Ситнова Ольга Евгеньевна
Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней.
Методическая разработка – это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме занятия, теме учебной программы, курса в целом.
Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование педагога.
Методическая разработка может представлять собой :
Публикация «Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней» размещена в разделах
· Разработку конкретного занятия
· Разработку серии занятий
· Разработку темы программы
· Разработку частной (авторской) методики преподаваемого предмета
· Разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания
· Разработки, связанные с изменениями материально-технических условий преподавания предмета
К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию, необходимо:
1. Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.
2. Определить цель методической разработки.
3. Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.
4. Составить план и определить структуру методической разработки.
5. Определить направления предстоящей работы.
Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например, цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на занятиях; использование современных педагогических технологий или их элементов на занятиях и т. д.
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ
1. Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.
2. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения
3. Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.
4. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.
5. Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.
6. Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.
7. Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.
8. Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применения активных форм и методов обучения.
9. Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».
10. Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки-задания, образцы УПД, планы занятий, карточки-схемы, тесты, задания и т. д.)
Общая структура
1. Аннотация.
2. Содержание.
3. Введение.
4. Основная часть.
5. Заключение.
6. Список использованных источников.
7. Приложения.
В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.
Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т. е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.
Структура методической разработки занятия
В основной части методической разработки занятия можно выделить следующие разделы:
Обоснование выбора темы занятия
Методические рекомендации по проведению занятия
План занятия (с технологической картой)
Дидактический материал к занятию (в виде приложений)
Список литературы (источников) для учащихся
Список литературы для педагога
Рекомендуемый план занятия
1. Тема программы
2. Тема занятия
3. Тип занятия
Тип занятия определяется целью организации занятия, т. е. целью его проведения:
Занятие изучения нового учебного материала
Занятие совершенствование знаний, умений, навыков
Занятие обобщения и систематизации знаний
Занятие контроля знаний, умений и навыков
Комбинированный
4. Вид занятия.
Вид занятия определяется формой совместной деятельности педагога и учащихся, которая доминирует на занятии:
Лекция
Беседа
Самостоятельная работа
Практическая работа
Конференция
Семинар
Зачет
Деловая игра
Экскурсия
Смешанный (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени)
5. Цель методическая.
Методическая цель для каждого занятия подразумевает создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности и т. д. Если занятие открытое, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данное занятие.
6. Цели образования (обучения, воспитания, развития).
Цели образования подразделяются на цели обучения (формирование знаний, умений и навыков, воспитания (формирование взглядов, убеждений, качеств личности) и развития (развитие интересов, мышления, речи, воли и т. д.).
7. Межпредметные и внутрипредметные связи.
8. Материально-техническое обеспечение занятия.
Рекомендуемая технологическая карта занятия
Дидактическая структура занятия
Методическая подструктура занятия
Признаки решения дидактических задач
Методы
обучения
Форма
деятельности
Методические
приемы обучения
Средства обучения
Способы организации деятельности
Дидактическая структура занятия включает в себя следующие дидактические задачи:
1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, активация необходимых знаний.
2. Формирование новых понятий и способов действий.
3. Применение понятий и способов действий.
4. Наиболее эффективно, когда на занятии решаются все три дидактические задачи, но может быть и иначе (это зависит от целей и типа занятия).
Дидактические методы (по Лернеру И. Я.)
1. Информационно-рецептивный.
2. Репродуктивный.
3. Проблемный: проблемное изложение; эвристический; исследовательский.
Форма деятельности зависит от применения метода и методических приемов. Например: беседа, самостоятельная работа, работа с книгой, просмотр видеофильма и др.
Методы и методические приемы обучения
Метод (от др. –греч. – путь) – систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели.
Многообразие методов :
· Аналитический
· Дедуктивный
· Диалектический
· Индуктивный
· Интуитивный
· Научный
· Обобщенный
· Экспериментальный
Более подробно с описанием данных методов можно ознакомиться в Материале из Википедии – свободной энциклопедии https:// ru/Wikipedia.org/wiki/ Метод
Часть методов предлагаем обсудить с коллегами:
· Метод демонстрации (наблюдения). Осуществление этого метода достигается путем показа (демонстрации) действия.
· Словесный метод заключается в сообщении учащимся о том, как выполняется действие, решается задача.
