Людмила Анатольевна Берлизова
Сотрудничество ДОУ с семьёй как условие формирования педагогической компетентности родителей детей, имеющих ОВЗ.
Ни для кого не секрет, что в последнее время наметилась тенденция к увеличению количества детей дошкольного возраста, имеющих различные речевые нарушения. Одним из актуальных направлений педагогической деятельности современного педагога является взаимодействие ДОУ и родителей (законных представителей) детей, имеющими особые образовательные потребности. Многие современные проблемы общества являются следствием воспитания детей родителями с низким уровнем культуры и педагогической компетентности, которая выражается в недостаточно глубоком представлении о жизни ребёнка в детском саду, о закономерностях его психического развития, в недостаточном владении элементарными знаниями в области воспитания и обучения своих детей. Поэтому проблема формирования педагогической компетентности родителей на сегодняшний день является актуальной [1].
Публикация «Сотрудничество ДОУ с семьёй как условие формирования педагогической компетентности родителей детей, имеющих ОВЗ,» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Активное включение родителей в коррекционный процесс и понимания ими сути и цели коррекционно-развивающей работы с детьми является одним из главных условий успешности образовательного процесса и процесса социальной адаптации ребёнка с ОВЗ в нашем ДОУ.
Первоочередной задачей воспитателей и команды специалистов (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог) является осуществление эмоциональной и психологической поддержки родителей, формирование у них адекватного отношения к своему ребёнку, установка на сотрудничество. Для реализации этой задачи мы используем такие методы работы с родителями, как анкетирование «Что я знаю о своём ребёнке?», беседа с родителями «Какой мой ребёнок?», посещение на дому, консультация «Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи», родительское собрание «Организация и содержание работы по адаптированной основной образовательной программе для детей с ОНР», индивидуальные консультации по результатам вводной, промежуточной, итоговой диагностики, разработке путей и выбор средств коррекционно-развивающей работы с ребёнком, отраженных в адаптированной образовательной программе на воспитанника. Активному вовлечению родителей в коррекционно-образовательный процесс ДОУ способствует такие методы работы с родителями, как консультации-практикумы «Здоровосберегающие технологии в работе с детьми с ОНР», «Занимательные игры и упражнения со звуками», «Как обогащать словарный запас детей», «Речевые игры и задания по формированию грамматического строя речи», семинары-практикумы «Использование арт-терапии в подготовке детей к школе», «Традиционные и инновационные методы работы по развитию связной речи», тренинги «Как заниматься с ребёнком с синдромом дефицитом внимания и гиперактивностью», «Способы работы по коррекции эмоционально-волевой сферы ребёнка», «Как развивать память, внимание, мышление дошкольника» [3].
Внедрение ИКТ и интерактивной доски в образовательный процесс позволяет нашим педагогам организовать для родителей :
• обучающие компьютерные презентации (например, «Речевая готовность детей в школе», «Дисграфия – что это такое?»);
• открытые просмотры НОД по образовательным областям «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»;
• ознакомить родителей с содержанием компьютерных логопедических программ «Игры для Тигры», «Домашний логопед», мультимедийными презентациями «Интерактивные речевые игры», «Коммуникация. Игры по обучению грамоте»;
• логопедические домашние задания с использованием программы Microsoft PowerPoint;
• электронную почту и официальный сайт ДОУ [2].
В настоящее время актуальной формой работы с родителями является детско-родительские проекты. Так, например, при организации детско-родительский проекта «Безопасный перекрёсток», дети и родители при активной помощи воспитателей и специалистов принимали участие в разработке безопасного маршрута: «Дом – детский сад». Родители вместе с ребёнком, проходя путь от дома до детского сада, намечали наиболее безопасный путь, обращали внимание на имеющиеся дорожные знаки, разметки на проезжей части, чертили схему пути, составляли короткие рассказы описания маршрута «Я иду в детский сад», изготовляли своими руками атрибуты и пособия по правилам дорожного движения. Родители принимали активное участие в познавательно-речевом досуге «Мои друзья – дорожные знаки».
Для повешения педагогической компетентности родителей ежеквартально выпускается журнал «Логопедический островок». На его страницах воспитатели и специалисты оказывают квалифицированную педагогическую и методическую помощь по вопросам воспитания, обучения, оздоровления детей, а родители, в свою очередь, получают возможность реализовать право на участие в жизни детского сада, размещая свою информацию и размышления. Темы номеров журнала «Краеведение в логопедической работе с детьми», «Использование речевых игр в работе с дошкольниками по изучению правил дорожного движения», «Скоро в школу» и другие.
Одной из эффективных форм работы - создание в групповой комнате познавательной игротеки. Один раз в неделю, в вечернее время, предоставляется папам и мамам возможность не только рассмотреть и изучить имеющиеся материалы, но и поиграть вместе с ребёнком, пообщаться с его друзьями. Педагог при этом выступает в роли наблюдателя и консультанта.
Заинтересовать родителей и приобщить к деятельности детского сада, установить эмоциональный контакт между родителями и детьми, родителями и педагогами, родителями и родителями способствуют такие методы работы, как творческая мастерская «Делаем вместе с ребёнком своими руками», речевые досуги «В гостях у деда Букваеда», «В стране красивой речи», «В гостях у феи Грамоты», логопедический КВН, конкурсы «Лучшая новогодняя сказка», «Буквенные сказки», выставки совместного творчества детей и родителей, создание книжек-самоделок «Обойди весь белый свет – лучше Донского края нет», «Загадки на грядке».
Подводя итоги можно сказать, что совместная работа воспитателей, логопедов и узких специалистов, направленная на коррекцию и развитие речи дошкольников, в совокупности с установлением партнёрских отношений с родителями позволили :
• в оптимальные сроки решить задачи коррекционного воздействия;
• организовать деятельность детей в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями, используя различные виды деятельности (речевую, познавательную, художественно-эстетическую, двигательную, социально-коммуникативную);
• родителям принять самое активное участие в значимом для них процессе развития ребёнка;
• педагогам совершенствовать профессиональное мастерство.
Список использованной литературы:
1. Научно-методический журнал «Логопед» №6,7/2011.
2. Научный журнал «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук» №11 (70) ноябрь, 2014.
3. П. Н. Ермаков, А. К. Белоусова «Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования: материалы V Международной научно-практической конференции – Ростов-на-Дону. Из-во ЮФУ, 2014.