Папки-передвижки

Педагогические требования к использованию детских игрушек в учебно-воспитательном процессе ДОУ

Айшат Георгиевна Каппушева
Педагогические требования к использованию детских игрушек в учебно-воспитательном процессе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Карачаево-Черкесский государственный университет

имени У. Д. Алиева»

Педагогический факультет

Кафедра педагогики и педагогических технологий

Направление подготовки 44.04.01 – Педагогическое образование

Магистерская программа – Дошкольное образование

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Педагогические требования к использованию детских игрушек

в учебно-воспитательном процессе ДОУ

Публикация «Педагогические требования к использованию детских игрушек в учебно-воспитательном процессе ДОУ» размещена в разделах

Допущена к защите «___»___2016 г.

Заведующий кафедрой ___ доц. А. А. Узденова

Автор: ___ А. Г. Каппушева

Научный руководитель: ___ доц. З. К. Узденова

Рецензент: ___ доц. З. Ю. Уртенова

Работа защищена: «___»___2017 г.

Оценка: ___

Карачаевск 2017

Оглавление:

Введение 3

Глава I. Теоретические аспекты использования игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста

1.1. Игрушка как педагогическое средство развития детей

1.2. Требования к качеству игрового материала, используемого в работе с детьми дошкольного возраста

Выводы по первой главе

Глава II. Педагогические требования к использованию игрушек в учебно-воспитательном процессе ДОУ

2.1. Роль предметно-развивающей среды в развитии личности ребенка дошкольного возраста

2.2. Педагогическая классификация игрушек

2.3. Особенности использования дидактических игрушек в учебно-воспитательном процессе ДОУ

Выводы по второй главе

Заключение

Список использованных источников

Введение

У большинства из нас детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья, как воплощение теплоты и значимости той невозвратимой поры. Нормальное развитие ребенка, становление его внутреннего мира немыслимы без игры, и, следовательно, без игрушки. Игрушки для ребенка - та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя. Это, с одной стороны; с другой стороны, игрушка - тот товар, который взрослый выбирает и покупает для своих детей. Данный вид товара сохраняет свой рейтинг во все времена. Подбор игрушек - дело серьезное и ответственное. От успешного решения этой проблемы зависят настроение ребенка и прогресс в его развитии.

Выбрать игрушку в настоящее время чрезвычайно трудно: наряду с традиционными (куклы, мишки, мячики) появляются новые (динозавры, пауки, покемоны и пр.). Как сориентироваться в этом мире продукции? Как оценить их игровой и развивающий потенциал? Как выбрать то, что нужно ребенку? В сложившейся стихии рынка ответ на эти вопросы чрезвычайно труден. Как показывают опросы, в большинстве случаев игрушки выбираются и покупаются стихийно, в силу сложившихся обстоятельств или внешних, поверхностных признаков (привлекательность, величина, стоимость, желание угодить ребенку и пр.). Развивающий потенциал игрушки, ее педагогическую «полезность» взрослые либо вовсе не учитывают, либо целиком доверяются прилагаемой аннотации, в которой производитель пишет все, что хочет. Отсутствие каких-либо ценностных ориентиров на рынке игрушек (как у производителей, так и у покупателей) приводит к их бесконтрольному производству, бессистемной закупке и бессмысленному потреблению. В результате прилавки магазинов и детские комнаты завалены однотипными и, как правило, бесполезными (а иногда и вредными) игрушками, но нужных и важных для детского развития нигде нет. Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве игры, а следовательно, и на эффективности развития ребенка.

Поэтому чрезвычайно важно при выборе игрушек учитывать не только их красоту и санитарно-гигиенические свойства, но и возможный психологический эффект. Однако подобная оценка должна опираться на объективные и научно обоснованные критерии. Здесь необходимо участие педагогов, психологов, которые в силу своей профессиональной квалификации понимают закономерности развития ребенка, особенности его игры в разный возрастной период.

Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игрушка в данном случае выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия, с которыми надлежит ребенку.

Игрушка важна для развития личности ребенка. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что игрушка всегда была действенным средством развития психики и широко использовалась в народной педагогике для социального воспитания и приобщения ребенка к жизни взрослых.

Исследования по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показал, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, а обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности.

Игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детям представления о людях разных профессий, разных национальностей, она в тоже время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним.

Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками. Для этого педагогу надо знать, как использовать игрушку в качестве средства психолого-педагогической работы. А для этого он должен понимать, какая роль отведена игрушке в процессе социализации детей, какое влияние она оказывает на развитие психики, особенностей личности и поведения ребенка.

Ответить на все эти вопросы невозможно, не рассмотрев историю возникновения игрушки, ее назначение, а также современные подходы к классификации игрушки, психолого-педагогические и гигиенические требования к ней.

Проблема значения игрушки в жизни ребенка весьма актуальна, особенно в 21 веке, когда у современного ребенка появляются совершенно новые интересы, связанные с внедрением в наш повседневный быт электронной техники, компьютеров; появлению на прилавках российских магазинов игрушек, которые не отвечают порой санитарно-гигиеническим требованиям, а иногда и педагогическим.

Объект исследования: игрушки и игровые материалы в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования: педагогические требования к использованию детских игрушек в учебно-воспитательном процессе ДОУ

Гипотеза: обучающий эффект использования игрушек в работе с дошкольниками будет более высоким, если соблюдаются педагогические требования к подбору игрушек и игрового материала для ДОУ.

Для достижения цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать педагогическую, психологическую и научно-популярную литературу по теме исследования.

2. Теоретически классифицировать виды игрушек и педагогические требования к ним.

3. Проанализировать организацию игровой среды для детей в ДОУ и возможности использования игрушек в свободной игровой деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что определена классификация игрушек, рассмотрены педагогические, эстетические, гигиенические требования к игрушкам.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Дидактическая игрушка учит ребенка мыслить, воспитывает целеустремленность, настойчивость, организованность. Вместе с тем без активного формирования желания действовать с дидактическими игрушками дети самостоятельно и полноценно играть с ними не будут. Необходимо устанавливать содержательную связь между приобретением информации о свойствах дидактической игрушки на занятиях, в ходе совместной игры с воспитателем и в самостоятельной игре. Следует насыщать занятия действиями с дидактической игрушкой, но делать это нужно в такой форме, чтобы малыши сами стремились к этому процессу

2. Педагогические требования к игрушкам : должны способствовать решению воспитательных задач; соответствовать интересам ребенка; удовлетворять стремление к двигательной активности; быть многофункциональными; обладать динамическими свойствами; на конкретных образах реально отражать действительность; быть яркими, красивыми, вызывать чувство радости; содействовать развитию ребенка; сделаны из экологически чистых материалов; обладать противопожарностью; быть безопасны; легко дезинфицироваться; по весу соответствовать физическим силам ребенка; быть прочными и надежными в использовании.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть применены для подбора игрушек в группы детского сада и оформления игровой комнаты, а также для планирования работы воспитателя в режимные моменты свободной игровой деятельности детей и в учебно-воспитательном процессе ДОУ.

Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников.

Глава I. Теоретические аспекты использования игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста

1.1. Игрушка как педагогическое средство развития детей

Ребенок познает мир, активно действуя. От того, какими игрушками он будет играть, начиная с первых лет жизни, во многом зависит его развитие, психическое и физическое здоровье. Большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушек. Однако значение игрушки в воспитании детей значительно шире. Игрушка – спутник жизни ребенка, источник его радости. Это не только материал, орудие игры, это и партнер, товарищ детских игр, а в руках взрослого – одно из важнейших средств воспитания. Такое разнообразие функций игрушки связано с ее особенностями и происхождением.

Игрушка – это специальный предмет, предназначенный для игры и иного жизненного назначения не имеющий. В ней в обобщенной форме представлены типичные свойства предмета (в том числе людей и животных, которые обеспечивают воспроизведение соответствующих действий с ним.

Так, кукла – обобщенный образ человека (чаще всего ребенка)позволяет детям воспроизводить целый ряд действий: сажать, укладывать, купать, переодевать и т. д. [33].

Игрушка чрезвычайно разнообразна по типам, материалам, по технике изготовления, возрастному и воспитательному значению.

Но при всем разнообразии игрушек в них, прежде всего, изображаются реальные вещи и предметы, с которыми действует и сам ребенок, и взрослый.

Изображение предмета условно и в значительной степени обобщено. Характер и степень обобщенности и условности зависит от типа игрушки и ее конкретного назначения.

Условность изображения предмета не исключает, а предполагает отражение типичных черт вещи или предмета, отличающих их от других (так, у грузовика есть обязательно кабина, кузов, колеса; у Деда Мороза – длинная шуба, большая шапка, палка, мешок с подарками.)

