Ольга Талужина
Использование дидактических игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастас ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
«У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять»
А. С. Макаренко
Основным компонентом восприятия речи является фонематический слух. Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные фонемы языка или звуки в слове.
Проблема развития речи детей дошкольного возраста в современное время имеет актуальность и востребованность, так как у многих детей наблюдается отставание от возрастных норм речевого развития. Вопросы развития фонематического слуха изучались многими исследователями в разных аспектах (К. Д. Ушинским, Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, А. М. Бородич и другими). Ориентировка в звуковой стороне слова готовит ребенка к усвоению грамоты, письменной речи. “От того, как ребенком будет открыта звуковая действительность языка, звуковая форма слова зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка грамматики и связанной с ней орфографии-подчеркивал Д. Б. Эльконин. [c.23]
Публикация «Использование дидактических игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастас ОВЗ» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
Нарушения в развитии фонематического слуха и фонематического восприятия звуковой системы, приводят к трудностям овладения правильным звукопроизношением. В социальном и психологическом плане такие дети испытывают трудности в общении. Ребенок намеренно заменяет трудно произносимые слова на более лёгкие, сокращает слова.
В работе рекомендуется систематически использовать разные методы и приемы для развития фонематического слуха у детей. Такие как, словесные игры, игры малой подвижности, фольклорные игры, и конечно дидактические игры. С помощью дидактических игр ребенок может приобретать и новые знания, общаясь со своими сверстниками в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, получая много новой для себя информации. И это очень важно для его развития. Ведь дети малоактивные, неуверенные в себе, менее подготовленные,как правило берут на себя роль болельщиков, при этом они учатся у своих товарищей, как надо играть, чтобы выполнить игровую задачу, стать победителем. Не все, дети, достаточно четко могут определить с какого звука начинается то, или иное слово, не различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Для развития фонематического слуха с детьми надо проводить различные игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений, подобрать слова с заданным звуком с помощью вопросов-подсказок или выставленных картинок.
Ознакомление со звуковой стороной слова и формирующееся в его результате умение “слышать” в слове отдельные звуки, ударения, вычленять слоги помогают осваивать правильное звукопроизношение, произвольно управлять артикуляционным аппаратом.
В игре ребенок ярче раскрывает свои способности, индивидуальность, активнее контактирует со взрослыми. Применение дидактических игр, как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет: во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения. Во-вторых, игра помогает наряду с формированием и развитием фонематического восприятия организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми знаниями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. В-третьих, игру можно применять в различных вариантах, обновляя при этом речевой материал и включая в нее дидактический материал разного уровня. Интерес детей к дидактической игре достигается различными приемами. Игра интересна ребенку только тогда, когда он самостоятельно выполняет в ней какие-то действия. В играх на развитие фонематического слуха используютсяразличные задания, которые активизируют деятельность детей : поднять фишки при обнаружении определенных звуков, хлопнуть в ладоши; закрыть глаза и на слух определить характер звука, сосчитать звуки; поймать мяч и бросить его обратно, выполнив задание игры; определить букву на ощупь и т. д. Оживляет интерес к игре и ввод новых вариантов, дополнительных заданий ( например: найти картинки на заданный звук и раскрасить их, элементов соревнования (кто быстрее выполнит задание, решит задачу, кто больше назовет предметов и т. д.). Очень важно поддерживать в детях желание играть, и поэтому оценка игры должна быть положительной. Вот примеры некоторых дидактических игр, которые можно предложить детям в самостоятельной деятельности.
“Найди одинаковые звуки”
Цель: научить выделять первый звук в слове, находить слова, начинающиеся с одинакового звука.
Задание: назови картинки, начинающиеся на один и тот же звук ( например: тигр, забор, жираф, слон, телефон, бант). Вариант: раскрасить эти картинки.
“Что лишнее?”
Цель: учить выделять первый звук слова, исключать из ряда названий предметов одно, отличающееся от всех начальным звуком. Задание: посмотри на картинки и найди в каждом ряду лишнюю ( указание: обрати внимание на первые звуки)
( например: бабочка, бант, заяц, бочка, кот, ель, козел, колобок, зонт, замок, шар, заяц).
Варианты игры: обратить внимание на последний звук (соответствующий подбор картинок, например: забор, светофор, шофер, автобус); на количество слогов ( например: кот, мак, рак, лиса); на гласный или согласный звук начинается слово ( например: азбука, дерево, стол, медведь); на мягкий или твердый согласный начинается слово ( например: зуб, свеча, лампа, лиса);
“Внимательные руки”
Цель: развитие слухового внимания, фонематического слуха, быстроты мышления.
Ход игры: внимательно слушать словесный ряд: если слово начинается с гласного звука – поднять правую руку, если с согласного – левую (можно использовать фишки, флажки разного цвета). Варианты игры: определить местонахождение определенного звука в слове (где он находится- в начале, середине,конце слова, его наличие в слове; различение количества слогов в слове (один слог - один хлопок в ладоши, два слога – два хлопка, три слога – три хлопка); определение мягкости или твердости начального звука слова.
“Путаница”
Цель: закрепить знания о слоговой структуре слова, развивать слуховую память, мышление, фонематический слух.
Задание: поменять заданные слоги местами и отгадать слово ( например: ма-зи – зима, ка-ру – рука, но-ки – кино, ги-ша – шаги и т. д.)
“Подбери слог и закончи слово”
Цель: закрепить знания о слоговой структуре слова, словообразовании, развитие фонематического слуха. Задание : подбери слог к заданному слогу так, чтобы получилось слово ( например: ва-за,ня,ся,та; ро-за,). Указания: игру можно проводить с мячом. Водящий бросает мяч и говорит слог, ребенок заканчивает слово и бросает мяч обратно.
“Мячик-смягчитель”
Цель: закрепить знания о мягких и твердых согласных звуках, учить смягчать определенный звук слова для получения нового слова, развивать мышленье, быстроту реакции.
Ход игры: водящий бросает мяч и произносит слово с твердым окончанием. Ребенок, поймавший мяч, произносит аналогичное слово с мягким окончанием и бросает мяч обратно ( например: угол-уголь, брат-брать, ел-ель, мел-мель, хор-хорь, стал-сталь, пыл-пыль, жар-жарь и т. д.)
“Необычные цветы”
Цель: развивать фонематический слух, упражнять в дифференциации звуков.
Ход игры: к кружку, обозначающему середину цветка, подбираются картинки-лепестки, в названии которых есть заданный звук ( например:Р – забор, корова, крот, рак, ромашка, арбуз – шесть лепестков).
“Составь слово по картинкам”
Цель: учить выделять начальный звук слова, составлять слова по опорным звукам, воспитывать слуховое внимание, мышление.
Ход игры: из названий ряда картинок ребенок выделяет первые звуки, из которых затем составляет новое слово (коза, облако, топор – кот; лимон, индюк, светофор, арбуз – лиса и т. д.)
Вариант: составить слово на слух, без картинок.
“Цепочка слов”
Цель: развивать фонематический слух, мышление, умение выделять начальный и конечный звуки слова, придумывать слова на заданный звук.
Ход игры: ребенок называет слово, следующий играющий определяет конечный звук этого слова и придумывает новое, которое начинается на этот звук { например: кошка-автобус-светофор-ромашка-азбука…} Вариант: можно использовать подбор картинок.
“Кубики”
Цель: развитие фонематического слуха, мышления, навыков звукослияния.
Ход игры: играющие по очереди бросают кубики { два кубика: один-с буквами, обозначающими оппозиционные согласные звуки; второй- с гласными буквами}, составляют из выпавших на кубиках букв слоги, из них-слова.
“Найди слова в слове”
Цель: закреплять понимание словообразующей роли каждого слова, развивать фонематический слух, мышление.
Ход игры: перед играющими, демонстрируется слово, дается установка: “Из букв этого слова составьте и запишите новые слова”. Выигрывает тот, кто составит больше слов.
Таким образом, дидактическая игра является ценным средством формирования фонематического слуха. С помощью дидактической игры дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Литература:
1. О. А. Новиковская «Академия развивающих игр» для детей от года до 7 лет издательство «Сова»,2009
2. О. С. Ушакова «Придумай слово» творческий центр «Сфера»,2014
3. Н. В. Дурова «Игры и упражнения на развитие фонетико-фонематического слуха у дошкольников», Москва 2010
4. Е. А. Алябьева «Учим русский язык, дидактические материалы по развитию речи детей 5-7 лет» «Сфера» 2013
5. Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева «Основы логопедической работы с детьми», Москва 2005.
6. Д. Б. Эльконин –«Психология игры».