Получи документы

Педагогическая направленность деятельности по речевому развитию

Наталия Бинерт
Педагогическая направленность деятельности по речевому развитию
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогическая направленность деятельности по речевому развитию

по парциальной программе Е. Журовой «Подготовка детей к обучению грамоте

Пояснительная записка.

Внимание широкой общественности всё чаще обращается к обучению и развитию детей дошкольного возраста. Родители хотят научить детей как можно раньше и как можно большему. Удивительная пластичность детской памяти, жадная познавательная активность ребёнка дают возможность взрослым сообщать дошкольнику огромное количество информации, загружать его знаниями, часто не задаваясь вопросом о том, когда и где они ему пригодятся. Не последнее место среди всех этих занятий занимает обу-чение чтению. Далеко не редки случаи, когда ребенок ещё и говорить-то толком не умеет, половину звуков не произносит, но родители с гордостью демонстрируют друзьям, как их малыш узнаёт разные буквы. Нужно ли это? Важно ли это для умственного развития ребёнка? Нет, ребёнку это со-всем не нужно и, главное, никак не способствует его умственному развитию. Малышей знакомят с буквами, чтобы как можно раньше научить читать. А ведь сейчас уже хорошо известно, что чтение - это лишь часть (и притом не первая) обучения грамоте. Запомнить буквы совсем не сложно. Но грамота — это не просто чтение. Это грамотные чтение и письмо, основанные на законах родного языка. И вот этому, к сожалению, как правило, не учат малышей, считая такую учебную деятельность слишком сложной для них и откладывая её на то время, когда дети достигнут более старшего — школьного — возраста.

Темочки:

Однако психологи давно доказали, что именно в дошкольном возрасте ребёнок обнаруживает необыкновенные языковые способности. Маленький человек с наслаждением занимается какими-то странными языковыми упражнениями, как бы пробуя слова на вкус, нанизывая их бессмысленными цепочками: «Бунда, мунда, кунда, рунда.» Что делает ребёнок, описанный К. И. Чуковским, составляющий эту «бессмысленную» цепочку слов? Малыш меняет первый звук в словах, изменяя тем самым и всё слово, т. е. проделывает то самое действие, которому педагоги специально учат детей на занятиях по обучению грамоте. Конечно, ребёнок делает это неосознанно, но ему интересно вслушиваться в звучание слов. К сожалению, взрослые редко поддерживают этот детский интерес к звукам речи, и он, как правило, постепенно угасает.

Очень важно не упустить этот период в развитии детей — возраст четырёх-пяти лет.

Актуальность.

В человеческой деятельности нет областей, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде. Поэтому грамотное владение речью и развитие коммуникативных функций особенно актуальны для нынешнего и будущих поколений.

Хорошо известно, насколько сложна и объёмна программа начальных классов и как порой трудно ребёнку, который не умеет читать, осваивать её

курс. Совсем по-другому чувствуют себя уже умеющие читать дети. Они легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на новой ступени образования.

Как известно, дети четырехлетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте, поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Однако память и внимание малышей весьма неустойчивы, а поэтому необходимо многократно возвращаться к уже знакомому, чтобы знания стали прочными.

Задачи:

1. Развивать артикуляционный аппарат детей, отрабатывать произношение сонорных, шипящих и свистящих звуков.

2. Совершенствовать интонационную выразительность речи, учить детей произвольно менять громкость голоса и интонацию.

3. Развивать и совершенствовать фонематический слух детей.

4. Учить их правильно понимать и употреблять термины «слово», «звук-; сравнивать слова по их протяженности; интонационно выделять в слове определенный звук (сначала первый звук в слове, а потом — любой).

5. Учить детей называть слова с заданным звуком, выделять и называть первый звук в слове; различать твёрдые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки (без введения соответствующей терминологии).

Перспективный план.

Сентябрь 1-2 недели

Проведение первой педагогической диагностики. Выявить знания, умения, навыки детей. Провести обработку данных, заполнив диагностические таблицы, определив уровень овладения.

3 неделя НОД «Птица и птенчики».

Совершенствовать речедвигательный аппарат ребенка, тренировать его дыхательную систему.

РНС «Колобок».

Знакомить ребенка с термином «слово».

Игра «Надуем мяч».

Формировать у ребенка умение называть звуки «с» и «сь»

4 неделя НОД «Петрушка испугался».

Формировать умение произносить звук «ш»

Октябрь 1 неделя НОД «Сказка о веселом язычке».

Знакомить детей с устройством речевого аппарата, проводить артикуляционную гимнастику.

Игра в слово.

Формировать умение детей слышать звуки, интонационно выделяемые в слове воспитателем.

2 неделя Игра «животные и их детеныши». Формировать у детей умение регулировать громкость голоса, дыхание.

Игра «Комарики»

Формировать умение правильно произносить звук «з» и закреплять умение

правильно произносить звук «з»

3 неделя НОД «Кто внимательный».

Закреплять произнесение звуков «з» и «зь». Учить детей слышать интонационно выделенный звук в слове и выделять его самостоятельно по образцу.

4 неделя Игра «Эхо».

Обучать детей регулированию силы голоса.

Ноябрь 1 неделя НОД «Жуки».

Закрепление произнесения звука «ж»

3 неделя Игра «Котята».

Тренировать дыхательную систему детей.

Декабрь 1 неделя НОД «Поезд».

Развивать у детей фонематический слух. Обучать детей самостоятельному интонационному выделению звука в слове.

2 неделя Игра «Эхо».

Продолжать обучать детей регулированию силы голоса.

3 неделя Логопедическое упражнение «Болтушка».

Продолжать совершенствовать артикуляционный аппарат детей.

Январь 2 неделя НОД «Ежики».

Учить детей слышать интонационно выделяемый звук в слове и называть его изолированно.

3 неделя Игра «Мячики».

Учить детей сравнивать слова по протяженности.

Февраль 1 неделя НОД «В гостях у братьев».

Учить детей дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки. Ввести знаковое изображение твердых и мягких согласных звуков.

2 неделя Игра с мячом.

Учить детей называть слова, начинающиеся с твердого и мягкого согласного звука.

3 неделя НОД «В гостях у зайца»

Учить детей составлять модель предложения из двух слов и распространять его до трех-четырех слов (по «живой» модели).

Март 1 неделя НОД «Наши игрушки».

Учить детей интонационно выделять любой первый звук в слове по образцу, представленному воспитателем.

2 неделя НОД «Нарядим елку».

Учить детей определять и называть первый звук в слове.

3 неделя Игра в слово.

Учить детей называть слова, начинающиеся с твердого или мягкого согласного звука в соответствии со знаковым изображением.

4 неделя Игра в «Теремок».

Учить детей составлять модели предложений из двух слов. Учить составлять распространенные предложения. Обучать детей чтению по «живой» модели.

Апрель 1 неделя Теремок (продолжение).

Учить детей составлять модели предложений из двух слов. Учить составлять распространенные предложения. Обучать детей чтению по «живой» модели

2 неделя НОД «Как тебя зовут»

Закреплять умение интонационно выделять первый звук в слове и называть его изолированно.

3 неделя Игра «Подарки для «доброго» и «сердитого» братьев.

Закреплять умение различать твердые и мягкие согласные и соотносить их со знаковым изображением. Учить детей называть звуки противоположные по твердости, мягкости.

Май 1 неделя. Игра «Подарки для «доброго» и «сердитого» братьев. (продолжение)

Закреплять умение различать твердые и мягкие согласные и соотносить их со знаковым изображением. Учить детей называть звуки противоположные по твердости, мягкости.

3 неделя. НОД «Письмо от Колобка»

Учить детей называть первый звук в слове без предварительного интонационного выделения. Закреплять дифференциацию твердых и мягких согласных звуков и отнесение их к определенному знаковому изображению.

4 неделя. Открытое НОД с элементами «ТРИЗ»«В поисках сюрприза».

Закрепить пройденный материал по основным единицам речи: звуку, предложению. Создавать у детей радостное настроение.

Публикации по теме:

Презентация «Организация ОД по речевому развитию с использованием театральной деятельности» Доклад: Организация ОД по речевому развитию с использованием театральной деятельности В своей работе с детьми по развитию речи я часто использую.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию «Буква «Й» для детей 6–7 лет .

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «Осень» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №63 Приморского района г. Санкт-Петербурга Конспект непосредственно.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию «Воробьи» .

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Зимушка-зима» в младшей группе «Зимушка-зима» Образовательная деятельность: Речевое развитие. Интеграция: Художественное - эстетическое развитие, физическая культура,.

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в младшей группе «Зимушка-зима» Образовательная деятельность: Речевое развитие. Интеграция: Художественное - эстетическое развитие, физическая культура, социально-коммуникативное.

Конспект организованной образовательной деятельности «Маленькая страна» по речевому развитию Конспект организованной образовательной деятельности образовательной области Речевое развитие. Развитие лексико-грамматического строя речи.

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «На помощь насекомым» Тема: «На помощь к насекомым» Цель: создание социальной ситуации развития посредством составления описательного рассказа о насекомых. Задачи:.

Кружок по речевому развитию посредством театрализованной деятельности для детей 4–5 лет Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №40» Кружок по речевому развитию посредством театрализованной.

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Волк и три сереньких козлика» Задачи: Развивающие -обогатить эмоциональное, речевое и умственное развитие детей новыми впечатлениями. Прибегая к элементам драматизации,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая направленность деятельности по речевому развитию
Опубликовано: 25 ноября 2019 в 09:41
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическая направленность деятельности по речевому развитию» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Бинерт (УИ 238371) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
30 декабря 2024 понедельник
31 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД