Анна Иванова
Построение образовательного процесса в ДОО. Область «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие
Сегодня актуально звучат слова американского философа, художника, публициста Элберта Хаббарта – «ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА СОСТОИТ В ТОМ, ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ ЕГО СПОСОБНЫМ РАЗВИВАТЬСЯ ДАЛЬШЕ…», научить ребенка учиться и чем выше ступень образования, тем самостоятельнее процесс обучения.
Перед педагогами поставлены ЦЕЛИ и определены задачи СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ :
Публикация «Построение образовательного процесса в ДОО, Область „Речевое развитие“ в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Республика, область, край. Список городов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических, личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение укрепление здоровья детей (ст. 64 ФЗ об образовании в РФ).
ФГОС ориентирует нас на формирование личности ребенка через собственную деятельность, познавательную активность, творчество детей, развитие личности через различные виды деятельности, через системно-деятельностный подход.
Сегодня совместная деятельность ребенка и педагога-это не готовый конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретать новые знания через собственную деятельность.
Важнейшая из образовательных областей – речевое развитие дошкольников. Вы, конечно, можете возразить, что не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно-эстетическое или социально-коммуникативное.
Да, все они важны, но обратите внимание, возможно ли полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности? Познавательное развитие – это всегда многочисленные вопросы-ответы, объяснения, постановка проблем, уточнение, чтение. Физическое развитие не может обойтись без правил, команд и объяснений, а художественно-эстетическое без художественных образов, стихов, литературных текстов, их обсуждений. Уже в самом названии социально-коммуникативной области звучит необходимость использования речевых средств для реализации намеченных задач. Поэтому о месте речевого развития в полноценном формировании личности не стоит и спорить.
Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными
процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями.
Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в раннем и
дошкольном возрасте, поэтому в ФГОС выделена отдельная образовательная
область «Речевое развитие». В программе «От рождения до школы» она была присоединена к познавательному развитию, а в ФГТ называлась «Коммуникация».
Требования к педагогам дошкольного образования, направлены на повышение результативности их труда, активности, деловой инициативы, компетентности, наиболее полное использование профессионального, творческого потенциала в работе с детьми и возможных достижений ребенка, с учетом социально-возрастных характеристик, целевых ориентиров.
Данные целевые ориентиры, подробно даны в п. 4.6 ФГОС и выступают основами преемственности дошкольного и начального образования, обеспечения равных возможностей для развития каждого ребенка, предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Обращаю ваше внимание на то, что целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке. Специфика дошкольного возраста (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность, а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня ДО в РФ, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обуславливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В ДОУ п. 4.6 ФГОС ДО.
Ранний возраст: владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек.
Для детей на этапе завершения дошкольного образования (6 – 7 лет) : ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
Важной задачей современного дошкольного образования является формирование ПРЕДПОСЫЛОК УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД).
УУД - это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта (Википедия).
УУД - это способность ребенка к саморазвитию путем активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность, «умение учиться».
Даны варианты определения УУД. Но для нас важно понять, что в основе формирования УУД лежит «умение учиться», путем активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность.
Выделяют 4 блока ПРЕДПОСЫЛК ФОРМИРОВАНИЯ УУД: (это касается всех 5 образовательных областей) :
1. познавательные (умение строить высказывание, формулировка проблемы, рефлексия деятельности, структурирование знаний, поиск информации, смысловое чтение, моделирование)
2. регулятивные (цель-план-прогноз-контроль-коррекция-оценка);
3. личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-эстетическое оценивание)
4. коммуникативные (постановка вопросов, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли, управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества).
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРЕДПОСЫЛОК УУД В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; Формулирование проблемы; Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Интеллектуальные умения обработка информации; система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования; обработка, систематизация, обобщение, использование полученной информации.
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ ПРЕДПОСЫЛОК УУД В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ
Умение оценивать результат, осуществлять контроль, за соответствием способа действия с заданным эталоном, внесение необходимых дополнений и корректив.
Организация умения своих дел, умение строить учебно-познавательную деятельность и решение проблем.
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ПРЕДПОСЫЛОК УУД В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ
Нравственно-этическая ориентация, в том числе оценивание усваиваемого содержания.
Умение ребенка с помощью речи дать нравственную оценку происходящим событиям, содержанию усваиваемого материала.
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию: знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами, умение выделить нравственный аспект поведения, выполнять разные социальные роли (ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях) – гражданин, дошкольник, пешеход…
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ПРЕДПОСЫЛОК УУД В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ
Умение общаться, взаимодействовать с людьми, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, оценка своих и чужих поступков, саморегуляции поведения и эмоционально-волевых действий.
Коммуникативные умения обеспечивают возможности сотрудничества ребенка: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, эффективно сотрудничать с педагогом и сверстниками.
В ФГОС говорится о том, что РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕОБЛАДАЕТ В ОСНОВНЫХ ВИДАХ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ таких как:
коммуникативная; игровая; познавательно-исследовательская; восприятие художественной литературы и фольклора.
