Вера Андреева
Педагогические условия развития речевых способностей детей в ДОО в соответствии с ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
1. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи :
• Фонетической
• Лексической
• Грамматической
Родной язык играет уникальнейшую роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как важнейший узел, в котором сходятся различные линии психического развития :
• Мышление
• Воображение
• Память
• Эмоции
Публикация «Педагогические условия развития речевых способностей детей в ДОО в соответствии с ФГОС ДО» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач
• Умственного
• Эстетического
• Нравственного
воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшей жизни.
Речь – одна из центральных, важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, состояний, средство самореализации и вхождения в социум. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребенка и на его общее развитие. Речь лежит в основе общения людей между собой; играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребенка на всех этапах его развития.
Исследования, проведенные психологами, педагогами, лингвистами, создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников :
- Л. С. Выготский
- А. Н. Леонтьев
- С. Л. Рубинштейн
- Д. Б. Эльконин
- А. В. Запорожец
- А. А. Леонтьев
- Л. В. Щерба
- А. А. Пешковский
- А. Н. Гвоздев
- В. В. Виноградов
- К. Д. Ушинский
- Е. И. Тихеева
- Е. А. Флерина
- Ф. А. Сохин
- О. С. Ушакова.
В исследованиях, проведенных в лаборатории развития речи, выделяются три основных направления разработки психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников :
• Структурное ( формирование разных структурных уровней системы языка: фонетического, лексического, грамматического)
• Функциональное ( формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции: развитие связной речи, речевого общения)
• Когнитивное, познавательное (формирование способностей к элементарному осознанию явлений языка и речи).
Все три направления взаимосвязаны, так как вопросы развития осознания языковых явлений включаются в проблематику всех исследований, изучающих разные стороны развития речи дошкольников.
Развитие речи, овладение богатством родного языка в контексте современных психологических исследований, изучающих различные аспекты становления личности, роль развивающего обучения, значение дошкольного детства в развитии психических свойств и способностей, уникальность и неповторимость индивидуальных особенностей дошкольника в системе отношений взрослого и ребенка всесторонне изучались следующими педагогами и психологами :
- А. В. Запорожцем
- Л. А. Венгером
- В. В. Давыдовым
- А. С. Спиваковской
- А. Б. Орловым
- В. А. Петровским
- Л. А. Петровской и др.
Особое внимание хочется уделить работам К. Д. Ушинского, которые до настоящего времени не потеряли свою значимость. Он считал, что родной язык составляет главный, центральный предмет, входящий во все другие предметы и собирающий их результаты. По его мнению, развитие речи важно для развития мыслительной способности ребенка, а долг учителя – научить его логически мыслить и связно выражать свои мысли. Ушинский писал: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета» (Ушинский, 1968, с. 104).
Широко известны мысли Ушинского о роли народного творчества в обучении родному языку и связи ознакомления со сказками с развитием детского воображения. Великий педагог восхищался той способностью, которая создает в человеке слово и развивает его дух : «Вы замечаете, что ребенок, желая выразить свою мысль, в одном случае употребляет одно выражение, в другом – другое, и невольно удивляетесь чутью, с которым он подметил необычайно тонкое различие между двумя словами, по-видимому очень сходными» (Ушинский, 1968, с. 329). Ушинский предостерегал от понимания хорошей речи как гладкой болтовни, которая мешает ребенку думать и развиваться.
Ушинский рассматривает родной язык как сокровищницу всех знаний, как основу всякого понимания и умственного развития.
«Между другими предметами обучения, — пишет К. Д. Ушинский, нет ни одного столь способного развить человека, как изучение языка». Родной язык он рассматривает как источник богатейших знаний и всестороннего развития ребенка : «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка».
В языке одухотворяется весь народ и вся его родина, отражается вся история духовной жизни народа. Уже при умелом обучении грамоте, показывает Ушинский, развивается внимание, устная речь и мышление ребенка, обогащается его память живыми образами и меткими словами для выражения этих образов.
Дар речи – уникальное свойство человеческого рода. Именно с помощью речи люди общаются друг с другом, обмениваются мыслями, чувствами, создают произведения художественной литературы, научные труды. Речь включена во все проявления психической деятельности человека. С ее помощью передается опыт, накопленный предшествующими поколениями, как в самом языке, так и в различных других сферах человеческой жизни. В обществе всегда высоко ценят людей, обладающих грамотной, выразительной речью, умеющих говорить красиво, способных воздействовать на чувства и умы собеседников.
Речь, как таковая, не развивается вообще, безотносительно к той роли, которую она выполняет в жизни ребенка. Само по себе «овладение речью» не самостоятельная задача воспитания. И в то же самое время без овладения речью и без специальной работы, направленной на ее развитие, не может быть полноценного психического и личностного развития ребенка. Освоение речи перестраивает всю психическую жизнь дошкольника, делает возможным многие собственно человеческие формы поведения. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных ее формах.
Именно поэтому я считаю, развитие речи детей основой работы воспитателя и стараюсь уделять этому вопросу как можно больше внимания. Ведь речь – средство уникальное, универсальное и незаменимое, развивается как средство многих видов человеческой деятельности. Развивать речь ребенка, не включая ее в ту или иную деятельность, невозможно.
И своей задачей, при развитии речи детей, я считаю – не только и не столько сообщать им новые слова, требовать повтора своих рассказов, но, что гораздо важнее, по моему мнению, использовать речь, как необходимое и незаменимое средство той или иной деятельности – игры, конструирования, восприятия художественных произведений и т. п. Ведь развитие всех форм детской деятельности ведет к развитию их главного средства – речи. И поэтому я особое внимание в своей работе с детьми уделяю развитию их речи в повседневной жизни, ненавязчиво и без принуждения.
Требования ФГОС ДО к речевому развитию :
1. Овладение речью как средством общения и культуры;
2. Обогащение активного словаря;
3. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
4. Развитие речевого творчества;
5. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
6. Знакомство с книжной культурой, детской литературы, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
7. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
В работе по речевому развитию детей в условиях реализации ФГОС педагогу необходимо :
• Следить за правильным произношением, проводить работу по звуковому анализу слов, использовать чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения.
• Помогать ребенку овладевать названием предметов и явлений, их свойства и рассказывать о них.
• Знакомить детей с синонимами, антонимами, омонимами.
• Учить правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами.
• Учить формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.
• Развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей.
• Поощрять детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания.
• Организовывать диалоги между детьми и со взрослыми.
• Уделять внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
• Стимулировать детей комментировать свою речь.
• Упражнять в умении планировать свою деятельность.
• Приобщать детей к культуре чтения художественной литературы.
• Поощрять детское словотворчество.
Какие же основные направления работы по развитию речи детей в дошкольных группах по требованиям ФГОС :
1. Развитие словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение)
2. Воспитание звуковой культуры речи (развитие восприятия звуков родной речи и произношения)
3. Формирование грамматического строя:
А) морфология (изменение слов по родам, числам, падежам)
Б) синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений)
В) словообразование
4. Развитие связной речи (диалогическая (разговорная) речь, монологическая речь (рассказывание)
5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова; нахождение места звука в слове.
6. Воспитание любви и интереса к художественному слову.
Средства развития речи по требованиям ФГОС ДО это-
• Культурная языковая среда
• Обучение родной речи на занятиях
• Общение взрослых и детей
• Художественная литература
• Занятия по другим разделам программы (изобразительное творчество, музыка, театр и др.)
Методы речевого развития это-
• Наглядные – наблюдения в природе, экскурсии, опосредованные наблюдения (изобразительная наглядность)
• Словесные – чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, рассказывание с и без опоры на наглядный материал
• Практические – дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игр
Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Задача педагога создать условия для полноценного развития речи это-
Создание развивающей предметно-пространственной среды;
Целенаправленная работа воспитателя и других узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности.
Речевой уголок в группе, в котором проводится индивидуальная и подгрупповая работа следующих направлений:
- развитие словаря ребенка
- работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи)
- развитие связной речи (описательные, творческие рассказы, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами, поговорками, стихами)
- воспитание звуковой культуры речи
- подготовка к обучению грамоте (звуко-буквенный анализ и синтез, деление слов на слоги, анализ предложений)
Книжный уголок
Этот тематический «центр книги» играет существенную роль в формировании у детей устойчивого интереса к книге, желания читать и потребности в познании нового. Важную роль в развитии у детей познавательных способностей имеет работа с книгой. Дети любят слушать рассказы воспитателя, чтение любимых произведений, рассматривать иллюстрации. Чтобы у детей выработался навык работы с книгой, в каждой возрастной группе должен быть оборудован центр книги — место для совместного с воспитателем изучения литературных произведений и самостоятельной деятельности детей. В нашем мире стремительно развивающихся технологий, киноиндустрии и массмедиа ребёнок не должен растеряться и лишиться возможности обрести верного и мудрого спутника жизни — книгу. Она открывает мир вечных ценностей, учит доброте в увлекательной для детей форме. Рассматривая обложки и иллюстрации книжек, ребёнок совершенствует навыки зрительного восприятия. Из рассказов и сказок дети извлекают новую информацию — так развиваются познавательно-исследовательские способности. Образы литературных героев и фрагменты прослушанного сюжета появляются в сюжетно-ролевых играх и рисунках воспитанников — приобщение к миру литературы способствует раскрытию творческого потенциала, активизации воображения. На основе любимых книжных историй проводятся игры-драматизации и разучиваются диалоги по ролям — уделяется внимание речевой деятельности ребёнка.
Реализация образовательной деятельности по развитию речи в ходе режимных моментов:
Утро:
• Коллективные, индивидуальные разговоры, беседы педагога с детьми, преследующие цели формирование диалогической формы речи, навыков культуры речевого общения, расширение кругозора детей;
• Занятия в книжном уголке (чтение, рассматривание иллюстраций, пересказ и др.);
• Разнообразные дидактические игры и упражнения.
Прогулка:
• Словарная работа в процессе наблюдений;
• Звуковая культура речи в ходе подвижных игр;
• Дидактические игры и упражнения;
• Разговоры с детьми на различные темы.
Вечер:
• Игры-драматизации, инсценировки
• Индивидуальная работа (связная речь, звуковая культура речи, формирование грамматически правильной речи и др.)
Список использованной литературы:
1. О. С. Ушакова «Развитие речи дошкольников» 2001г. Издательство института Психотерапии
2. Н. В. Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР» 2006г. С-Пт. «Детство-Пресс»
3. Н. А. Седых «Воспитание правильной речи у детей»
2003г. Издательство «Сталкер»
4. Н. А. Омарова; М. И. Мирошник «Учимся говорить и общаться» 2013г. Издательство «Легион» Ростов-на –Дону
5. Е. Бортникова «Учимся составлять рассказы» Издательский дом «Литур» 2017г.
6. Л. Г. Шадрина, Е. П. Фомина «Развиваем связную речь» Издательство «творческий центр «Сфера» 2013г.
7. Т. А. Ткаченко «Если ребенок плохо говорит» 1997г. Издательство С-Пт «Акцент»
8. Интернет- ресурсы