие в конференциях и референдумах по вопросам поддержки ученического самоуправления города, развития творческого потенциала учащихся и поиска интеллектуально и творчески одаренных детей.
Также ребят приглашают на встречи с мэром, где обговариваются проблемы, интересующие школьников, перспективы развития детского самоуправления в масштабах города, возможности улучшения жизни родного города с помощью учащейся молодежи.
В конце учебного года проходят заключительные заседания детских организаций, где учащиеся предоставляют отчеты о проделанной работе за год, обмениваются опытом, делятся впечатлениями и планируют работу на следующий учебный год.
Таким образом, учащимися создается история школы, их труд не пропадает даром: все отчеты подшиваются в общую книгу и хранятся в стенах школы для следующих поколений.
1.3. Работа с одаренной молодежью
Особое место в системе воспитательных и внеурочных мероприятий отводится работе с одаренными детьми.
Следует помнить, что интерес ребенка к получаемой информации – это еще не одаренность. Одаренность начинается тогда, когда ребенок выдает результаты переработки полученной информации.
Талантливых детей, которыми мы занимаемся, можно условно разделить на 2 группы:
1. дети, занимающиеся в кружках и секциях и имеющие конкретные заслуги в области учебы, спорта, музыки или танцев;
2. дети, имеющие талант и тягу к разного рода областям, но не развивающие свой потенциал.
Нами с помощью классных руководителей составлена база данных одаренных детей, которая насчитывает 60 личных портфолио учащихся 1 группы с перечнем их достижений, наград, психолго-педагогических характеристик. Такая систематизация помогает нам определять детей для участия в конкурсных программах, которые нам предлагает ЦДЮТ.
Выявление талантливых учащихся 2 группы в нашей школе происходит посредством внеклассных мероприятий: это литературные гостиные, заседания предметных клубов, тематические праздники.
Как результат, учащаяся 7-Г класса Гизатулина Гульнара заняла 1 место в городском этапе конкурса «Чтецы и чтецкие ансамбли» и учащийся 10-Б класса Тимофеев Даниил – 3 место в том же конкурсе (по прошлому году).
Большая роль в этом деле отведена кружковой работе. Во многом именно руководители кружков помогают раскрыть потенциал учащихся. Как пример, театральный коллектив под руководством В. Н. Салюковой занял первое место в городе с постановкой «Ревизор» Н. В. Гоголя.
Также вокальный кружок на базе нашей школы открыл нам новые таланты: это и хор учащихся 7-х классов, который мы привлекали для проведения Праздника Первого звонка и на День учителя; особенно хочется отметить учащегося 7-А класса Дервишева Халила, который после занятий в школьном вокальном кружке пошел учится в музыкальную школу, и в этом году принимал участие в городском конкурсе солистов-вокалистов «Ас-соль».
Учащиеся, которые посещают кружок изобразительного искусства «Палитра» под руководством Муратшаевой Л. И., приняли активное участие в городском конкурсе-выставке рисунков «Рисуют дети на планете Мир». Результаты конкурса следующие :
Бондаренко Надежда (3-Б класс, Жданков Никита (7-В класс) - работы отправлены для участия в республиканском этапе конкурса;
Максименко Юрий (5-А класс, Михей Регина (7-А класс, Богатова Светлана (5-А класс) – заняли первые места в городском этапе конкурса.
Также осуществляется психологическое сопровождение развития учащихся. В рамках работы детского самоуправления психолог школы Е. С. Кадеева на заседаниях «Директорского клуба» проводит с учащимися тренинги по выявлению лидерских качеств. Ведь быть лидером - это также талант.
Таким образом, работа по развитию творческих способностей у учащихся ведется по следующей схеме:
внеклассные мероприятия – участие в конкурсных программах ЦДЮТ – участие в Республиканских конкурсах.
Участие в различных мероприятиях и конкурсах, где можно проявить свой талант, дает возможность детям чувствовать себя нужными, дает сознание полноты жизни, у них появляется цель, которую хочется достигать, дает возможность развития и роста.
Заключение
Вполне очевидно, что развитие человечества приобретает все более динамичный характер. Об этом свидетельствует анализ любой сферы общественной жизни. Смена идей, знаний, технологий происходит скорее, чем смена человеческого поколения. А это значит, что наши дети также должны уметь приспосабливаться к этим изменениям, быть лабильными.
Наряду с усвоением базовых знаний перед современным образованием все более неотложной задачей становиться научить учащихся самостоятельно овладевать новыми знаниями и информацией, научить учиться, выработать потребность в обучении на протяжении жизни.
Школа должна обеспечить своего выпускника необходимым багажом знаний и умений для того, чтобы он мог адекватно воспринимать реальность и соответствовать постоянно ужесточающимся требованиям современной жизни.
Список использованной литературы:
1. Турищева Л. В. Особенности работы с одаренными детьми. – Х. : Изд. «Основа», 2008. – 122с. – (Серия «Психологическая служба школы»)
2. Психологическая поддержка творчества ученика/ Изд. О. Главник, В. Зоц. – К. : Редакции общепедагогических газет, 2003. – 128с. – (Библиотека «Школьный мир»)
3. Калошин В. Ф. Развитие творчества у учащихся. Методическое пособие. / Калошин В. Ф., Гоменюк Д. В. – К. : 2008. – 111с. (Б-ка журн. «Управление школой»; Вып. 8 (68)
4. Качественное образование: требования XXI века/ «Зеркало недели».-№24, 2006
5. Узунова Н. С., Туляков Ю. Т. Основы психологии и педагогики : Учебное пособие. – Симферополь, 2002
6. Венгер Н. Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание.
-1982 №11. стр. 32-38.
7. Веракса Н. Е. Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы
психологии. - 1990 №4. стр. 5-9.
8. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. - М. Мир, 1992. стр. 435-
442.
9. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное
воспитание. - 1967 №12. стр. 73-75.
10. Крылов Е. Школа творческой личности. - Дошкольное воспитание.
-1992 №№ 7,8. стр. 11-20.