Ксения Нещеретная
Педагогические чтения на тему: «Использование технологии М. Монтессори как условие развития детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение –
детский сад № 8 комбинированного вида г. Татарска
ДОКЛАД
для участия в
районных педагогических чтениях - 2017
Тема «Совершенствование профессиональной компетентности учителя как способ повышения качества образовательных услуг в условиях модернизации системы образования»
«Использование технологии М. Монтессори
как условие развития детей с ОВЗ»
Публикация «Педагогические чтения на тему: „Использование технологии М, Монтессори как условие развития детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Секция: «Воспитательное пространство ОО как условие позитивной социализации всех детей, в том числе одарённых, детей с ОВЗ, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (представление опыта по обновлению подходов к воспитанию в соответствии со стратегией развития и воспитания в РФ)»
Педагог - психолог :
Нещеретная
Ксения
Алексеевна
Татарск 2017 г.
«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребёнку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом».
Дэвид Бланкетт
Своё педагогическое чтение на тему : «Использование материалов М. Монтессори в работе с детьми с ОВЗ» мне бы хотелось начать именно с этих слов. Этот политик, как никто лучше знает, что такое человек с ограниченными возможностями здоровья, потому что Дэвид Бланкетт – это первый в истории Великобритании полностью слепой министр внутренних дел.
В настоящий период времени вопросы инклюзивного образования являются предметом пристального внимания политиков, учёных, родительской и педагогической общественности. В последние годы неуклонно растёт поддержка программ по обеспечению социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ, их равного доступа к образовательным услугам в детских садах и общеобразовательных школах наравне с их сверстниками, что является показателем зрелой социальной политики современного развивающегося общества. В первую очередь это связано с тем, что неуклонно растёт число людей с ограниченными возможностями здоровья.
Как мы знаем в большинстве стран мира инклюзия уже рассматривается как закономерный этап развития системы образования. В различных регионах РФ имеется определённый опыт совместного воспитания и обучения лиц с нормами развития и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Но в одних случаях этот процесс строго контролируется, получая сопровождение со стороны квалифицированных специалистов, а в других протекает стихийно.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие недос-татки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Одним из приоритетных направлений работы нашего детского сада является выявление недостатков в развитии детей и организации коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития на максимально раннем этапе.
В рамках данного направления в МКДОУ – детский сад № 8 созданы условия для получения доступного образования для детей, имеющих недостатки в физическом и психическом развитии.
Группа детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих наш детский сад, чрезвычайно неоднородна. В неё входят дети с различными нарушениями: задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра. Диапазон различий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно велик – от детей, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей со стойкими и тяжёлыми нарушениями развития; от детей, способных при специальной поддержке успешно развиваться в тех же условиях и по тем же программам, что и сверстники без ограничений здоровья, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной образовательной программе, направленной на формирование элементарных жизненных навыков на протяжении всего возраста.
Мы стараемся простроить индивидуальный режим для каждого ребёнка, со-блюдая при этом его образовательные потребности используя традиционные и инновационные технологии в работе.
Важным моментом коррекционно-педагогической работы в нашем дошколь-ном учреждении является формирование у детей мотивации к деятельности и развитие активного познавательного интереса, и здесь как нельзя лучше применяется система М. Монтессори.
Принимая во внимание вышеизложенное, определила целью своей деятельности - создание условий посредством технологии М. Монтесори, направленных на предотвращение детской дезадаптации в группах общеразвивающей направленности.
Использование метода М. Монтессори в нашем дошкольном учреждении не ускоряет темп развития ребенка, а помогает ему обрести самостоятельность и вовремя развить необходимые участки головного мозга. Это отражено в девизе системы Монтессори «Помоги мне это сделать самому!». В обществе должно формироваться понимание того, что детям, имеющим нарушения в развитии, нужно помогать не только из милосердия и сострадания, а потому, что их положение отражается на качестве жизни всего общества.
Для дальнейшей успешной адаптации ребенка с ОВЗ в социум нами были поставлены следующие задачи:
предоставить каждому ребенку, возможность развивать и утончать моторику, особенно мелкую мускулатуру рук и пальцев, в упражнениях соединять движения руки с работой интеллекта;
упражнять детей в проявлении заботы о самом себе: одеваться, раздеваться, причесываться и расстегивать одежду, мыть руки, чистить обувь, стирать, гладить, выполнять самостоятельные действия по самообслуживанию;
упражнять детей в проявлении заботы об окружающей среде: уборка мусора, подметание, сервировка стола, аранжировка цветов и уход за ними;
предоставить возможность ребенку с ОВЗ индивидуально развивать и утончать сенсорику: слух, зрение, осязание, обоняние, стереогностические, барические и тактильные чувствительности;
не мешать ребенку самостоятельно, приобретать знания, помогая только в случае необходимости, или если ребенок сам об этом попросит.