Истинной игрушке чужды дробность характеристики и натурализм. Обобщенность и известная условность обеспечивают разнообразие ее функций в играх детей.

Натуралистическая игрушка быстро надоедает детям именно потому, что ограничивает игровой замысел, “приземляет” его точностью образа.

Хорошая игрушка обладает определенной игровой динамикой: ее образ, конструкция, материал обеспечивают разнообразные игровые действия. Динамика в игрушке может быть представлена подвижностью частей, звучанием, комплексностью фигур (наборов) и т. д. Предмет статичный, хотя и обобщенный, не может быть игрушкой.

С возникновением первых людей и началась история появления игрушек. Игрушки появились ещё в первобытном обществе и на протяжении всего своего существования преобразовывались и меняли своё назначение. Согласно мнению многих учёных, игрушки появились в первобытном обществе вместе с орудиями труда. В то время они и выглядели в форме оружия, орудий труда, которые широко использовались первобытными племенами, предметов быта, с помощью которых дети осваивали некоторые жизненно необходимые действия. Назначение таких игрушек было приспособление к взрослой жизни. Соответственно делали эти игрушки из разных материалов и каждая игрушка отображала образы и особенности деятельности того племени, в котором она создавалась. Например, в племени, в котором занимались в большей степени охотой, изготавливались игрушки в виде животных, а также в виде оружия. Игрушки были довольно примитивными [20].

В дальнейшем, с возникновением рабовладельческого строя и скотоводства, начали изготавливаться игрушки другого плана, они были достаточно реалистичными. Так, в Древнем Египте игрушки делали из ткани, из дерева. Изготавливали фигурки домашних животных, кукол, археологи нашли и спортивные игрушки, например, мячи, серсо. Игрушки были довольно реалистичными с характерными для отображаемых образов движениями, например, крокодил с открывающейся пастью, лев, замахивающийся лапой на предполагаемую жертву. Были даже такие игрушки, которые отображали социальный строй того времени, например, работающий раб или телесные наказания раба.

В античные времена в Греции и Риме игрушки считались важнейшим средством воспитания детей. До нашего времени дошли художественные игрушки того времени, сделанные из слоновой кости, янтаря, терракоты, в основном это фигурки животных, куклы, встречались игрушки с заводным механизмом. Для физического воспитания детей делали спортивные игрушки : мячи, серсо, волчки и т. д. Уже в те времена было налажено ремесленное производство игрушек, которые продавались в разных странах мира.

На территории Восточной Европы делались игрушки в основном из глины. Во II в. до н. э. делали всадников, повозки. На территории славянских поселений при археологических раскопках были обнаружены фигурки, погремушки, глиняные свистульки, куколки, фигурки домашних животных. По некоторым данным первые погремушки и свистульки несли в себе не развлекательное значение, а выступали в роли оберега. Считалось, что все эти мелодичные звуки, свойственные игрушкам отгоняют нечистую силу, для того, чтобы уберечь ребёнка от нечистой силы над его колыбелью подвешивали погремушки с различным мелодичным звучанием.

В средние века, при феодальном строе игрушки отражали сословное разделение. У представителей знати и их детей были игрушки разного содержания и изготавливались они из достаточно дорогих материалов (фарфор, дорогая ткань, слоновая кость и т. д.). Много было игрушек военного содержания : фигурки коней, доспехи, мечи, щиты, лошади в рост ребёнка. Обязательным атрибутом каждого состоятельного дома была кукла, которая несла в себе магическое значение – хранительница домашнего очага. Для этой куклы создавались кукольные дома со всей обстановкой. Как правило, дома создавались из дорогих материалов: драгоценных металлов, камней, тканей. Часто такие дома были лишь частью интерьера и передавались по наследству.

У бедных слоёв населения были свои игрушки, со своим значением. В основном это развлекательное и воспитательное значение, оставалась и роль оберега. Для бедных детей делали игрушки из глины, соломы, коры деревьев, дерева и т. д. Для девочек делали кукол, для мальчиков делались также игрушки с военным содержанием: фигурки лошадей, домашних животных, деревянные мечи, щиты и т. д. Также актуальны были и спортивные игрушки. Значение игрушек для детей бедных слоёв населения – подготовка к жизни и развлекательное значение [20].