Но, вы, как педагоги-практики, прекрасно знаете, что речь проходит красной нитью через все формы организованной и самостоятельной деятельности детей.
ФГОС (пункт 1.9.) утверждает, что образовательные программы ДОО реализуются на государственном языке. Программа может быть реализована и на языке народов России, но не в ущерб русскому языку. Т. е. русский язык в Российской Федерации все должны изучать с детства.
Продолжая разговор об образовательной области «Речевое развитие», остановимся на содержании работы в этом направлении.
Вы помните, в каком разделе ФГОС об этом говориться?
Да, это второй раздел «Требования к структуре образовательной программы и е объму». Само содержание здесь не определяется, оно в деталях для каждой группы представлено в примерных образовательных программах, а в стандарте определена структура материала, который должен быть обязательно включен в программу.
В пункте 2.6. даны материалы о структуре программы по речевому развитию. Сколько компонентов речевого развития там выделено?
Итак, таких компонентов 7.
Компоненты и задачи речевого развития дошкольников
1. Владение речью как средством общения и культуры.
2. Обогащение активного словаря.
3. Развитие связной речи (диалогической, монологической).
4. Развитие речевого творчества.
5. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
6. Знакомство с книжной культурой, пониманием на слух текстов различных жанров детской литературы.
7. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучении грамоте.
Вам знакома работа, которую требует выполнять ФГОС?
Конечно, мы всегда занимались развитием навыков общения, обогащали словарь, исправляли звукопроизношение, знакомили с детской литературой и готовили к освоению грамоты. Думаю, что не всегда убедительно осуществлялась работа, связанная с развитием детского творчества, е надо будет изменить, найти новые подходы к развитию творческих способностей детей.
Давайте подробнее рассмотрим каждый из компонентов.
1. Научить ребнка владеть речью как средством общения и культуры – главная наша задача. Это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывал трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим. Мы формируем правильную устную речь детей на основе овладениями литературным языком русского народа. Поэтому так важно, чтобы ребнок слышал такую речь, чтобы он чувствовал, что его тоже слышат и всегда готовы вступить с ним во взаимодействие.
2. Владеть речью – это, во-первых, владеть словарм.
Обогащение активного словаря дошкольника происходит за счт основного словарного фонда языка и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей. Для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно-тематическом планировании работы. Например, сейчас вы реализуете какую тему? (Весна.) Какие слова должны пополнить словарь детей, если вы разумно организуете работу?
3. Наша связная речь состоит из двух частей – диалога и монолога. Строительным материалом для не является словарь и освоение грамматического строя речи.
Грамматический строй, т. е. умение изменять слова, соединять их в предложения, ребнок усваивает на слух, осмысливая речь взрослых. Кроме этого мы проводим специальные упражнения, помогающие детям усвоить наиболее сложные конструкции. Например, игры «Что было бы…» (усвоение сослагательного наклонения, «Чего не хватает?» (употребление существительных в родительном падеже).
4. Развитие речевого творчества - работа непростая. Она предполагает, что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают
новые ходы в сюжете сказки и т. д. Вс это становится возможным, если мы
создам для этого условия. Н-р: Придумайте новый поворот сюжета в сказке «Репка».
5. Ребнок осваивает речь, начиная со звукового строя языка.
Темп усвоения звуков у каждого ребнка свой, но к пяти годам основания к тому, чтобы чтко и внятно произносить все звуки родного языка есть практически у каждого здорового дошкольника. В ФГОС этот компонент называется «Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха» и предполагает, что ребнок усваивает интонационный строй родного языка, систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи.
6. Знакомство с книжной культурой, понимание на слух
текстов различных жанров детской литературы.
Есть много нерешнных проблем. Главная из них состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения-слушания.
Насколько это возможно необходимо изменять ситуацию, а в детском саду художественное слово должно звучать постоянно. Книга должна стать спутником детей, заполнять их досуг, оживать в инсценировках, играх-драматизациях.
7. И ещ один компонент речевого развития - Формирование звуко-
вой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте. Вся наша работа по развитию речи в детском саду подготавливает ребнка к школе, где необходима правильная устная речь, умение слушать других, вникать в содержание их речи. Речь уже в детском саду становится предметом анализа детей, что представляет для них серьзную трудность из-за особенностей мышления.
Итак, мы выделили 7 основных компонентов (задач) речевого развития детей.
Они реализуются во всех группах в течение всего времени пребывания детей в детском саду, а не только в ходе ООД.
Образовательная область «Речевое развитие» тесно интегрируется с каждой из четырех оставшихся областей, и это взаимопроникновение способствует формированию высших психических функций, помогает решать проблемы социально-личностного, художественного и даже физического развития.
Поскольку у многих детей возникают трудности в речевом развитии,
ФГОС предусматривает коррекционную работу, которая может осуществляться в специальных или инклюзивных группах.
Вы, конечно, уже хорошо знаете, какое внимание в ФГОС уделяется
созданию предметно-развивающей среды (пункт 3.3.2. и 3.3.3.).
