Анна Зайченко
Построение образовательного процесса в ДОО в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Построение образовательного процесса в ДОО в соответствии с ФГОС
Расскажи - и я забуду,
покажи - и я запомню,
дай мне сделать самому - и я пойму».
Конфуций
С принятие ФГОС перед педагогами дошкольного образования ставятся новые задачи по организации воспитательно -образовательной работы в соответствии с новыми требованиями. Решения данных задач помогает системно - деятельностный подход.
Публикация «Построение образовательного процесса в ДОО в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
Системно-деятельностный подход, ориентирован на результат образования, где развитие ребенка как личности основан на обучении универсальных учебных действий. При таком подходе познание и освоение мира составляет цель и основной результат образования.
Системный подход – это подход, г де в основе, которого лежит исследование объектов как целых систем. Структура системного подхода заключается в том, что самостоятельные компоненты рассматриваются не отдельно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении.
Что же такое «деятельность»? Деятельность это процесс активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие- либо потребности, достигает цели.
Деятельностный подход ориентирован на организацию и управления деятельность детей, при решении специально организованный учебных целей и задач разной проблемности и сложности.
О системно-деятельностном подходе в обучении говорил еще Д. Б. Эльконин: ведущей деятельностью дошкольного возраста является детская игра и обучение должно осуществляться через «ворота игры».
Ребенок знакомится с окружающим миром, проходят путь от манипуляций с предметами в раннем возрасте к сюжетно-ролевой и режиссерской игре в старшем дошкольном возрасте. В игре дошкольника формируются новые качества личности и психики.
Д. Б. Эльконин писал: «никакое воздействие взрослого на процессы психического развития не может быть осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. И от того, как эта деятельность будет осуществляться, зависит процесс самого развития».
Л. С. Выготский предлагает рассматривать социальную среду как главный источник развития личности ребенка. В развитии существует как бы две переплетенных линии. Первая идет путем естественного созревания, вторая состоит в овладении культурой, способами мышления и поведения. По теории Выготского, развитие мышления и других психических функций происходит в первую очередь не через их саморазвитие, а через использование ребенком «психологических орудий», путем овладения системой знаков-символов, таких как - язык, система счета, письмо,
Как правило, на этом первом этапе внешней деятельности все, что делает ребенок, он делает в сотрудничестве, со взрослыми. Именно сотрудничество со взрослым является главным источником развития личности ребенка, а важнейшей чертой сознания является диалогичность.
Затем реализуется в совместной деятельности со сверстниками и, по потом, становится самостоятельной деятельностью ребенка дошкольного возраста (самодеятельностью).
Содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами образовательной программы и может реализовываться в различных видах деятельности:
• игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;
• познавательно-исследовательская
• коммуникативная
Восприятие художественной литературы и фольклора
Самообслуживание и элементарный бытовой труд
Конструирование
Формы активности:
• музыкальная
• двигательная
• изобразительная (рисование, аппликация, лепка,);
Решаемые задачи ребенком в той или иной деятельности, не следует коренным образом менять, так как это может нарушить принцип систематичности и последовательности усвоения материала и развития детей.
ФГОС внедряет понятие «культурных практик», опираясь на психологическое осознание конструирования образовательного процесса, определяя при этом замену привычного для современной дошкольной педагогики разделение «игра — учебные занятия», приводящее к разрыву целостности образовательного процесса, на более психологичную и соответствующую возрасту структуру : игра и родственные ей виды деятельности. [2; 15]
Идущие от взрослого виды деятельности, в отличие от собственной активности ребенка, называются культурными практиками (Н. А. Короткова).
Выделяют следующие основные практики:
игровая деятельность;
познавательно-исследовательская деятельность;
продуктивная деятельность:
коммуникативная деятельность.
чтение художественной литературы.
Как известно, передача ребенку средств и способов деятельности в принципе возможна тремя путями: через наблюдение за старшими взрослыми, являющимися носителями культурных образцов, через непосредственное включение в их деятельность, через специальное обучение отдельным элементам деятельности. Два первых пути определяются как неформальное партнерство взрослого и детей (партнерская позиция взрослого, третий — как прямое обучение (учительская позиция взрослого).[2; 16]
В нашем детском саду мы планируем детскую деятельность в первую и во вторую половину дня. Каждый день в наших планах несколько видов детской деятельности сюжетно – ролевые игры, опытно – экспериментальная деятельность, чтение художественной литературы, конструктивные игры, рассматривание, наблюдения, свободная изодеятельность, что мы и осуществляем каждый день. Заранее воспитатель сообщает детям, какое литературное произведение будет читать и зовет детей. Тети дети, кому интересно, подходят к воспитателю, и проводится чтение произведения. Такая культурная практика имеет подгрупповой характер. Сюжетно – ролевые игры также исходят от детей, воспитатель может присоединиться и повернуть игру детей в нужное русло. Один раз в месяц по вторникам проводятся мероприятия: музыкальный и физкультурный по плану. Музыкальные мероприятия обычно просвещены кому-то празднику. То есть в преддверии какого – то события, мы проводим с детьми беседу, как они хотели бы отметить это событие. В этом году, таким образом, у нас в старшей группе прошло поздравление для бабушек. Кто-то из детей хотел поздравить бабушку стихотворением, кто-то песней, танцем так и получился концерт по заявка. Очень часто темы культурных практик появляются из наблюдений на прогулке. Например, на прогулке мы наблюдаем за водой. Дети начинают задавать вопросы: Почему вода замерзает? Имеет ли она цвет? Как можно ее очистить? Почему она не имеет формы? И много других вопросов. Во вторую половину дня в нашей группе проводятся опыты. После проведенных опытов дети отвечают на свои же вопросы. Такая деятельность заинтересовывает всех детей. Также темы культурных практик возникают и во время НОД. С детьми подготовительной к школе группы проводилась непосредственно образовательная деятельность по патриотическому воспитанию «Моя Белгородчина». После просмотра изображений флага, герба, у детей появились вопросы: Что обозначают цвета на флаге? Что символизирует лев и орел? Почему город называется Белгородом? Я предложила родителей помочь детям найти информацию об этом и поделиться с ребятами с группы. Дети сами выбрают, о чём им интересно узнать. Итак, у нас получилось 3 выступления: о гербе, флаге и о нашей Белгородчине.
Дети очень любят занимать творческой деятельностью. Вместе с педагогом дети готовят подарки родителям к праздникам. Так, например, с детьми мы конструировали военный самолет папам ко Дню Защитника Отечества. От этих подарков папы были в восторге.
В самостоятельной деятельности очень часто дети рисуют или делают аппликацию, в подарок друзьям просят помощи у педагога.
Культурные практики, выступающие в образовательном процессе в форме партнерства взрослого (их носителя) с детьми, могут быть представлены для дошкольного возраста как стержневые, формообразующие, обеспечивающие в своем сочетании полноценное развитие ребенка. Они и должны составлять нормативное содержание целостного образовательного процесса в детском саду.
Трудно переоценить роль деятельности педагога, ее влияние на процесс становления и развития личности ребенка. Здесь важно все: и отказ от авторитарного стиля общения в пользу демократического, и личные качества учителя, и способность к саморазвитию, и его профессиональная компетентность.
Таким образом, основная задача дошкольных организаций – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге полноценно проживают дошкольный возраст и мотивированно переходят на следующий уровень образования.
Список литературы:
1. Ившина З. И., Шишкина Е. С. «Инновационные формы воспитательной работы» Дошкольное воспитание 1997 №8
2. Инструктивно-методическое письмо «Организация образовательного процесса в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях Белгородской области в 2014-2015 учебном году»
3. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Москва, Мозаика-синтез, 2014г.
4. Савенков А. И «Методика проведения учебных исследований в детском саду» Учебная литература, 2005.
5.«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (от 17 октября 2013)