· Метод подводящих (специальных) упражнений выражается в использовании уже известных правил.
· Метод изучения по элементам (метод «вычленения»). Этим методом осуществляется разучивание действий по составляющим его элементам.
· Целостный метод представляет собой изучение 9совершенствование) действия в целом, без расчленения его на отдельные элементы. В процессе обучения он используется при освоении простых приемов.
· Метод акцентирования внимания заключается в том, что предлагается обратить особое внимание на выполнение какого-либо из элементов решения поставленной задачи.
· Метод дифференцирования. Сущность метода состоит в том, что упражняющийся должен своевременно среагировать соответствующим действием только на строго определенные ситуации, воспроизводимые педагогом (обучающимся, пропуская без внимания остальные.
· Контрольный метод.
· Соревновательный метод характеризуется выполнением действий в обстановке соперничества.
· Метод анализа предполагает теоретический и практический разбор изучаемого (совершенствуемого).
· Методический прием – дополнительный ориентир предполагает использование дополнительных слуховых, зрительных и кожно-мышечных раздражителей.
· Методы организации взаимодействия обучающихся и накопления социального опыта, предполагает организацию совместной деятельности обучающихся.
· Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств обучающихся.
Методы обучения – способы совместной деятельности педагога и обучающихся, направленные на решение задач обучения.
Прием – это составная часть или отдельная сторона метода.
Например, в методе организации работы обучающихся с учебником и книгой выделяют следующие приемы: конспектирование, составление плана конспекта, постановка тезисов, цитирование, рецензирование, написание словаря пройденной темы.
Один и тот же способ обучения в одних случаях может выступать как самостоятельный метод, а в других - как прием обучения. Например, объяснение является самостоятельным методом обучения. Однако, если он только эпизодически используется педагогом в ходе практической работы, то в этом случае объяснение выступает лишь как прием обучения, входящий в метод практической работы.
Метод и прием могут меняться местами.
Классификация методов обучения
Поскольку ученые-дидакты не пришли к единому пониманию и толкованию сути понятия «метод обучения», то не прекращаются дискуссии вокруг подхода к проблеме классификации этих методов и самой классификации.
Е. И. Перовский и Д. О. Лордкипанидзе предложили классификацию методов обучения по источникам получения знаний. Они выделяют три группы методов :
· словесные
· наглядные
· практические
М. А. Данилов и Б. П. Есипов представляют классификацию по дидактическим целям:
· методы приобретения новых знаний
· методы формирования умений и навыков и применения знаний на практике
· методы проверки и оценки знаний, умений, навыков
Организационная классификация Ю. К. Бабанского:
· методы организации учебно-познавательной деятельности
· методы стимулирования учебно-познавательной деятельности
· методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
М. Н. Скаткин и И. Я. Лернер предложили классификацию методов обучения по уровню включения в продуктивную (творческую) деятельность (или по характеру познавательной активности учащихся) :
· объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный (рецепция – восприятие)
· репродуктивный
· проблемное изложение материала
· частично-поисковый (эвристический)
· исследовательский
Кроме этого, выделяют методы обучения :
· по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный
· по характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный (умозаключение от частного к общему, дедуктивный (от общего к частному, традуктивный (логическое умозаключение, в котором посылки и заключения являются суждениями одинаковой общности).
Средства обучения
Средства обучения – это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструментов деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:
· печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы. Раздаточный материал и т. д.)
· электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультумедиа – мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т. п.)
· аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay, HDDVD и т. п.)
· наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
· демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
· учебные приборы (компас, барометр, колбы и т. д.)
· тренажеры и спортивное оборудование (автотренажеры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. п.)
· учебная техника (автомобили, тракторы и т. д.)
Наглядные пособия обычно классифицируются на три группы:
· объемные пособия (модели, коллекция, приборы, аппараты и т. п.)
· печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники и т. п.)
· проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т. п.)
Способы организации деятельности педагога и учащихся (по Молчан Л. Л.)
1. Фронтальный
2. Индивидуальный
3. Парный
4. Коллективный
Источник: Гирба Е. Ю., Светолобова С. Б., Полковникова О. С., Хохлова Ю. Г. «Презентация профессионального мастерства как средство повышения квалификации учителя», учебно-методическое пособие, УЦ «Перспектива», г. Москва, 2013г.