Итак, предметная среда должна обеспечивать условия для совместной
деятельности и общения. При этом среда создатся с учтом возрастных осо-
бенностей детей, региональных отличий и направлена на реализацию про-
граммы. Если в детском саду есть инклюзивные или коррекционные группы
для них создатся среда, соответствующая проблемам в развитии детей, ко-
торые посещают группу.
Принципы организации предметно-пространственной среды
• Обеспечение возможностей для общения, уединения, двигательной деятельности, игры, познавательно-исследовательской активности, эмоционального благополучия и возможностей для самовыражения (п. 3.3.2 ФГОС).
• Учёт национально-культурных, климатических условий и возрастных особенностей детей (п. 3.3.3 ФГОС).
• Соответствие требованиям трансфомируемости, полифункциональности, вариативности, доступности, безопасности (п. 3.3.4 ФГОС).
• Возможность беспрепятственного доступа для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Выделим общие требования к развивающей среде, конкретизируем для образовательной области «Речевое развитие».
Как вы думаете, что следует включить в эту среду?
• Главное – ребенок должен слышать чистую русскую речь,обращенную к нему лично, а не только пассивно выслушивать указания воспитателя обращенные ко всей группе. Он должен иметь возможность поговорить с воспитателем, спросить о важных для него вещах и на это всегда должно быть время у педагога. Мы должны обеспечить каждому ребенку достаточную речевую практику и в быту, и в процессе обучения.
• Важно создать условия, выделить время и место для игр детей.
Нет такой игры, которая бы не стимулировала развитие речи. Наши дети с интересом играют с новым конструкторами, как эти игры влияют на речь детей?
Да, появились новые слова-существительные: арка, бойницы, крепость, крепостная стена, башня и даже мезонин; слова, обозначающие пространственное расположение объектов: спереди-сзади, внутри - снаружи, слева – справа; и конечно прилагательные: красный, желтый, синий, большой, красивый, длинный, тяжелый и др.
• Важнейшим компонентом речевой среды является иллюстрированная книга. Детские книги сейчас издают очень нарядными и они всегда вызывают положительные эмоции. Простое рассматривание книги с картинками сопровождается у детей репликами, вопросами, высказываниями, желанием поделиться со сверстниками впечатлениями.
• Мы не можем обойтись в работе по развитию речи детей без наглядных пособий: игрушек, картин и картинок, слайд-презентаций, видеофильмов. Они помогают нам, даже достаточно сложные вещи, представить понятно для детей. Конечно, все они сопровождались словом воспитателя, которое направляет внимание детей, вызывает их на участие в общем разговоре.
• Развивающей средой для речевого развития является любая деятельность детей. Например, одевание – раздевание вы мо-
жете использовать для освоения сложных речевых конструкций : одеть Таню – надеть шапку; много чулок, но мало носков; ….
Формы образовательной деятельности
• В ходе режимных моментов
• В процессе организации педагогом различных видов деятельности
• В ходе самостоятельной деятельности детей
• Во взаимодействии с семьями.
•
Формы организации детей
• Групповые,
• Подгрупповые
• Индивидуальные
Деятельностный подход в решении задач речевого развития
Реализация ФГОС в речевом развитии происходит в специфических для детей дошкольного возраста видах деятельности.
Виды деятельности
От 1года до 3лет от 3 до 8 лет
Предметная игровая
Общение со взрослым коммуникативная
Экспериментирование познавательно-иисследовательская
Самообслуживание восприятие худ. литературы
Восприятие сказок, стихов, самообслуживание и труд
Двигательная активность изобразительная
музыкальная
двигательная
В ФГОС названы ОСНОВНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ (современного) ПЕДАГОГА необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников.
• СПЕЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ (ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ)
Наличие высокого профессионального уровня, результативности творческой деятельности.
• СОЦИАЛЬНАЯ
Способность брать ответственность и принимать решения, взаимодействовать с коллегами, окружающими людьми.
• ЛИЧНОСТНАЯ
Наличие качеств организованности, работоспособности, психологической совместимости со всеми участниками образовательных отношений.
• ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
Наличие индивидуального стиля профессиональной деятельности, неповторимости, самобытности педагога в профессиональном поведении и деятельности.
Завершая сегодняшнее обсуждение, разрешите еще раз подчеркнуть, что овладение речью в дошкольном возрасте – одна из наиболее трудных и в тоже время основных задач дошкольного развития. Остается только удивляться, как маленький ребенок, не умеющий серьезно сосредоточиться, не владеющий интеллектуальными операциями, всего за первые несколько лет жизни практически в совершенстве овладевает столь сложной знаковой системой, как язык. Мы должны помнить и о том, что если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к шести-семи годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Нам нельзя упускать время, помогать ребенку нужно в сензитивный период!
И только компетентный педагог, способный к самосовершенствованию может вовлечь ребенка в процесс познания и научить ребенка учиться. Ведь не зря гласит мудрость:
РАССКАЖИ МНЕ И Я ЗАБУДУ.
ПОКАЖИ МНЕ И Я ЗАПОМНЮ.
ВОВЛЕКИ МЕНЯ И Я НАУЧУСЬ…