В дальнейшем на Руси изготовление игрушек стало серьёзным ремеслом, секреты которого передавались по наследству. Своё развитие получила так называемая народная игрушка. Народные игрушки имели развивающее значение, а также назначение народной игрушки – развлечь, повеселить, занять, порадовать. Расцвет игрушечных промыслов относится к XVI – XVII в. в. Своё развитие получили игрушки из дерева и глины. И сейчас знамениты гончарные игрушки Дымковские, Гжельские, Каргопольские, Филимоновские, Хлудневские и самые известные деревянные Богородские и Сергиево-Посадские игрушки. В 90-е г. г. XIXв. Из Сергиева Посада вышла всем известная матрёшка. В современное время народная игрушка имеет колоссальное воспитательное значение. Её используют в основном в художественно-эстетическом воспитании детей. Широко распространены в наше время и Богородские игрушки, которые имеют развлекательное назначение, а также развивают детей. Вот какая непростая и длинная история появления игрушек…

В V в. до н. э. в небе Китая появились первые воздушные змеи, которые до сих пор остаются непременным атрибутом «Праздника высокого полета». Он отмечается на девятый день девятого месяца каждого года. В. этот день небо усеяно змеями в форме рыб, лягушек, птиц. Играют и дети, и взрослые. Проводятся битвы бумажных змеев, в которых змеи с прикрепленными к ним кусочками стекла стараются срезать нитки друг у друга. На островах Океании воздушные змеи помогали тянуть лодки и ловить рыбу.

Механический конструктор набор планок с отверстиями, гаек и болтов, с помощью которых можно строить подъемные краны, лебедки, тележки, мельницы, - был придуман приказчиком Хорнби из мясной лавки города Ливерпуля. Счастливая мысль пришла к нему ночью 1900 г. в поезде. Конструктор из разноцветных кубиков - игрушка тоже не новая. Изобрел ее около 200 лет назад человек по фамилии Либих из Германии, известный во всем мире не как игрушечных дел мастер, а как основоположник серьезной науки – агрохимии [6, 9].

В древности мастерили кукол и для мальчиков. Они были и своего рода талисманами. Куклу никак не украшали, только копье в руках, чтобы ее обладатель вырос отважным воином и охотником. Считалось, чем тверже кусок дерева, из которого вырезана кукла, тем отважнее будет тот, кто с ней играет.

Уже в XIII в. французские куклы стали законодательницами моды и стоили безумно дорого. Для них, как для Барби, делали кукольные дома с полной обстановкой, но не из пластмассы (дом и мебель - из ценного дерева, а посуду - из серебра и фарфора). Все это хранилось и передавалось по наследству от матери к дочери, как и другие фамильные драгоценности.

В Японии чаще всего в куклы не играют - ими любуются. Такие куклы, изумительные по красоте и тонкости исполнения, - произведения искусства.

В середине ХГХ в. возникли первые производители игрушек - небольшие кустарные цеха и фабрики. Постепенно самодельные куклы сменились фабричными. Появилось несколько видов кукол - игровые и сувенирные. И у каждой - меткое название: запеленатый младенец - пеленашка, дама с тонкой талией в модном кружевном или батистовом костюме - кукла-талия. И, наконец, кукла, у которой два лица (молодой женщины и пожилой) и два костюма, называлась «кукла-перевертыш».

Самые затейливые, самые сложные игрушки делали в ХVII-ХIХ вв. Это были настоящие механические чудеса. Вот шустрый заяц грызет морковку и шевелит ушами. Красавица держит в руке пудреницу и, глядя в зеркальце, прихорашивается. Механический майский жук, точная копия настоящего, ползет, шевелит усиками, поднимает крылышки. Конечно, такую игрушку мастер создавал в единственном экземпляре, и не для того, чтобы удивить, поразить ребенка, а для того, чтобы подчеркнуть богатство и изысканный вкус ее хозяина. Вот как мог выглядеть званый вечер в одном из дворцов Франции, Германии, Италии и даже России лет 300 назад. Горят сотни свечей. В центре зала на большом помосте стоит клавесин, возле которого на стуле в ожидании публики сидит модно одетая девочка. По знаку хозяина она встает, кланяется гостям и, усевшись за клавесин, начинает играть. Играет она превосходно. Правда, ее строгое неподвижное лицо и скованная фигура плохо гармонируют с прекрасной музыкой. Окончив игру, она встает, кланяется слушателям, ожидая аплодисментов. И вдруг замирает. Гул изумления прокатывается по залу. Гости поняли, что «артистка» — всего лишь кукла. Хозяин доволен своей выдумкой [6, 10].

