МААМ-картинки

Построение образовательного процесса в ДОО в соответствии с ФГОС

Анна Зайченко
Построение образовательного процесса в ДОО в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

Построение образовательного процесса в ДОО в соответствии с ФГОС

Расскажи - и я забуду,

покажи - и я запомню,

дай мне сделать самому - и я пойму».

Конфуций

С принятие ФГОС перед педагогами дошкольного образования ставятся новые задачи по организации воспитательно -образовательной работы в соответствии с новыми требованиями. Решения данных задач помогает системно - деятельностный подход.

Публикация «Построение образовательного процесса в ДОО в соответствии с ФГОС» размещена в разделах

Системно-деятельностный подход, ориентирован на результат образования, где развитие ребенка как личности основан на обучении универсальных учебных действий. При таком подходе познание и освоение мира составляет цель и основной результат образования.

Системный подход – это подход, г де в основе, которого лежит исследование объектов как целых систем. Структура системного подхода заключается в том, что самостоятельные компоненты рассматриваются не отдельно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении.

Что же такое «деятельность»? Деятельность это процесс активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие- либо потребности, достигает цели.

Деятельностный подход ориентирован на организацию и управления деятельность детей, при решении специально организованный учебных целей и задач разной проблемности и сложности.

О системно-деятельностном подходе в обучении говорил еще Д. Б. Эльконин: ведущей деятельностью дошкольного возраста является детская игра и обучение должно осуществляться через «ворота игры».

Ребенок знакомится с окружающим миром, проходят путь от манипуляций с предметами в раннем возрасте к сюжетно-ролевой и режиссерской игре в старшем дошкольном возрасте. В игре дошкольника формируются новые качества личности и психики.

Д. Б. Эльконин писал: «никакое воздействие взрослого на процессы психического развития не может быть осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. И от того, как эта деятельность будет осуществляться, зависит процесс самого развития».

Л. С. Выготский предлагает рассматривать социальную среду как главный источник развития личности ребенка. В развитии существует как бы две переплетенных линии. Первая идет путем естественного созревания, вторая состоит в овладении культурой, способами мышления и поведения. По теории Выготского, развитие мышления и других психических функций происходит в первую очередь не через их саморазвитие, а через использование ребенком «психологических орудий», путем овладения системой знаков-символов, таких как - язык, система счета, письмо,

Как правило, на этом первом этапе внешней деятельности все, что делает ребенок, он делает в сотрудничестве, со взрослыми. Именно сотрудничество со взрослым является главным источником развития личности ребенка, а важнейшей чертой сознания является диалогичность.

Затем реализуется в совместной деятельности со сверстниками и, по потом, становится самостоятельной деятельностью ребенка дошкольного возраста (самодеятельностью).

Содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами образовательной программы и может реализовываться в различных видах деятельности:

• игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;

• познавательно-исследовательская

• коммуникативная

Восприятие художественной литературы и фольклора

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Конструирование

Формы активности:

• музыкальная

• двигательная

изобразительная (рисование, аппликация, лепка,);

Решаемые задачи ребенком в той или иной деятельности, не следует коренным образом менять, так как это может нарушить принцип систематичности и последовательности усвоения материала и развития детей.

ФГОС внедряет понятие «культурных практик», опираясь на психологическое осознание конструирования образовательного процесса, определяя при этом замену привычного для современной дошкольной педагогики разделение «игра — учебные занятия», приводящее к разрыву целостности образовательного процесса, на более психологичную и соответствующую возрасту структуру : игра и родственные ей виды деятельности. [2; 15]

Идущие от взрослого виды деятельности, в отличие от собственной активности ребенка, называются культурными практиками (Н. А. Короткова).

Выделяют следующие основные практики:

игровая деятельность;

познавательно-исследовательская деятельность;

продуктивная деятельность:

коммуникативная деятельность.

чтение художественной литературы.

Как известно, передача ребенку средств и способов деятельности в принципе возможна тремя путями: через наблюдение за старшими взрослыми, являющимися носителями культурных образцов, через непосредственное включение в их деятельность, через специальное обучение отдельным элементам деятельности. Два первых пути определяются как неформальное партнерство взрослого и детей (партнерская позиция взрослого, третий — как прямое обучение (учительская позиция взрослого).[2; 16]

