Анна
Самостоятельная двигательная активность, как условие здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Самостоятельная двигательная активность — как условие здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении.
В современных условиях, когда идет отставание от нормы физического и нервно-психического развития детей возрастает роль двигательной активности, возникает необходимость введения новых форм оздоровления. Однако в настоящее время оздоровительная работа чаще всего носит бессистемный характер слабо используются новые технологии оздоровления.
Публикация «Самостоятельная двигательная активность, как условие здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе в ДОУ» размещена в разделах
Двигательный режим в детском саду складывается из организованной и самостоятельной двигательной деятельности.
Самостоятельное движение детей во всех группах должно составлять не менее 2/3 их общей двигательной активности. Критериями оценки двигательной активности являются : объём движений (в условных шагах, их продолжительность (во времени, содержание (разнообразие движений, форм и видов).
Потребность в движении индивидуальна, поэтому условно можно выделить в каждой группе детей большой, малой и средней подвижности.
Руководство самостоятельной двигательной деятельностью предусматривает следующие обязательные моменты:
Организацию физкультурно-игровой среды (достаточное место для движений; нужное количество, разнообразие, сменяемость пособий);
Закрепление в режиме дня специального времени для самостоятельной двигательной деятельности;
Владение воспитателем специальными опосредованными методами активизации движений детей.
При руководстве самостоятельной двигательной деятельностью необходимо знать индивидуальные особенности двигательной активности детей, которые имеют индивидуальные отклонения, характеристики их проявлений, и задачи по их преодолению
Таблица 1- Характеристика индивидуальных отклонений двигательной активности.
ОТКЛОНЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАЧИ
Малая подвижность, частые периоды бездействия. Отсутствие интереса к двигательной деятельности : ребёнок часто сидит, ничего не делает, на лице грусть, безразличие, не умеет себя занять. Активизировать, вызвать интерес к движению.
Большая подвижность с высокой интенсивностью движений. Только при условии, что движения бесцельны или самоуправляемы, торопливы. Учить «управлять» движениями, выполнять их точно.
Однообразие или трафаретность движений, их бесцельность. Состав движений беден: полное отсутствие некоторых движений в самостоятельной деятельности. Ребёнок бегает, шалит, не умеет выбрать сюжет для игры; не исполь-зует физкультурные пособия и игрушки; не умеет переключаться на спокойные виды деятельности. Обогащать состав движений и содержание деятельности в целом.
Отсутствие творчества в двигательной деятельности. Не умеет комбинировать движения, переносить знакомые движения в сюжетные игры, однообразно использует физкультурные пособия и игрушки. Развивать двигательное творчество.
Целесообразный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования и пособий в разных формах двигательной активности способствует развитию физических качеств и творческих способностей, формированию разнообразных двигательных умений и навыков, воспитанию нравственно-волевых качеств, повышению интереса к спортивным играм и физическим упражнениям. Наряду с этим решаются задачи укрепления здоровья детей и их полноценного психофизического развития.
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игры. Желательно организовать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариативных игр.
Повышение самостоятельной двигательной активности детей может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребёнка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала.
Таким образом, организация двигательной активности является важным условием здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении. Примерный план самостоятельной двигательной деятельности представлен в таблице 2.
Таблица 2- примерный план самостоятельной двигательной деятельности
для детей старшего возраста.
№ 1 НЕДЕЛЯ 2 НЕДЕЛЯ 3 НЕДЕЛЯ 4 НЕДЕЛЯ
сентябрь Переброска мяча в паре. Тренинг
«Покачай малышку»
Прыжки через скакалку.
Тренинг «Карусель»
Сбей кеглю.
Азбука телодвижений
Вращение обруча.
Тренинг
«Паровозик»
октябрь Элементы футбола
Тренинг
«Самолёт»
Мяч о стенку.
Тренинг «Маленький мостик»
Школа мяча
Азбука телодвижений
Прыжки через скакалку.
Тренинг
«Ножницы»
ноябрь Нетрадиционное оборудование.
Тренинг
«Байдарка»
Мяч по кругу.
Тренинг «Морская звезда»
Прыжки через кубики. Азбука телодвижений Ползи – толкай.
Тренинг
«Птица»
декабрь Мяч о стенку.
Тренинг
«Ах, ладошки, вы, ладошки»
Весёлые зайки.
Тренинг
«Потягивание»
Бросок в баскетбольное кольцо. Азбука телодвижений. Элементы футбола.
Тренинг
«Гусеница»
январь
___
___
Ходьба по шнуру, прыжки через шнур. Азбука телодвижений. Вращение обруча. Тренинг
«Паровозик»
февраль Подлезание под дугу, верёвку.
Тренинг
«Цапля»
Нетрадиционное оборудование.
Тренинг
«Качалочка»
Сбей кеглю.
Азбука телодвижений.
Элементы футбола. Тренинг
«Плавание на байдарке»
март Вращение обруча. Тренинг
«Колобок»
Прыжки через скакалку. Тренинг
«Карусель»
Школа мяча.
Азбука телодвижений.
Весёлые зайки.
Тренинг
«Велосипед»
апрель Переброска мяча в паре. Тренинг
«Стойкий оловянный солдатик»
Ползи – толкай с целью сбить кеглю. Тренинг «Маленький мостик» Прыжки через кубики.
Азбука телодвижений.
Элементы футбола.
Тренинг
«Морская звезда».
май Мяч о стенку.
Тренинг
«Ах, ладошки, вы, ладошки»
Нетрадицион-ное оборудование.
Тренинг «Танец медвежат»
Бросок в баскетбольную корзину.
Азбука телодвижений.
Прыжки через скакалку.
Тренинг
«Потягивание»
Таким образом, которую ставит перед собой коллектив ДОУ является сохранение и укрепление здоровья детей, а также оптимизация их двигательной активности с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.