Яна Шалепа
Педагогические системы прошлого. Монтессори
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из самых интересных на мой взгляд педагогических систем прошлого является система Марии Монтессори. Мария Монтессори — это выдающаяся женщина, педагог, учёный, философ и гуманистка. Свою систему она разработала в первой половина 20-го века. По сути своей, эта система является непревзойденным до сегодняшнего дня симбиозом свободы и дисциплины, работы и игры. Первая «школа Монтессори» была открыта ею 6 января 1907 года в Риме. Уже тогда, Мария Монтессори видела в своих учениках индивидуальность и неповторимость.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Темочки
На мой взгляд, сейчас эта система переживает второе рождение. Марию Монтессори можно назвать новатором в педагогике, потому что она видела процесс развития ребенка не так как её современники, можно было бы сказать, что она опережала свое время, но мне кажется она его меняла. Своими принципами и находками в сфере педагогики, Мария Монтессори продвигала и развивала данную область науки. Не удивительно, что её система подвергалась критике, ведь всё новое, каким бы прогрессивным оно не было, настораживает и иногда даже пугает. Более того, опыт наработанный годами не так легко перечеркнуть. Во многом поэтому, в Российских детских садах и школах трудно переходят на более прогрессивные системы преподавания нежели были в Советском союзе. Процесс этот оказывается очень болезненным для самих педагогов и, на мой взгляд, никогда не доводится до конца.
Cистема Марии Монтессори основывается на уважении к ребенку и осознании того, что каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода. Основной же целью является продвижение ребенка к самообучению в специально подготовленной среде. Этому способствуют основные принципы методики:
Принцип содействия естественному развитию – взрослый должен содействовать процессу саморазвития ребёнка на основе знания объективных законов детского развития и наблюдения за конкретным ребёнком.
Принцип взаимодействия с «подготовленной средой» - содействие естественному развитию должно осуществляться в процессе взаимодействия ребёнка с «подготовленной средой» - специально созданной развивающей предметно-пространственной и социальной средой.
Принцип свободы выбора в «подготовленной среде» - в «подготовленной среде» ребёнку должна быть предоставлена свобода выбора деятельности.
Принцип индивидуальной активности в учении: мотивационная активность, двигательная активность, «активная дисциплина», речевая и познавательная активность, активность в социальной сфере.
Принцип предметности в учении – в дошкольном и младшем школьном возрасте учение должно происходить с опорой на самостоятельную мануальную деятельность с материалами автодидактического характера.
В журнале Science в 2006 году были опубликованы результаты исследования, целью которого было провести оценку социального и академического влияния Монтессори-образования. В исследовании принимали участие дети последнего года обучения по двум уровням Монтессори-образования : дошкольное и начальное. Авторы исследования проводили оценку познавательных, академических, социальных и поведенческих навыков в обеих группах, и пришли к выводу: по нескольким показателям дети, посещавшие государственную Монтессори-школу, превзошли тех, кто посещал другие школы. К окончанию детского сада Монтессори-дети лучше справились со стандартными тестами навыков чтения, математики, на игровой площадке были чаще вовлечены в позитивные взаимодействия, показали более высокие социальные познания, исполнительные функции. Монтессори-дети также больше озабочены вопросами честности и справедливости. К концу начальной школы Монтессори-дети писали более творческие эссе с использованием более сложной структуры предложений, выбирали более позитивные ответы на вопросы, содержащие социальные дилеммы, и, по собственным ощущениям, испытывали большее чувство общности в школе. Это лишний раз доказывает, верность педагогических идей Марии Монтессори и их пользу для общества и учеников её школ в частности.
Считаю, что одной из основных трудностей обучения детей по данной системе является то, что любой взрослый находящийся рядом с ребенком долгое время, будь-то педагог или родственник, должен руководствоваться теме же принципами, должен помогать ребенку сделать и узнать всё самому. В противном случае педагогическая система Монтессори может разорвать ребенку цельное восприятие картины мира и полностью дезориентировать его в социальной среде и в собственном внутреннем мире. Иными словами, для полноценного развития, работа монтессори-педагога и родных ребенка должна быть скоординирована и согласована. На практике это должно проявляться таким образом: если педагог требует от ребенка самостоятельно одеться, завязать шнурки, задвинуть за собой стул, то родитель должен вести себя точно таким же образом. Позволять ребенку обеспечивать свою жизнедеятельность самостоятельно, и помогать только в случае надобности и тогда, когда ребенок не может справиться сам в силу своего возраста или физиологических отклонений. Если родитель не выполняет эти условия, то в глазах ребенка педагог получает статус злого и требовательного воспитателя, заставляющего делать сложные и ненужные вещи, ведь дома все тоже самое делает за него мама. В свою очередь мама, как главный авторитет для ребенка, сама того не подозревая, ведет идеологическую войну с монтессори-педагогом, тем самым возводя в абсолют воззрения полностью противоречащее методике.
Хилтунен Елена Александровна - монтессори-педагог, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор многих книг по Монтессори-педагогики, писала в своей статье: «Да, действительно, сто лет назад Мария Монтессори начинала свои исследования с проблемными детьми. По специальности она была врачом и психологом. А, как известно, многие свои гипотезы люди этих профессий подтверждают, исследуя именно детей с ограниченными возможностями – яснее виден результат. Если гипотеза подтверждается, то с утроенной силой она может работать у обычных детей, с удесятеренной – у одарённых… Никто не говорит детям об их норме, не выдвигает базовый стандарт. Существует лишь перечень личных достижений ребёнка на том или ином этапе жизни». Елена Александровна выделяет одиннадцать мифов педагогики системы Монтессори. В своей статье она весьма доходчиво развенчивает эти мифы. Но важно заметить, что наличие этих мифов серьезным образом мешает развитию и увеличению численности школ Монтессори.
Тот факт, что Монтессори педагогика за годы своего существования не потеряла актуальности и на сегодняшний день всё так же является популярной и востребованной, на мой взгляд, говорит о том, что принципы этой педагогической системы и методы их реализации, если не совершенны, то близки к этому.