В нашем детском саду мы планируем детскую деятельность в первую и во вторую половину дня. Каждый день в наших планах несколько видов детской деятельности сюжетно – ролевые игры, опытно – экспериментальная деятельность, чтение художественной литературы, конструктивные игры, рассматривание, наблюдения, свободная изодеятельность, что мы и осуществляем каждый день. Заранее воспитатель сообщает детям, какое литературное произведение будет читать и зовет детей. Тети дети, кому интересно, подходят к воспитателю, и проводится чтение произведения. Такая культурная практика имеет подгрупповой характер. Сюжетно – ролевые игры также исходят от детей, воспитатель может присоединиться и повернуть игру детей в нужное русло. Один раз в месяц по вторникам проводятся мероприятия: музыкальный и физкультурный по плану. Музыкальные мероприятия обычно просвещены кому-то празднику. То есть в преддверии какого – то события, мы проводим с детьми беседу, как они хотели бы отметить это событие. В этом году, таким образом, у нас в старшей группе прошло поздравление для бабушек. Кто-то из детей хотел поздравить бабушку стихотворением, кто-то песней, танцем так и получился концерт по заявка. Очень часто темы культурных практик появляются из наблюдений на прогулке. Например, на прогулке мы наблюдаем за водой. Дети начинают задавать вопросы: Почему вода замерзает? Имеет ли она цвет? Как можно ее очистить? Почему она не имеет формы? И много других вопросов. Во вторую половину дня в нашей группе проводятся опыты. После проведенных опытов дети отвечают на свои же вопросы. Такая деятельность заинтересовывает всех детей. Также темы культурных практик возникают и во время НОД. С детьми подготовительной к школе группы проводилась непосредственно образовательная деятельность по патриотическому воспитанию «Моя Белгородчина». После просмотра изображений флага, герба, у детей появились вопросы: Что обозначают цвета на флаге? Что символизирует лев и орел? Почему город называется Белгородом? Я предложила родителей помочь детям найти информацию об этом и поделиться с ребятами с группы. Дети сами выбрают, о чём им интересно узнать. Итак, у нас получилось 3 выступления: о гербе, флаге и о нашей Белгородчине.

Дети очень любят занимать творческой деятельностью. Вместе с педагогом дети готовят подарки родителям к праздникам. Так, например, с детьми мы конструировали военный самолет папам ко Дню Защитника Отечества. От этих подарков папы были в восторге.

В самостоятельной деятельности очень часто дети рисуют или делают аппликацию, в подарок друзьям просят помощи у педагога.

Культурные практики, выступающие в образовательном процессе в форме партнерства взрослого (их носителя) с детьми, могут быть представлены для дошкольного возраста как стержневые, формообразующие, обеспечивающие в своем сочетании полноценное развитие ребенка. Они и должны составлять нормативное содержание целостного образовательного процесса в детском саду.

Трудно переоценить роль деятельности педагога, ее влияние на процесс становления и развития личности ребенка. Здесь важно все: и отказ от авторитарного стиля общения в пользу демократического, и личные качества учителя, и способность к саморазвитию, и его профессиональная компетентность.

Таким образом, основная задача дошкольных организаций – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге полноценно проживают дошкольный возраст и мотивированно переходят на следующий уровень образования.

Список литературы:

1. Ившина З. И., Шишкина Е. С. «Инновационные формы воспитательной работы» Дошкольное воспитание 1997 №8

2. Инструктивно-методическое письмо «Организация образовательного процесса в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях Белгородской области в 2014-2015 учебном году»

3. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Москва, Мозаика-синтез, 2014г.

4. Савенков А. И «Методика проведения учебных исследований в детском саду» Учебная литература, 2005.

5.«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (от 17 октября 2013)

Публикации по теме:

Модель образовательного процесса в средней группе «Дорога безопасности» в условиях введения ФГОС  Тема: «Модель образовательного процесса образовательного процесса в средней группе по теме «Дорога безопасности» в условиях введения ФГОС.

Особенности планирования воспитатель-образовательного процесса в условиях ФГОС Уважаемые коллеги, представляю Вам готовый информационный материал (презентацию и текстовый материал к ней, который может пригодиться как.

Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с новым законом «Об образовании в РФ» Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями.

Особенности воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе с учетом ФГОСОсобенности воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе с учетом ФГОС Особенности воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе с учетом ФГОС Организация обучения и воспитания в разновозрастных.

Памятка 10 правил организации образовательного процесса в старшей группе в ДОО с учетом требования ФГОС Памятка Автор составитель: Первушкина Елена Михайловна МБДОУ Детский сад комбинированного вида " Солнышко" ,Республика Мордовия, п. Чамзинка.

Построение предметно-развивающей среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОСПостроение предметно-развивающей среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС В оформлении своей группы я основывалась на интеграци и содержания и видов деятельности в группе, брала направлении я в соответствии с ФГОС.

Программа стажировочной площадки «Модель организации образовательного процесса в ДОО с учетом УМК авторской ОП до «Тропинки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №9» Энгельсского муниципального района.

Пути повышения качества образовательного процесса в ДОО при использовании современных технологий Пути повышения качества образовательного процесса в ДОО при использовании современных технологий Обучая учусь. Сенека Старший Федеральный.

Презентация «Системно-деятельностный подход в ДОО как основа организации образовательного процесса в условиях ФГОС» В основу ФГОС ДО  заложен системно-деятельностный подход, который  базируется на обеспечении соответствия образовательной деятельности возрасту.

Обновление образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС «Обновление образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС" «Каждый ребенок для нас почемучка, и надо, по сути дела, не погасить.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Построение образовательного процесса в ДОО в соответствии с ФГОС
Опубликовано: 8 ноября 2018 в 20:08
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Построение образовательного процесса в ДОО в соответствии с ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Анна Зайченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД