Наталия Бинерт
Педагогическая направленность деятельности по речевому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая направленность деятельности по речевому развитию
по парциальной программе Е. Журовой «Подготовка детей к обучению грамоте
Пояснительная записка.
Внимание широкой общественности всё чаще обращается к обучению и развитию детей дошкольного возраста. Родители хотят научить детей как можно раньше и как можно большему. Удивительная пластичность детской памяти, жадная познавательная активность ребёнка дают возможность взрослым сообщать дошкольнику огромное количество информации, загружать его знаниями, часто не задаваясь вопросом о том, когда и где они ему пригодятся. Не последнее место среди всех этих занятий занимает обу-чение чтению. Далеко не редки случаи, когда ребенок ещё и говорить-то толком не умеет, половину звуков не произносит, но родители с гордостью демонстрируют друзьям, как их малыш узнаёт разные буквы. Нужно ли это? Важно ли это для умственного развития ребёнка? Нет, ребёнку это со-всем не нужно и, главное, никак не способствует его умственному развитию. Малышей знакомят с буквами, чтобы как можно раньше научить читать. А ведь сейчас уже хорошо известно, что чтение - это лишь часть (и притом не первая) обучения грамоте. Запомнить буквы совсем не сложно. Но грамота — это не просто чтение. Это грамотные чтение и письмо, основанные на законах родного языка. И вот этому, к сожалению, как правило, не учат малышей, считая такую учебную деятельность слишком сложной для них и откладывая её на то время, когда дети достигнут более старшего — школьного — возраста.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Однако психологи давно доказали, что именно в дошкольном возрасте ребёнок обнаруживает необыкновенные языковые способности. Маленький человек с наслаждением занимается какими-то странными языковыми упражнениями, как бы пробуя слова на вкус, нанизывая их бессмысленными цепочками: «Бунда, мунда, кунда, рунда.» Что делает ребёнок, описанный К. И. Чуковским, составляющий эту «бессмысленную» цепочку слов? Малыш меняет первый звук в словах, изменяя тем самым и всё слово, т. е. проделывает то самое действие, которому педагоги специально учат детей на занятиях по обучению грамоте. Конечно, ребёнок делает это неосознанно, но ему интересно вслушиваться в звучание слов. К сожалению, взрослые редко поддерживают этот детский интерес к звукам речи, и он, как правило, постепенно угасает.
Очень важно не упустить этот период в развитии детей — возраст четырёх-пяти лет.
Актуальность.
В человеческой деятельности нет областей, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде. Поэтому грамотное владение речью и развитие коммуникативных функций особенно актуальны для нынешнего и будущих поколений.
Хорошо известно, насколько сложна и объёмна программа начальных классов и как порой трудно ребёнку, который не умеет читать, осваивать её
курс. Совсем по-другому чувствуют себя уже умеющие читать дети. Они легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на новой ступени образования.
Как известно, дети четырехлетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте, поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Однако память и внимание малышей весьма неустойчивы, а поэтому необходимо многократно возвращаться к уже знакомому, чтобы знания стали прочными.
Задачи:
1. Развивать артикуляционный аппарат детей, отрабатывать произношение сонорных, шипящих и свистящих звуков.
2. Совершенствовать интонационную выразительность речи, учить детей произвольно менять громкость голоса и интонацию.
3. Развивать и совершенствовать фонематический слух детей.
4. Учить их правильно понимать и употреблять термины «слово», «звук-; сравнивать слова по их протяженности; интонационно выделять в слове определенный звук (сначала первый звук в слове, а потом — любой).
5. Учить детей называть слова с заданным звуком, выделять и называть первый звук в слове; различать твёрдые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки (без введения соответствующей терминологии).
Перспективный план.
Сентябрь 1-2 недели
Проведение первой педагогической диагностики. Выявить знания, умения, навыки детей. Провести обработку данных, заполнив диагностические таблицы, определив уровень овладения.
3 неделя НОД «Птица и птенчики».
Совершенствовать речедвигательный аппарат ребенка, тренировать его дыхательную систему.
РНС «Колобок».
Знакомить ребенка с термином «слово».
Игра «Надуем мяч».
Формировать у ребенка умение называть звуки «с» и «сь»
4 неделя НОД «Петрушка испугался».
Формировать умение произносить звук «ш»
Октябрь 1 неделя НОД «Сказка о веселом язычке».
Знакомить детей с устройством речевого аппарата, проводить артикуляционную гимнастику.
Игра в слово.
Формировать умение детей слышать звуки, интонационно выделяемые в слове воспитателем.
2 неделя Игра «животные и их детеныши». Формировать у детей умение регулировать громкость голоса, дыхание.
Игра «Комарики»
Формировать умение правильно произносить звук «з» и закреплять умение
правильно произносить звук «з»
3 неделя НОД «Кто внимательный».
Закреплять произнесение звуков «з» и «зь». Учить детей слышать интонационно выделенный звук в слове и выделять его самостоятельно по образцу.
4 неделя Игра «Эхо».
Обучать детей регулированию силы голоса.
Ноябрь 1 неделя НОД «Жуки».
Закрепление произнесения звука «ж»
3 неделя Игра «Котята».
Тренировать дыхательную систему детей.
Декабрь 1 неделя НОД «Поезд».
Развивать у детей фонематический слух. Обучать детей самостоятельному интонационному выделению звука в слове.
2 неделя Игра «Эхо».
Продолжать обучать детей регулированию силы голоса.
3 неделя Логопедическое упражнение «Болтушка».
Продолжать совершенствовать артикуляционный аппарат детей.
Январь 2 неделя НОД «Ежики».
Учить детей слышать интонационно выделяемый звук в слове и называть его изолированно.
3 неделя Игра «Мячики».
Учить детей сравнивать слова по протяженности.
Февраль 1 неделя НОД «В гостях у братьев».
Учить детей дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки. Ввести знаковое изображение твердых и мягких согласных звуков.
2 неделя Игра с мячом.
Учить детей называть слова, начинающиеся с твердого и мягкого согласного звука.
3 неделя НОД «В гостях у зайца»
Учить детей составлять модель предложения из двух слов и распространять его до трех-четырех слов (по «живой» модели).
Март 1 неделя НОД «Наши игрушки».
Учить детей интонационно выделять любой первый звук в слове по образцу, представленному воспитателем.
2 неделя НОД «Нарядим елку».
Учить детей определять и называть первый звук в слове.
3 неделя Игра в слово.
Учить детей называть слова, начинающиеся с твердого или мягкого согласного звука в соответствии со знаковым изображением.
4 неделя Игра в «Теремок».
Учить детей составлять модели предложений из двух слов. Учить составлять распространенные предложения. Обучать детей чтению по «живой» модели.
Апрель 1 неделя Теремок (продолжение).
Учить детей составлять модели предложений из двух слов. Учить составлять распространенные предложения. Обучать детей чтению по «живой» модели
2 неделя НОД «Как тебя зовут»
Закреплять умение интонационно выделять первый звук в слове и называть его изолированно.
3 неделя Игра «Подарки для «доброго» и «сердитого» братьев.
Закреплять умение различать твердые и мягкие согласные и соотносить их со знаковым изображением. Учить детей называть звуки противоположные по твердости, мягкости.
Май 1 неделя. Игра «Подарки для «доброго» и «сердитого» братьев. (продолжение)
Закреплять умение различать твердые и мягкие согласные и соотносить их со знаковым изображением. Учить детей называть звуки противоположные по твердости, мягкости.
3 неделя. НОД «Письмо от Колобка»
Учить детей называть первый звук в слове без предварительного интонационного выделения. Закреплять дифференциацию твердых и мягких согласных звуков и отнесение их к определенному знаковому изображению.
4 неделя. Открытое НОД с элементами «ТРИЗ»«В поисках сюрприза».
Закрепить пройденный материал по основным единицам речи: звуку, предложению. Создавать у детей радостное настроение.