Ирина Никитушкина
Современные образовательные технологии и методы в учебно-воспитательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Дети по своей природе исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Для этого широко используется «Метод проектов». В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования. Продукт проектирования – учебный проект, в качестве которого могут выступать текст выступления, реферат, выпуск буклета, фотоальбом, презентация и т. д.
Публикация «Современные образовательные технологии и методы в учебно-воспитательном процессе» размещена в разделах
В основе любого проекта лежит предоставление ребенку возможности быть исследователем, преобразователем, экспериментатором. При этом должны быть созданы такие условия, в которых он получает удовлетворение от своей деятельности.
Целью исследовательской проектной деятельности является получение ответа на вопросы: «Почему существует это явление?», «Как его можно объяснить?». В ходе проектной деятельности ребенок не просто усваивает то, что ему рассказывает учитель, а превращается в исследователя, при этом педагог создает условия, в которых ребенок сам получает ответ на свой вопрос.
Исследовательская проектная деятельность школьников часто носит индивидуальный характер и предполагает вовлечение ближайшего окружения ребенка (семьи, друзей) в сферу его интересов. Такое исследование может проводиться с маленькой подгруппой и предполагает определенные этапы. В ходе первого этапа создается ситуация, в которой у ребенка возникает вопрос: «Что я хочу узнать?». Второй этап предполагает активное включение ребенка в проектную деятельность, проведение экспериментов, анализ литературы и пр. Третий этап – защита проекта, в ходе которой ребенок демонстрирует результаты своей работы, показывает, как он понял тему.
Подводя итог, можно отметить, что актуальность проектной деятельности обусловлена тем, что она позволяет расширять социально-познавательное пространство детей, развивать их творческую активность, общие интеллектуальные способности, формировать познавательную мотивацию. Поэтому проектную деятельность нужно обязательно включать в образовательную программу так часто, как это будет целесообразно и удобно.
В основе должен быть ребенок. Это значит, ему должно быть интересно. Темы проектов могут идти не только от взрослого, а прежде всего от ребенка – что ему интересно узнать. Когда мы говорим о проектной деятельности в школе по ФГОС, нужно обязательно помнить, что в проектной деятельности с учащимися позиция учителя меняется, и он становится партнером для детей. Партнерская деятельность взрослого с детьми должна строиться на очень содержательном моменте: на чтении художественной литературы, на игре, на продуктивной деятельности, на познавательно-исследовательской деятельности, – но учитель все делает вместе с детьми. Нужно всегда обращать внимание на 4 основных позиций, при которых учитель становится партнером для ребенка:
1) Включенность учителя в деятельность наравне с детьми. Учитель вместе с детьми сидит за столом и вместе с ними просматривает литературу, ищет иллюстрации. Это не позиция учителя, который показал приемы и отошел в сторону.
2) Второе условие – это добровольное присоединение ребенка к деятельности без психологического и дисциплинарного принуждения.
3) Третья позиция – свободное общение.
4) Четвертая позиция партнерских отношений – индивидуальный темп работы над проектом, который обеспечивает каждому ребенку свой уровень и этапы освоения какой-то образовательной области.
Любой проект должен разворачиваться в проблемной ситуации. Проблемная ситуация может быть сформулирована как взрослым, так и самим ребенком. Не все можно назвать проектом, не все темы проектной деятельности подходят. Не любую совместную деятельность педагога и детей, связанную с определенной темой, можно перевести в рамки проектной деятельности. Для проекта выбираем только ту ситуацию, которая не может быть решена прямым действием, например, «пойдём и прочитаем про это в книжке».
Проектное обучение, по своей сути, является личностно-ориентированным, а значит, позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы учащихся, даёт возможность получить удовлетворение от результатов своего труда, осознать ситуацию успеха в обучении.
В связи с этим, актуальной становится проблема поиска новых технологий обучения. Новые технологии должны помогать учителю организовывать учебную деятельность так, чтобы обучающиеся являлись субъектами собственной деятельности: осознавали и сами могли вычленить проблему, сами могли поставить цель изучения того или иного вопроса, сами формулировали задачи, решали их, применяли полученные знания на практике. Системно-деятельностный подход в образовании как раз и включает в себя ряд образовательных технологий, которые дают возможность учителю творить и искать. Данный подход позволяет работать на высокие результаты. Фрагментарное включение уроков-лекций, семинаров, зачётов в практику преподавания общественных дисциплин в среднем звене логично вырастает в модульную систему преподавания в старших классах. Поэтому, чтобы сформировать устойчивую мотивацию и познавательный интерес к предмету в целом, каждый урок открытия нового знания построен с использованием технологии модульного обучения и ИКТ. Технология модульного обучения подходит для работы в разных классах: как в среднем звене, так и в старших. Она позволяет поддерживать интерес к уроку, дети самостоятельно формулируют проблему, цель урока, строят планы, делают выводы. Методика модульной системы основана на представлениях о том, что всякий урок должен способствовать как усвоению новой информации, так и формированию умений и навыков обработки этой информации. Специально разработанные вопросы и задания проблемного, логического характера развивают у учащихся потребность в систематической подготовке домашнего задания, изучения дополнительной литературы. Новым в сравнении с традиционной системой обучения является организация на уроках рефлексии с целью выявления и оценивания собственных успехов и неудач.
Большое значение на определённых этапах урока отводится использованию ИКТ. Применение цвета, графики, звука, видео позволяет воздействовать на все органы чувств ребёнка. Учащиеся выполняют тесты за компьютерами, просматривают презентации учителя, знакомятся с видеофрагментами. Наличие в кабинете мультимедийного проектора сделало презентацию средствами Microsoft Power Point неотъемлемой частью любого урока.
Помочь в создании условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных способностей школьников, может использование приемов технологии критического мышления. По мнению Г. Селевко, критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Особенности концептуальных подходов этой технологии заключаются в следующем: не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом усваивать, находить в ней смысл, применять в жизни;
не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения; коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми; объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.
Думать критически – это значит проявлять любознательность, использовать исследовательские методы, ставить перед собой вопросы, осуществлять планомерный поиск ответов, выработка своей точки зрения и способность отстоять её логическими доводами, внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление.
В критическом мышлении есть технологический аспект, позволяющий четко организовать учебный процесс и при этом в комплексе решать важнейшие образовательные и воспитательные задачи - дисциплинированность, четкое и внимательное выполнение заданий.
Технологичность критического мышления обучает учеников умению самостоятельной обработки информации, формирует самостоятельность мышления; критическое мышление развивает коммуникативные навыки, умения вести диалог, способности работать в коллективе. В данной технологии заложен прием взаимообучения. Известно, что легче всего научиться, обучая других. Ученикам предлагается роль учителя. Это поднимает у них самооценку и заставляет поверить в свои силы – этот прием наиболее эффективен при работе с информативным текстом. Передача информации друг другу развивает различные типы восприятия: аналитический, визуальный, аудиальный, рефлексивный; критическое мышление развивает способность учащихся к саморегуляции учебной деятельности и к самообразованию в целом. Рефлексивный анализ проблем, осваиваемый учащимися, является необходимым условием выработки у них приемов самостоятельной постановки задач, гипотез и планов, решений, критериев оценки полученных результатов.
Список использованных источников:
1. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии : учебное пособие. – М. : Народное образование, 2004
2. Сенновский И. Б. Модульная педагогическая технология в школе : анализ условий и результатов освоения. – М. 1995
3. Третьяков П. И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе, М., Новая школа, 2001
4. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Метод. пособие. – М. : Народное образование, 1996
5. Д. Халперн «Психология критического мышления». – СПб. Питер, 2000