МААМ-картинки

Педагогические чтения на тему: «Использование технологии М. Монтессори как условие развития детей с ОВЗ»

Ксения Нещеретная
Педагогические чтения на тему: «Использование технологии М. Монтессори как условие развития детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы

муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение –

детский сад № 8 комбинированного вида г. Татарска

ДОКЛАД

для участия в

районных педагогических чтениях - 2017

Тема «Совершенствование профессиональной компетентности учителя как способ повышения качества образовательных услуг в условиях модернизации системы образования»

«Использование технологии М. Монтессори

как условие развития детей с ОВЗ»

Публикация «Педагогические чтения на тему: „Использование технологии М, Монтессори как условие развития детей с ОВЗ“» размещена в разделах

Секция: «Воспитательное пространство ОО как условие позитивной социализации всех детей, в том числе одарённых, детей с ОВЗ, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (представление опыта по обновлению подходов к воспитанию в соответствии со стратегией развития и воспитания в РФ

Педагог - психолог :

Нещеретная

Ксения

Алексеевна

Татарск 2017 г.

«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребёнку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом».

Дэвид Бланкетт

Своё педагогическое чтение на тему : «Использование материалов М. Монтессори в работе с детьми с ОВЗ» мне бы хотелось начать именно с этих слов. Этот политик, как никто лучше знает, что такое человек с ограниченными возможностями здоровья, потому что Дэвид Бланкетт – это первый в истории Великобритании полностью слепой министр внутренних дел.

В настоящий период времени вопросы инклюзивного образования являются предметом пристального внимания политиков, учёных, родительской и педагогической общественности. В последние годы неуклонно растёт поддержка программ по обеспечению социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ, их равного доступа к образовательным услугам в детских садах и общеобразовательных школах наравне с их сверстниками, что является показателем зрелой социальной политики современного развивающегося общества. В первую очередь это связано с тем, что неуклонно растёт число людей с ограниченными возможностями здоровья.

Как мы знаем в большинстве стран мира инклюзия уже рассматривается как закономерный этап развития системы образования. В различных регионах РФ имеется определённый опыт совместного воспитания и обучения лиц с нормами развития и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Но в одних случаях этот процесс строго контролируется, получая сопровождение со стороны квалифицированных специалистов, а в других протекает стихийно.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие недос-татки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Одним из приоритетных направлений работы нашего детского сада является выявление недостатков в развитии детей и организации коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития на максимально раннем этапе.

В рамках данного направления в МКДОУ – детский сад № 8 созданы условия для получения доступного образования для детей, имеющих недостатки в физическом и психическом развитии.

Группа детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих наш детский сад, чрезвычайно неоднородна. В неё входят дети с различными нарушениями: задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра. Диапазон различий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно велик – от детей, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей со стойкими и тяжёлыми нарушениями развития; от детей, способных при специальной поддержке успешно развиваться в тех же условиях и по тем же программам, что и сверстники без ограничений здоровья, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной образовательной программе, направленной на формирование элементарных жизненных навыков на протяжении всего возраста.

Мы стараемся простроить индивидуальный режим для каждого ребёнка, со-блюдая при этом его образовательные потребности используя традиционные и инновационные технологии в работе.

Важным моментом коррекционно-педагогической работы в нашем дошколь-ном учреждении является формирование у детей мотивации к деятельности и развитие активного познавательного интереса, и здесь как нельзя лучше применяется система М. Монтессори.

Принимая во внимание вышеизложенное, определила целью своей деятельности - создание условий посредством технологии М. Монтесори, направленных на предотвращение детской дезадаптации в группах общеразвивающей направленности.

Использование метода М. Монтессори в нашем дошкольном учреждении не ускоряет темп развития ребенка, а помогает ему обрести самостоятельность и вовремя развить необходимые участки головного мозга. Это отражено в девизе системы Монтессори «Помоги мне это сделать самому!». В обществе должно формироваться понимание того, что детям, имеющим нарушения в развитии, нужно помогать не только из милосердия и сострадания, а потому, что их положение отражается на качестве жизни всего общества.

Для дальнейшей успешной адаптации ребенка с ОВЗ в социум нами были поставлены следующие задачи:

предоставить каждому ребенку, возможность развивать и утончать моторику, особенно мелкую мускулатуру рук и пальцев, в упражнениях соединять движения руки с работой интеллекта;

упражнять детей в проявлении заботы о самом себе: одеваться, раздеваться, причесываться и расстегивать одежду, мыть руки, чистить обувь, стирать, гладить, выполнять самостоятельные действия по самообслуживанию;

упражнять детей в проявлении заботы об окружающей среде: уборка мусора, подметание, сервировка стола, аранжировка цветов и уход за ними;

предоставить возможность ребенку с ОВЗ индивидуально развивать и утончать сенсорику: слух, зрение, осязание, обоняние, стереогностические, барические и тактильные чувствительности;

не мешать ребенку самостоятельно, приобретать знания, помогая только в случае необходимости, или если ребенок сам об этом попросит.

Одним из условий достижения высоких результатов коррекционно-развивающей работы в рамках сопровождения ребенка является организация предметно – развивающей среды, то есть предоставление каждому ребенку возможности сосредоточиться на своей деятельности, пережить определенное эмоциональное состояние, освоить самостоятельно определенное действие с предметами и материалами. С целью выполнения данного условия в ДОУ оборудован кабинет педагога – психолога с набором необходимого материала.

Монтессори – материалы, которые имеются в ДОУ, создают базу для развития интеллекта и являются стимулом для активизации познавательного интереса, помогают приобрести различные навыки, обогатить сенсомоторный опыт, влияют на общее, эмоциональное и социальное развитие ребенка.

Коррекционную работу с детьми, имеющими «трудности» развития строю в два этапа :

1 этап – установление эмоционального контакта.

2 этап – преодоление трудностей целенаправленной деятельности ребенка.

На первом этапе работу начинаю с преодоления негативизма в общении. Начало работы проводится ненавязчиво, со смягчением эмоционального дискомфорта. Стараюсь помнить о пяти «НЕ» :

- не говорить громко;

- не делать резких движений;

- не смотреть пристально в глаза ребенку;

- не обращаться прямо к ребенку;

- не быть слишком активным и навязчивым.

Для установления контакта с ребенком в своей работе стараюсь найти такой подход, который соответствует возможностям ребенка, чтобы вызвать его на взаимодействие на доступном в данный момент уровне. Общение строится на поддержании элементарных, даже не соответствующих возрасту аффективных проявлений и стереотипных действий ребенка посредством игры.

Вначале требования к ребенку минимальны. Любой даже малейшее проявление вовлеченности ребенка эмоционально поощряется одобрением и похвалой. Успехом можно считать уже то, что ребенок соглашается быть рядом, пассивно следит за действиями педагога.

Если задача не выполнена, стараюсь переключить внимание ребенка на более легкую задачу, ни в коем случае не настаиваю, не довожу ребенка до негативной реакции или крика. По окончании задания вместе радуемся удачному выполнению.

Эмоциональный дискомфорт ребенка уменьшается путем постоянного контроля. Задачи второго этапа — преодоление трудностей целенаправленной деятельности ребенка, обучение его социальным нормам поведения, развитие его способностей. Переход ко второму этапу возможен при преимущественном решении задач первого этапа. Эти этапы тесно связаны друг с другом.

Для детей с ОВЗ чрезвычайно трудна целенаправленная деятельность. Они быстро пресыщаются, устают, отвлекаются даже от интересных и любимых занятий. Предупреждению этого - способствует частая смена видов деятельности и учет желания и готовности ребенка взаимодействовать с психологом. Содержательной стороной занятий с ребенком является деятельность, которую он любит, которая доставляет ему приятные сенсорные ощущения. В моей практике это игры с водой и песком, манипуляции с материалами набора М. Монтессори, релаксационные упражнения.

На втором этапе старательно поддерживаю достигнутые результаты первого этапа. В своей деятельности придерживаюсь трехуровневой системы освоения познавательной деятельности.

