Наталья Ширко
Использование технологии «Ситуация месяца» как условие успешной социализации ребенка в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-психологические исследования показывают, что наибольший интерес у детей вызывает проживание в специально созданных «ситуациях месяца». Это возможность проявить спонтанную инициативу, показать и представить то, чему они научились в течении месяца, пообщаться с детьми разного возраста. Каждый месяц с детьми прорабатывается новая тема – это «Ситуация месяца», например: «Я – землянин», «Моя семья – мои корни», «Мальчики и девочки» и т. п.
Структура ситуации месяца обязательно включает:
Публикация «Использование технологии „Ситуация месяца“ как условие успешной социализации ребенка в ДОУ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- диагностику знаний и поведения детей в начале ситуации
- насыщение детей наглядным материалом (видео, иллюстрации, репродукции, экскурсии и т. д.)
- активизацию прошлого опыта детей в различной форме (беседы, драматизация, изодеятельность и т. д.)
- создание проблемных педагогических ситуаций
- создание коллективных проектов.
- использование темы ситуации в работе всех специалистов ДОУ.
- обязательное участие родителей (беседы с детьми дома, запись сказок, высказываний детей, рисование, пение, изготовления костюмов, подарков, угощений, совместное участие в празднике).
- проведение праздника в конце ситуации с показом того, чему дети научились в течение месяца
- выходная диагностика в различных формах (анкетирование, наблюдение, создание ППС, опрос родителей и т. д.).
Преимущества данной технологии
1) Ребёнок учится самостоятельно добывать знания в таком темпе и в такой манере, которая свойственна его индивидуальности. Он формирует в рефлексиях осознанную нравственную и социальную позицию, приобретает эмоционально положительный опыт проживания в различных ролях, ситуациях, познавая себя, сверстников, взрослых, родителей!
2) У родителей возникает интерес к жизни ребёнка, его внутреннему миру, появляется поле совместной деятельности, раскрываются собственные творческие возможности.
3) Воспитатель, работающий по такой технологии, становится творческой личностью, так как в начале ситуации даются только её основные цели и результаты, к которым необходимо прийти в конце месяца. Весь материал, методы, содержание работы педагог определяет самостоятельно. Роль воспитателя в ситуации определяется как организационная. Главные действующие лица ситуации – дети и родители. Воспитатель организует среду и побуждает детей действовать в ней. Дети самостоятельно ищут ответы на вопросы с помощью доступных им источников информации, ставят опыты, исследуют ситуацию в рефлексии, привлекают свой жизненный опыт и опыт родителей. Ситуация считается состоявшейся, если 70% работы в ней проделали дети и родители.
4) Меняется качество общения детей и взрослых, так как оно строится на принципах гуманистической педагогики. Определение, отражение и принятие чувств ребёнка; предоставление ребёнку во всех режимных моментах возможности выбора и самоопределения; разработка самими детьми правил жизни в группе и детском саду; разработка родителями правил для себя, дисциплинирование ребёнка методами гуманистической педагогики, что приводит к формированию у детей определённых социальных навыков.
Содержание «Ситуации месяца» во многом зависит от региональных, национальных, возрастных особенностей детей, интересов детей группы. Тематическое планирование «Ситуаций» удачно сочетается с календарно-тематическим планированием примерной образовательной программы «От рождения до школы», что позволяет осуществить интеграцию образовательных областей без дополнительных изменений в режиме дня.
По содержанию «Ситуации месяца» нет ничего выходящего за рамки государственной программы, однако в методах, группировке материала есть значительные новации. Весь материал дается детям в игровой форме и подобран под проблематику «Ситуации». Например, дети весь месяц работают по «Ситуации» «Космос» : рисуют, лепят на эту тему, мастерят из картона космический корабль, делают пригласительные билеты, продумывают и рисуют модели космических костюмов для праздника, разучивают песенки, стихи о космосе, и все это завершается «Космическим праздником».
В «Ситуации месяца» «Мальчики и девочки» :
- с детьми проводились беседы «Какие мы девочки? Какие мы мальчики?», «Чем мальчики отличаются от девочек?»
- было проведено родительское собрание о гендерном воспитании
- в группе были созданы 2 игровые зоны: 1) для мальчиков, 2) для девочек;
- выполнялась коллективная работа детей «Замок принцессы», которая на протяжении месяца дополнялась различными деталями: обустройство клумбы, площади, магазинами и т. п.
- с помощью воспитателей и родителей у детей расширялись представления о здоровье, здоровом образе жизни (беседы, консультации, спортивные развлечения)
- проводились спортивные конкурсы «А ну – ка, мальчики!», «А ну – ка, девочки!»
- завершающий этап: досуг «Рыцарский турнир».
Таким образом, дети начиная с младшей группы и до выпуска, проживают каждую ситуацию на определенном уровне сложности, приобретая новый опыт проживания и самоопределение.