Одним из условий достижения высоких результатов коррекционно-развивающей работы в рамках сопровождения ребенка является организация предметно – развивающей среды, то есть предоставление каждому ребенку возможности сосредоточиться на своей деятельности, пережить определенное эмоциональное состояние, освоить самостоятельно определенное действие с предметами и материалами. С целью выполнения данного условия в ДОУ оборудован кабинет педагога – психолога с набором необходимого материала.
Монтессори – материалы, которые имеются в ДОУ, создают базу для развития интеллекта и являются стимулом для активизации познавательного интереса, помогают приобрести различные навыки, обогатить сенсомоторный опыт, влияют на общее, эмоциональное и социальное развитие ребенка.
Коррекционную работу с детьми, имеющими «трудности» развития строю в два этапа :
1 этап – установление эмоционального контакта.
2 этап – преодоление трудностей целенаправленной деятельности ребенка.
На первом этапе работу начинаю с преодоления негативизма в общении. Начало работы проводится ненавязчиво, со смягчением эмоционального дискомфорта. Стараюсь помнить о пяти «НЕ» :
- не говорить громко;
- не делать резких движений;
- не смотреть пристально в глаза ребенку;
- не обращаться прямо к ребенку;
- не быть слишком активным и навязчивым.
Для установления контакта с ребенком в своей работе стараюсь найти такой подход, который соответствует возможностям ребенка, чтобы вызвать его на взаимодействие на доступном в данный момент уровне. Общение строится на поддержании элементарных, даже не соответствующих возрасту аффективных проявлений и стереотипных действий ребенка посредством игры.
Вначале требования к ребенку минимальны. Любой даже малейшее проявление вовлеченности ребенка эмоционально поощряется одобрением и похвалой. Успехом можно считать уже то, что ребенок соглашается быть рядом, пассивно следит за действиями педагога.
Если задача не выполнена, стараюсь переключить внимание ребенка на более легкую задачу, ни в коем случае не настаиваю, не довожу ребенка до негативной реакции или крика. По окончании задания вместе радуемся удачному выполнению.
Эмоциональный дискомфорт ребенка уменьшается путем постоянного контроля. Задачи второго этапа — преодоление трудностей целенаправленной деятельности ребенка, обучение его социальным нормам поведения, развитие его способностей. Переход ко второму этапу возможен при преимущественном решении задач первого этапа. Эти этапы тесно связаны друг с другом.
Для детей с ОВЗ чрезвычайно трудна целенаправленная деятельность. Они быстро пресыщаются, устают, отвлекаются даже от интересных и любимых занятий. Предупреждению этого - способствует частая смена видов деятельности и учет желания и готовности ребенка взаимодействовать с психологом. Содержательной стороной занятий с ребенком является деятельность, которую он любит, которая доставляет ему приятные сенсорные ощущения. В моей практике это игры с водой и песком, манипуляции с материалами набора М. Монтессори, релаксационные упражнения.
На втором этапе старательно поддерживаю достигнутые результаты первого этапа. В своей деятельности придерживаюсь трехуровневой системы освоения познавательной деятельности.
I уровень отличается производительностью и целенаправленностью всех про-цессов познавательной деятельности; активным, заинтересованным отношением к познанию, способностью к самообслуживанию и самоконтролю своих действий, к оценке своих результатов. Развивается умение ребенка находить нужный предмет, брать его в руки, передавать педагогу. Понимать элементарные инструкции, выполнять простейшие осознанные манипуляции с предметами, соотносительные действия.
II уровень. Все признаки овладения познавательной деятельности еще нестойки. Но вместе с тем дети уже могут познавать, хотя и возможны всякие отклонения в поведении. На этом уровне решаются такие задачи как: формирование навыка действовать по образцу развитие и умение пользоваться терминами: цвета, изучение цвета и выполнение простейших классификаций;
III уровень — начало формирования познавательной деятельности, характеризующееся внешней дисциплинированностью на занятии. С освоением каждого уровня задачи усложняются познавательным содержанием; возрастающими требованиями к умственной деятельности детей; развитием их самостоятельности.
Задачами этого уровня является углубление знаний об эталонных системах закрепление в продуктивной деятельности: конструирование, мозаика, лепка.
Все это в совокупности приводит к благополучному и успешному развитию ребенка.
В планомерной и систематической работе с детьми, имеющими статус ОВЗ придерживаюсь следующих принципов работы:
1. принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с уче-том индивидуальных возможностей – принятие и поддержка индивидуальности ребёнка, его интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии;
2. принцип системности – работа проводится систематически весь учебный год. Воспитательно-образовательный процесс предполагает планирование циклов индивидуальных коррекционно-развивающих занятий и нерегламентированных циклов деятельности (ИКРЗ);
3. принцип интеграции – содержание ИКРЗ взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду;
4. принцип координации деятельности педагога – деятельность специалиста согласованна с образовательной деятельностью воспитателя;
5. принцип сезонности – планирование деятельности происходит с учетом се-зонных изменений;
6. принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и с учетом возраста детей;
7. принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.
На основе данных принципов использую фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы.
В своей работе использую разнообразные методы и приё мы:
наглядные – показ и анализ объекта, позволяют замечать конкретные признаки предмета, позволяют развивать наблюдательность, логику;
вербальные – беседы, рассказы педагога, позволяют усвоить необходи-мые знания, отслеживать результат деятельности, дать оценку самому себе;
практические – позволяют ощутить результат деятельности;
метод ассоциаций – путем ассоциированных сравнений и возникших в воображении ассоциаций создавать в сознании новые образы.
Полученные данные фиксируются в Дневнике наблюдения, а после интерпре-тируются. Записи, сделанные по каждому ребенку, помогают скорректировать педагогические предложения (индивидуальные и групповые уроки-презентации, подготовить и внести в среду необходимые развивающие материалы, которые отвечали бы актуальным интересам участников группы. Регулярное ведение Дневника позволяет увидеть тенденции в развитии детей в течение года, собрать информацию для индивидуальных бесед с родителями и воспитателями во время консультаций и консилиумов.
Анализ результативности работы с детьми с особенностями в развитии при использовании методики М. Монтессори показал, что у детей, отмечаются успехи в развитии. Значительно улучшается психологический статус, дети становятся социально адаптированными к окружающей среде, быстрее овладевают навыками самообслуживания, значительно снизились отклонения в сенсорной, моторной и интеллектуальной сферах и речевом развитии, у детей сформировался достаточный уровень физического развития.
Данные педагогических наблюдений уровня развития детей с ОВЗ можно увидеть в приведённом графике.
График уровня развития детей с ОВЗ
при использовании методики М. Монтессори
Исходя из графика можно сделать вывод о положительной динамике развития детей с ОВЗ посредством использования методики М. Монтессори.
Преемственность между ДОУ и образовательными организациями осуществляется посредством общения педагогов и администрации учреждений.
На протяжении четырёх лет мы отслеживаем как успехи, так и неудачи наших воспитанников.
С МБОУ школой-интернатом наш детский сад поддерживает тесную связь, как видно из таблицы основная часть воспитанников обучается именно в этом учреждении.
Год выпуска Образовательная организация
2012 – 2013 учеб-ный год МБОУ школа-интернат, 1 ребёнок
2013 -2014 учеб-ный год МБОУ СОШ № 3, переведён на обучение на дому, 1 ребёнок
2014 – 2015 учеб-ный год МБОУ СОШ № 4, переведён в МБОУ школу-интернат, 1 ребёнок
2015 – 2016 учеб-ный год МБОУ школа-интернат, 1 ребёнок
Так же мы находимся в сотрудничестве с государственным бюджетным образовательным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи НСО «Областной центр диагностики и консультирования». Регулярно обращаемся за консультациями по вопросам развития детей с ОВЗ. При возникновении затруднений направляем родителей (законных представителей) на консультацию к специалистам ОЦДиК. На базе нашего учреждения были проведены выездные заседания психолого–педагогического консилиума в целях реализации технологии проведения ППК, выявления причин трудностей в регуляции поведения. В ноябре 2016 года проведено меро-приятие в рамках межрегиональной научно-практической конференции «Реализация ФГОС образования обучающихся с ОВЗ в образовательной организации: методология и практика», где мною был показан мастер класс подгруппового занятия по психомоторной коррекции.
Уровень профессионального мастерства регулярно повышаю как на специальных курсах повышения квалификации работников образования, так и путем участия в методических объединениях, семинарах, вебинарах. Своё электронное портфолио разместила на международном образовательном портале Маам. Многие интересуются, как удалось преодолеть барьер в общении с такими непростым детьми? Просто надо представить, что ты мать, а перед тобой твой ребенок, и все — с этого момента начинается контакт. И сразу все становится на свои места, сразу вся его сложность, непонятность, все воспринимается по-другому. Проблемы перестают пугать, ведь они возникают в любой семье — разве бывают простые дети?
Своё выступление мне бы хотелось так же закончить словами Антуан де Сент-Экзюпери: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а напротив одаряю»