Игрой XX столетия признан кубик Рубика, созданный в 1974 г. венгерским архитектором Эрне Рубиком. В нем 27 маленьких кубиков. Надо добиться того, чтобы каждая грань была одного цвета. Случайный поиск мало что дает. Нужно действовать разумно. Игрушка развивает сообразительность.

Первая кукла в России была сделана из дерева. В средней полосе России известна тряпичная кукла из белой холстины. У девицы-белолицы обязательно была коса из пакли или натуральных волос, но не было лица, чтобы в нее не вселились злые духи. Без куклы не обходились даже в самом бедном доме. Почти каждая крестьянка умела сама мастерить кукол.

Музей игрушки создан в 1920 г. в Москве. В 1931 г. музей перевели в Загорск (теперь Сергиев Посад).

Развитие производства игрушек всегда и во все времена отражало изменения, происходящие в человеческом обществе. Так, в конце XIX – начале XXв. в обществе начала развиваться промышленность, средства передвижения, техника в целом, следовательно и появились новые виды игрушек. Появились игрушки, изображающие транспортные средства. Наряду с механическими устройствами появляются пневматические, магнитные, электрофицированные игрушки. В самом начале XXв. появляются первые конструкторы (строительные игрушки). С 1961 г. датская фирма LEGO начала выпускать конструктор нового поколения. Основу этого конструктора составили разноцветные кубики разных размеров и форм с выступающими цилиндрическими кнопками. С первого его появления эти конструкторы привлекли внимание людей, его стали широко использовать для развития детей. Современные конструкторы LEGO дополнены фигурками человечков и животных, а также отображают разную тематику, которая подойдёт для детей разного пола и возраста.

С развитием электронной промышленности открылись новые горизонты для создания сложной детской игрушки. Появились электронные игрушки с дистанционным управлением, с программируемыми эффектами, которые с молниеносной скоростью заинтересовали людей. Сейчас очень популярны компьютерные, виртуальные игры. В современном обществе ведутся многочисленные споры, насколько полезны компьютерные игры для детей и с какого возраста следует знакомить с ними детей.

Современные дети играют в разнообразные игры, и в зависимости от того, в какую игру играет ребёнок, можно условно выделить виды игрушек. Хочется подчеркнуть, что разделение детских игрушек по видам весьма условно, т. к. каждая игрушка многофункциональна и может использоваться по-разному.

Публикации по теме:

Современные образовательные технологии и методы в учебно-воспитательном процессе Дети по своей природе исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Для этого широко используется.

Индивидуализация в учебно-воспитательном процессе ДОУ: коучинговый подход Основной целью Российского образования, определяемой ФГОС, является воспитание, социально – педагогическая поддержка становления развития.

Использование информационных коммуникативных технологий в воспитательном процессе Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде.

Педагогические условия использования наглядных средств обучения в процессе развития речи детей с диагнозом ФФНР Постановка проблемы: Дошкольное образование - это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с.

Роль личности педагога в воспитательном процессе Сила воспитательного воздействия определяется тем, кто его проводит. Роль личности педагога является важнейшим фактором, влияющим на эффективность.

Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней. Методическая разработка – это пособие, раскрывающее формы, средства, методы.

Самостоятельная двигательная активность, как условие здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе в ДОУ Самостоятельная двигательная активность — как условие здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении.

Традиционные игры в образовательно-воспитательном процессе. Из опыта работы Основная деятельность дошкольника- игровая. В игре закрепляются знания, полученные на занятии, в игре формируется личность ребенка, его.

Учебно-игровой Лего-центр в воспитательно-образовательном процессе ДОУ С введением ФГОС дошкольного образования основной задачей стало формирование у дошкольников познавательной и исследовательской деятельности,.

Проект «Эволюция детских игрушек» Вид проекта: творческий, среднесрочный, групповой. Участники проекта: дети, воспитатели, родители. Интеграция: социализация, коммуникация,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Педагогические требования к использованию детских игрушек в учебно-воспитательном процессе ДОУ
Опубликовано: 10 ноября 2019 в 15:41
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические требования к использованию детских игрушек в учебно-воспитательном процессе ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Айшат Георгиевна Каппушева (УИ 2088516) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД