Лозовая Екатерина
Роль личности педагога в воспитательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Сила воспитательного воздействия определяется тем, кто его проводит. Роль личности педагога является важнейшим фактором, влияющим на эффективность воспитательного процесса. Особые требования к личности педагога предъявляет социальная значимость педагогической деятельности. К. Д. Ушинский отмечал, что личность учителя-это плодотворный луч солнца незаменимый ничем, действительно, с этими словами трудно не согласиться.
Темочки:
На сегодняшний день резко стал возрастать интерес к личности педагога, а именно к его мастерству, профессионализму, индивидуально-психологическим особенностям. Эти требования, сложно сказать, что это всего лишь интерес, связаны они с тем, что воспитательный процесс напрямую связан с личностью педагога. Должность педагога-это не просто профессия, а работа по сотворению личности человека.
Основу педагогического долга составляет любовь к детям. Это и является основополагающим качеством, предпосылкой самосовершенствования. Дополнительным, но относительно стабильным требованием является общительность, доброжелательность, интеллигентность, эмоционально-волевые качества и другие.
«Любая воспитательная работа должна начинаться с того, что педагог усваивает, осознаёт воспитательные функции…», так утверждал Н. М. Таланчук [1, c.110]. В воспитательной работе следует выделить три группы функций:
1) связана с воздействием педагога на ученика
2) связана с созданием воспитывающей атмосферы
3) направлена на коррекцию влияния различных субъектов социальных отношений ребёнка
Прежде чем определить связь между воспитательным процессом и ролью личности учителя в этом процессе, раскроем понятие воспитательный процесс.
Мы можем рассматривать воспитательный процесс как целостную динамическую систему, фактором системообразования которой является цель развития личности воспитуемого, реализуемая во взаимодействии педагога и ученика. Воспитательный процесс – неотъемлемое ядро педагогической деятельности образовательного учреждения, где педагогическая деятельность – это деятельность взрослых членов общества, профессиональной целью которых является воспитание подрастающего поколения[2, c.115].
В 1980-х гг. А. В. Петровский и В. А. Петровский сформулировали подход, который предполагал рассматривать личность как способность индивида «обуславливать изменения значимых аспектов индивидуальности других людей через свою представленность в них» [3, c.20].Действительно так, мы отражаем поведение того человека в окружении которого мы находимся. А ученики тем более, они являются подрастающим поколением, и пока у них ещё не выработался свой чёткий характер, они будут формировать его, посредством копирования. Большую часть своего времени ученики проводят в школе в окружении педагогического коллектива, и роль личности учителя имеет здесь важное место. Именно личность учителя влияет на успешность педагогической деятельности, и те или иные его свойства будут повышать или понижать воспитательное влияние.
Для непрерывного повышения уровня воспитательно-образовательного процесса и для удовлетворения профессиональных запросов проводится диагностика педагогической деятельности. (Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя (самооценка). Так же позволяет распознать основные профессиональные и личностные особенности педагога тестирование, проводимое среди учеников (Классный руководитель глазами воспитанников).
Нами была проведена диагностика учителей, у учеников которых была наблюдена средняя и низкая дисциплина в классе. Для эксперимента свою инициативу предложили два преподавателя, которые сталкивались с проблемами класса. На основании полученных результатов было выявлено, что проявление такой дисциплины связано в большей степени с личностью учителя. Преподаватели выявили свои ошибки и сделали для себя рекомендации для коррекции и самопознания.
Так же было проведено тестирования среди учеников в этих же классах и многие на вопросе «бывают ли у вас в школе неприятности и от кого они отходят?» отмечали учителей и на вопрос «Бывают ли у вас конфликты с учителем?» давали положительный ответ.
Заключение
Таким образом одним из важнейших факторов влияющих на процесс воспитания является личность учителя. Педагогическая профессия относится к группе профессий предметом которых является человек.
Каждый педагог должен стремиться к яркости, эмоциональности, общительности, интеллегентности, разнообразию видов работ,содержательности занятий. Каждый учитель должен понимать важность роли своей личности в воспитательном процессе каждого ребёнка.
Проблема диагностики педагогической деятельности педагогов чрезвычайно актуальна, иммет большое значение как для совершенствования воспитательно-образовательного процесса, так и для повышения уровня квалификации педагогов. Главная ценность проведения диагностики состоит в том, что она способствует выявлению недостатков и наметить конкретные пути к их решению.