I уровень отличается производительностью и целенаправленностью всех про-цессов познавательной деятельности; активным, заинтересованным отношением к познанию, способностью к самообслуживанию и самоконтролю своих действий, к оценке своих результатов. Развивается умение ребенка находить нужный предмет, брать его в руки, передавать педагогу. Понимать элементарные инструкции, выполнять простейшие осознанные манипуляции с предметами, соотносительные действия.

II уровень. Все признаки овладения познавательной деятельности еще нестойки. Но вместе с тем дети уже могут познавать, хотя и возможны всякие отклонения в поведении. На этом уровне решаются такие задачи как: формирование навыка действовать по образцу развитие и умение пользоваться терминами: цвета, изучение цвета и выполнение простейших классификаций;

III уровень — начало формирования познавательной деятельности, характеризующееся внешней дисциплинированностью на занятии. С освоением каждого уровня задачи усложняются познавательным содержанием; возрастающими требованиями к умственной деятельности детей; развитием их самостоятельности.

Задачами этого уровня является углубление знаний об эталонных системах закрепление в продуктивной деятельности: конструирование, мозаика, лепка.

Все это в совокупности приводит к благополучному и успешному развитию ребенка.

В планомерной и систематической работе с детьми, имеющими статус ОВЗ придерживаюсь следующих принципов работы:

1. принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с уче-том индивидуальных возможностей – принятие и поддержка индивидуальности ребёнка, его интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии;

2. принцип системности – работа проводится систематически весь учебный год. Воспитательно-образовательный процесс предполагает планирование циклов индивидуальных коррекционно-развивающих занятий и нерегламентированных циклов деятельности (ИКРЗ);

3. принцип интеграции – содержание ИКРЗ взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду;

4. принцип координации деятельности педагога – деятельность специалиста согласованна с образовательной деятельностью воспитателя;

5. принцип сезонности – планирование деятельности происходит с учетом се-зонных изменений;

6. принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и с учетом возраста детей;

7. принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.

На основе данных принципов использую фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы.

В своей работе использую разнообразные методы и приё мы:

наглядные – показ и анализ объекта, позволяют замечать конкретные признаки предмета, позволяют развивать наблюдательность, логику;

вербальные – беседы, рассказы педагога, позволяют усвоить необходи-мые знания, отслеживать результат деятельности, дать оценку самому себе;

практические – позволяют ощутить результат деятельности;

метод ассоциаций – путем ассоциированных сравнений и возникших в воображении ассоциаций создавать в сознании новые образы.

Полученные данные фиксируются в Дневнике наблюдения, а после интерпре-тируются. Записи, сделанные по каждому ребенку, помогают скорректировать педагогические предложения (индивидуальные и групповые уроки-презентации, подготовить и внести в среду необходимые развивающие материалы, которые отвечали бы актуальным интересам участников группы. Регулярное ведение Дневника позволяет увидеть тенденции в развитии детей в течение года, собрать информацию для индивидуальных бесед с родителями и воспитателями во время консультаций и консилиумов.

Анализ результативности работы с детьми с особенностями в развитии при использовании методики М. Монтессори показал, что у детей, отмечаются успехи в развитии. Значительно улучшается психологический статус, дети становятся социально адаптированными к окружающей среде, быстрее овладевают навыками самообслуживания, значительно снизились отклонения в сенсорной, моторной и интеллектуальной сферах и речевом развитии, у детей сформировался достаточный уровень физического развития.

Данные педагогических наблюдений уровня развития детей с ОВЗ можно увидеть в приведённом графике.

График уровня развития детей с ОВЗ

при использовании методики М. Монтессори

Исходя из графика можно сделать вывод о положительной динамике развития детей с ОВЗ посредством использования методики М. Монтессори.

Преемственность между ДОУ и образовательными организациями осуществляется посредством общения педагогов и администрации учреждений.

На протяжении четырёх лет мы отслеживаем как успехи, так и неудачи наших воспитанников.

С МБОУ школой-интернатом наш детский сад поддерживает тесную связь, как видно из таблицы основная часть воспитанников обучается именно в этом учреждении.

Год выпуска Образовательная организация

2012 – 2013 учеб-ный год МБОУ школа-интернат, 1 ребёнок

2013 -2014 учеб-ный год МБОУ СОШ № 3, переведён на обучение на дому, 1 ребёнок

2014 – 2015 учеб-ный год МБОУ СОШ № 4, переведён в МБОУ школу-интернат, 1 ребёнок

2015 – 2016 учеб-ный год МБОУ школа-интернат, 1 ребёнок

Так же мы находимся в сотрудничестве с государственным бюджетным образовательным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи НСО «Областной центр диагностики и консультирования». Регулярно обращаемся за консультациями по вопросам развития детей с ОВЗ. При возникновении затруднений направляем родителей (законных представителей) на консультацию к специалистам ОЦДиК. На базе нашего учреждения были проведены выездные заседания психолого–педагогического консилиума в целях реализации технологии проведения ППК, выявления причин трудностей в регуляции поведения. В ноябре 2016 года проведено меро-приятие в рамках межрегиональной научно-практической конференции «Реализация ФГОС образования обучающихся с ОВЗ в образовательной организации: методология и практика», где мною был показан мастер класс подгруппового занятия по психомоторной коррекции.

Уровень профессионального мастерства регулярно повышаю как на специальных курсах повышения квалификации работников образования, так и путем участия в методических объединениях, семинарах, вебинарах. Своё электронное портфолио разместила на международном образовательном портале Маам. Многие интересуются, как удалось преодолеть барьер в общении с такими непростым детьми? Просто надо представить, что ты мать, а перед тобой твой ребенок, и все — с этого момента начинается контакт. И сразу все становится на свои места, сразу вся его сложность, непонятность, все воспринимается по-другому. Проблемы перестают пугать, ведь они возникают в любой семье — разве бывают простые дети?

Своё выступление мне бы хотелось так же закончить словами Антуан де Сент-Экзюпери: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а напротив одаряю»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование дидактических игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастас ОВЗ «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять» А. С. Макаренко Основным компонентом восприятия речи является фонематический слух.

Использование технологии «Ситуация месяца» как условие успешной социализации ребенка в ДОУ Социально-психологические исследования показывают, что наибольший интерес у детей вызывает проживание в специально созданных «ситуациях.

Долгосрочный проект как условие эффективного метода обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ VII вида. В условиях модернизации дошкольного образования тема проекта приобретает актуальность, поскольку учитывая новые ФГОС в образовательной области.

Круглый стол на тему: «Игровые технологии как средство развитие детей с ОВЗ» «Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ». 2 слайд «…Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в.

Нетрадиционные технологии для общего развития детей с ОВЗ. «Граттаж» Цель: Знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Граттаж». Задачи: Коррекционно – образовательные: - учить видеть связь между.

Педагогические системы прошлого. Монтессори Одной из самых интересных на мой взгляд педагогических систем прошлого является система Марии Монтессори. Мария Монтессори — это выдающаяся.

Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ Современный этап развития образования характеризуется повышенным вниманием к проблеме адаптации в социуме детей с ограниченными возможностями.

Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста «Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста» Интеллект - Сложное.

Сотрудничество ДОУ с семьёй как условие формирования педагогической компетентности родителей детей, имеющих ОВЗ. Ни для кого не секрет, что в последнее время наметилась тенденция к увеличению количества детей дошкольного возраста, имеющих различные.

Дидактическая игра как условие сенсорного развития детей раннего возрастаДидактическая игра как условие сенсорного развития детей раннего возраста Дидактическая игра как условие сенсорного развития детей раннего возраста Раннее детство - особый период становления органов, систем и,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические чтения на тему: «Использование технологии М. Монтессори как условие развития детей с ОВЗ»
Опубликовано: 12 апреля 2017 в 04:43
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические чтения на тему: «Использование технологии М. Монтессори как условие развития детей с ОВЗ»» (включая файлы) размещена пользователем Ксения Нещеретная в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД