Печуева Ольга Владимировна
Индивидуализация в учебно-воспитательном процессе ДОУ: коучинговый подход
▼ Скачать + Заказать документы
Основной целью Российского образования, определяемой ФГОС, является воспитание, социально – педагогическая поддержка становления развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Индивидуализация с коучинговым подходом в педагогическом процессе предусматривает основную задачу педагога делать ребенка полноправным и осознающим соучастником своего развития, а не объектом, который чему-то обучают.
Итак, давайте отдельно рассмотрим эти два понятия :
Коучинг от слова коуч.
Публикация «Индивидуализация в учебно-воспитательном процессе ДОУ: коучинговый подход» размещена в разделах
- Коучинг. Технологии, коучинг-сессии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Для начала кто такой коуч? -слайд
Коуч – это консультант, наставник. Коуч отличается от педагога тем, что не дает советов, жестких рекомендаций и готовых алгоритмов решения. Он не говорит: «надо делать так, а вот так делать не надо», а создает условия для того, чтобы ребенок сам понял, что ему надо делать, стимулирует творческий поиск решений и поддерживает решимость воспитанника достигать целей и осуществлять изменения в своей деятельности. Другими словами, в процессе коучинга ребенок находит свой, уникальный способ достижения цели, а коуч создает креативную атмосферу, особое пространство поиска альтернатив, атмосферу доверия, где ребенок чувствует, что его идеи и предложения не остаются без внимания.
Что такое коучинг -слайд
коучинг – это взаимодействие, основанное на равноправном партнерстве, которое способствует раскрытию потенциала подопечного, повышению ответственности, мотивации и эффективности в целом. Такой подход применим к детям, так как раскрытие потенциала, через взаимодействие – цель педагога.
Вся система коучинга – большая поддерживающая вера в человека (ребенка) и его безграничные возможности. Если приучить к этой вере в себя с детства, то во взрослой жизни человеку будет гораздо легче достигать своих целей, поддерживать других в их развитии и делать мир лучше.
Что же такое индивидуализация? Содержание этого термина достаточно неоднозначно и часто его путают с понятием «индивидуальный подход». Одни связывают его со становлением и осмыслением индивидуальности, а другие с организацией такого образовательного процесса, который бы учитывал индивидуальные особенности воспитанников и учеников.
Предлагаю:
Краткий сравнительный анализ двух подходов где наглядно можно их сравнить. -слайд
Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития
Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.
Индивидуализация образования. Индивидуальный подход в образовании.
Цель содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности организация процесса передачи суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка; обеспечение своевременной коррекции недостатков в развитии
Способы общения признание права выбора; совместное обсуждение целей и деталей; акцент на достоинствах и сильных сторонах личности прямое обучение в соответствие с целями, поставленными взрослыми; требование и оценка результата
Тактика сотрудничество и партнерские отношения диктат и опека
«Хороший ребенок» инициативный, самостоятельный, способный ясно сформулировать свои цели, желания, творческий следующий заданному (предложенному) взрослым способу (образцу) выполнения действия
Убеждение ребенок учится самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром; самое ценное для полноценного и своевременного развития – приобретение ребенком собственного опыт ребенок учится лучше и научится большему под непосредственным руководством взрослого; усвоение опыта взрослых наиболее ценный способ развития
Вывод индивидуализация распространяется на каждого ребенка; от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянному осмыслению происходящего индивидуальный подход распространяется на небольшую часть детей группы; от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание нормы (стандарт, требование программы).
В основе индивидуализации с коучинговым подходом воспитании лежит идея о том, что ребенок является не пустым сосудом, который надо наполнить знаниями и установками. Ребенок более похож на жёлудь, который уже содержит в себе весь потенциал, чтобы стать могучим, прекрасным дубом. А для этого необходимо питание, поощрение, свет, чтобы достичь этого, но способность вырасти — уже заложена в каждом ребенке.
Таким образом, этот подход построен на мотивированном взаимодействии двух сторон и имеет 7 этапов. -слайд
Коучинговый подход 7 этапов :
1 этап – установление партнерских взаимоотношений между педагогом (коучем) и ребенком;
2 этап – совместное определение задач для достижения конкретной цели;
3 этап – исследование текущей проблемы (ситуации);
4 этап – определение внутренних и внешних препятствий на пути к результату;
5 этап – выработка и анализ возможностей для преодоления трудностей в решении проблемы;
6 этап – выбор конкретного варианта действий и составление плана действий;
7 этап – договоренность о том, что конкретно должно быть сделано к определенному сроку.
А если выразить это – вопросами, то будет выглядеть примерно так:
«Чего ты хочешь?»
«Что ты имеешь сейчас? Что сейчас происходит?»
«Что можно сделать?»
«Что ты будешь для этого делать сегодня?» и т. д.
Детский коучинг имеет свои особенности.
То есть у ребенка есть проблема или вопрос, который он хочет решить и педагог не дает ему советов – сделай так-то и так-то, а задает вопросы, и тем самым продвигает к самостоятельному решению, т. е. отвечая на них, ребенок самостоятельно находит решение своей проблемы.
Для работы с ребенком важно просто понять смысл и сам метод коучинга и просто начать его использовать вместо чтения моралей и наставлений.
Давайте рассмотрим на примере – так будет проще понять сам метод и его использование.
Ребенок что-то делает не так, например, пытается ложкой есть спагетти.
Стандартное поведение взрослого: «Спагетти надо есть вилкой».
При этом ребенок не думает, а просто принимает новую для него догму, спущенную свыше. С точки зрения развития личности – это минус.
Коуч (педагог) кладет перед ребенком ложку, нож и вилку – и говорит: «Как ты думаешь, чем удобнее есть спагетти?», Тогда ребенок начинает думать.
Задаем наводящие вопросы: «Как можно ложкой поднять спагетти? А как можно вилкой? А как еще? «как ты поступишь?» и т. д.»
И тогда ребенок, думая, исследуя, сам приходит к нужному решению, а когда он пришел к нему сам – это совсем другое, не навязанное сверху без объяснений решение, это его самостоятельное решение, выбор, оно намного весомее, понятнее и полезнее и способствует развитию
креативного мышления.
Еще несколько коуч – вопросов, которые вы можете использовать в воспитании детей: -слайд
Как ты думаешь, можно ли это сделать по-другому?
А если бы ты поступил так-то, то какой бы был результат, как ты думаешь?. А если вот так поступить?
Если так часто делать, то к чему это может привести, расскажи несколько вариантов.
Как ты думаешь, то, что ты сделал – это хорошо? Это приносит пользу тебе и окружающим людям? Почему?
«Волшебные вопросы», направляющие ребенка:
Что ты хочешь?
А зачем тебе это?
Как ты думаешь, почему у тебя этого нет?
Что может повлиять на изменение ситуации?
Что ты будешь делать?
Какие могут быть последствия для тебя и других?
Что для тебя в этом самое трудное?
Что бы ты посоветовал другому, окажись он на твоем месте?
Я не знаю, что делать дальше. А ты как думаешь?
Что ты должен уметь? Где и как будешь этому учиться?
Кто и чем может тебе помочь?
Какие знания тебе нужны?
Где и как можешь получить эти знания?
Таким образом, главный смысл индивидуализации с коучинговым
подходом это :
развивать способность к саморазвитию, активность дошкольника в различных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной, творческой и т. д.); через непосредственное общение с каждым ребенком. Создание условий и мотивации для свободного и самостоятельного выбора ребенком деятельности, принятие решений, выражение своих чувств и эмоций.