Ирина Зак
Использование информационных коммуникативных технологий в воспитательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.
Публикация «Использование информационных коммуникативных технологий в воспитательном процессе» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Поэтому работая по этой технологии, мы ставим перед собой следующие задачи:
- идти в ногу со временем;
- стать для ребенка проводником в мир новых технологий;
- наставником в выборе компьютерных программ;
- сформировать основы информационной культуры его личности;
- повысить свой профессиональный уровень и компетентность родителей.
Использование в НОД предъявления информации на экране компьютера в игровой форме - вызывает у детей огромный интерес, несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка, обладает стимулом познавательной активности детей. В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни. Я использую интернет, электронные издания образовательного направления, музыку, что в большей степени вызывает интерес у детей. Владения информационно-коммуникационными технологиями помогает мне чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях.
Одним из основных средств расширения детских представлений мы считаем презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы. Так, например в НОД в старшей группе на тему: «Весна пришла», с помощью ИКТ мы показали детям «Красную книгу», картинки растений и животных, которые занесены в «Красную книгу», что позволило детям в более крупном варианте рассмотреть и запомнить вымирающие виды; в НОД в подготовительной группе «Мой край любимый», дети путешествовали по Самарскому краю, где фоном достопримечательностей была презентация, что позволило образно детям перенестись в те места, которые были на слайдах; в НОД в подготовительной группе на тему «Профессии», к нам в гости приходил повар, он с собой принес картинки, где он работает, и которые мы посмотрели в презентации, и объяснил детям, что, где находится и для чего, и др. ИКТ это наглядность, дающая возможность нам выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Мы считаем, что использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу. Возможность использования аудиоматериалов позволяет также организовать работу по правильному звукопроизношению. Свою работу проводим совместно со специалистами: педагогом – психологом, учителем – логопедом, медицинской сестрой, а также совместно с родителями, в результате этого получаем следующие результаты:
1. Повышение эффективности процесса воспитания и развития детей;
2. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей;
3. Активизация личностного и культурного сознания родителей;
4. Создание системы поддержки семейного воспитания;
5. Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада;
6. Реализация личностно-профессионального роста специалистов.
Часто с детьми отправляемся в виртуальные экскурсии, которые позволяют получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения: «На Жигулевские горы»; «Интерактивные прогулки по лесу»; «Сказочный Эрмитаж»; «Первые шаги в искусство»; «Знакомство с театром»; «Видео путешествие по тропинкам родного края» и др. Также дети играют в дидактические игры с применением интерактивной доски: «Смайлики»; «Зимующие птицы»; «Сказки»; «Что лишнее?»; «Дружим с природой» и др. Играя в интерактивные игры, дети становятся интерактивными участниками процесса «живого» обучения: используют крупные яркие изображения, передвигают буквы и цифры, составляют слова и предложения, оперируют геометрическими фигурами и различные объекты просто пальцами. Дошкольники, воспринимающие информацию визуально и кинестетически, понимают и усваивают предложенный материал гораздо эффективнее, чем только опираясь на зрительное восприятие картинок и хорошо знакомый метод повторения.
В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Дети стали более внимательными, коммуникабельными, активными. Мы пришли к такому выводу, что технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе. Для меня, как педагога научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
Список использованной литературы :
1. Всероссийский научно – методический журнал «Детский сад – всё для воспитателя!», Москва «Просвещение», №2 февраль 2014г.
2. Езопова С. А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика. - 2015.- №6.
3. Журнал «Дошкольное воспитание», - М. : Просвещение, №4, № 7, 2016г.
4. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе : учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д. П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2016