Яковлева Мария
Педагогическая находка «Использование метода детского интервью в развитии коммуникативных навыков старших дошкольников»
▼ Скачать +Заказ
Если бы вас спросили, что такое успех, что бы вы ответили?
Уверена, каждый понимает успех по-своему. Каждый человек хочет быть успешным, и все мы хотим, чтобы наши дети были успешнее нас. Как же воспитывать ребенка, чтобы он был успешной личностью?
Если обратиться к исследованиям, то можно прийти к выводу, что под успешностью ребенка понимается чувство удовлетворения, радости ребенка от результатов собственной деятельности. Академик и педагог Август Соломонович Белкин убежден, что успех должен быть доступен каждому ребенку. Если ребенку удастся добиться успеха в детском саду, то у него есть все шансы на успех во взрослой жизни.
Публикация «Педагогическая находка „Использование метода детского интервью в развитии коммуникативных навыков старших дошкольников“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Успех многогранен, но я бы хотела поделиться с вами своим опытом работы по развитию коммуникативных навыков в дошкольном детстве как одной из сторон успешности личности в целом.
Итак, формирование коммуникативных навыков – одна из важнейших задач речевого и личностного развития дошкольников.
Кем бы не стали сегодняшние дошкольники : учеными, артистами, инженерами, или посвятили свою жизнь семье и детям - умение общаться с другими людьми, договариваться, выражать свои мысли и отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликты, понимать чувства и желания других людей - будет основой их успешности. Об этом свидетельствуют исследования отечественных педагогов, ученых. Львом Семеновичем Выготским было предложено положение о ведущей роли общения в психическом развитии ребенка.
Если мы проанализируем текст федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, то увидим, что он пронизан ориентирами, связанными с умением ребенка взаимодействовать со взрослыми и сверстниками
- Ребенок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам».
- Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, может выражать свои мысли и желания,
- умеет разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
- проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – в том числе, в общении.
Работая с детьми, я столкнулась с тем, что дети часто испытывают трудности в инициировании контакта, далеко не всегда умеют выразить свою точку зрения, не обращают внимания на эмоциональное состояние собеседника.
Также я обратила внимание, что воспитатели, как правило, много внимания уделяют обучению детей умению отвечать на вопросы, и дети достаточно хорошо овладевают этим умением. Но ведь диалог предполагает не только умение отвечать на вопросы, но и задавать их. Мой опыт показал, что некоторые дети подготовительной к школе группы без педагогической поддержки с большим трудом задают вопросы: в беседе, по картине. Я задалась вопросом: Почему так? Ведь ребенок от природы очень любознателен.
Я пришла к выводу, что угасание детской любознательности может быть следствием ряда причин, например, невнимательное отношение родителей к детским вопросам. Причиной могут быть и педагогические ошибки воспитателя : построение образовательного процесса без учета интересов детей, отсутствие выбора в содержании материала, средств и партнеров по деятельности, ориентация на «готовые ответы» детям.
Умение задать вопрос — признак пытливого ума, любознательности. Соответственно, любознательность – есть тот огонек, который подталкивает ребенка к процессу общения с другими людьми.
Я стала размышлять, как же мне решать эти возникшие передо мной педагогические задачи?
Мои размышления и практика навели меня на идею использовать для развития коммуникативных навыков старших дошкольников метод детского интервью. Считаю, что данный метод наиболее полно соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста. Детей начинает интересовать мир социальных отношений.
Для достижения поставленной цели ставлю перед собой ряд педагогических задач.
Расширять представления дошкольников об окружающем мире, поддерживать детскую любознательность и инициативу в разных видах деятельности;
Способствовать развитию речи : формировать грамотность, выразительность речи, расширять словарный запас, развивать планирующую функцию речи;
Формировать умение общаться в паре, группе, коллективе, устанавливать межличностное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, слушать и слышать других;
Формировать навыки ведения диалога;
Способствовать использованию невербальных средств общения;
Развивать умение преодолевать скованность, быть интересным, активным собеседником.
Развивать творческие способности.
Обязательно в своей работе учитываю принципы, закрепленные в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
- построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка,
- поддержания его инициативы,
- сотрудничества детей и взрослых.
Обучение детей умению давать и брать интервью провожу в форме игры, ведь именно игра является ведущим видом деятельности дошкольников.
Начинаю использование метода интервью с детьми с подготовительного этапа.
На начальном этапе я знакомлю детей с профессией журналиста. Предлагаю детям совершить виртуальную экскурсию в телецентр, редакцию газеты, журнала. В процессе таких познавательных мероприятий дошкольники узнают, что в журналистике работают корреспонденты, операторы, телеведущие, дикторы. В группе оборудуем уголок для сюжетно-ролевой игры «Мы журналисты». Ребята знакомятся с техническими средствами, применяемыми в интервью и их предназначением (микрофон, камера, диктофон, блокнот).
На данном этапе провожу занятия с детьми, организованные в формате «телестудии», где корреспондентом является взрослый, а респондентами – дети.
Также на подготовительном этапе провожу игры, направленные на развитие умения отвечать на вопросы и задавать их: это такие игры, как «Да-нет», «Вопрос-ответ», «Кто больше задаст вопросов», «Что мы хотим узнать?» и другие. С целью развития умения задавать вопросы по конкретной теме использую опорные схемы. Например, схема для интервью у представителей разных профессий выглядит так.
Обязательно провожу игры, направленные на развитие у детей умения слушать: «Угадай по голосу», «Угадай стихотворение по первой строчке», «Цепочка слов» и другие.
Развитию умения понимать мимику и пантомимику и использовать ее в общении способствует театрализованная деятельность, а также игры-пантомимы («Что мы делали - не скажем, а покажем», «Загадки без слов», и другие).
Очень важным считаю научить детей работать в паре, микрогруппе. Для этого предлагаю детям такие задания как:
- выполнить одну поделку или рисунок на двоих,
- рассказать четверостишие подгруппой;
- игры «Самая дружная пара», «Пластилин» и другие.
Развитию умения разрешать конфликтные ситуации способствуют такие игры как «Остров конфликтов», «Рассказ от первого лица», приемы «Скамейка примирения», «Мирилки».
На основном этапе воспитанники самостоятельно проводят интервью со взрослыми. На первых порах тему интервью определяет воспитатель, впоследствии дети сами могут определять, что они хотели бы узнать и у кого могут взять интервью.
В этом году большой темой наших интервью стала тема «Профессии».
Сначала мы с ребятами знакомились с профессиями сотрудников детского сада, результаты интервью оформили в виде стенгазеты. Затем мы познакомились с некоторыми другими профессиями: кулинар, спортивный тренер, библиотекарь. Дети сами выбирали, по своему желанию, у кого брать интервью. Мальчиков, как правило интересуют профессии пожарного, спортивного тренера, а девочек – кулинара, медсестры, воспитателя. Результаты интервью представили в форме тележурнала в группе Вконтакте.
Хочу отметить, что метод детского интервью позволяет интегрировать содержание образовательных областей и видов детской деятельности. Так, например, в процессе подготовки и проведения интервью у детей не только формируются коммуникативные способности, но и совершенствуется речь, расширяются представления об окружающем мире.
Об эффективности использования метода интервью в работе со старшими дошкольниками я сужу по результатам педагогической диагностики, отмечаю положительные изменения в коммуникативном развитии детей. Для этого использовала методику «Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу» А. М. Щетининой»
Я отмечаю, что дети стали легче вступать в диалог, задавать больше вопросов, предлагать новые темы для интервью. Мои воспитанники стали более дружными, раскрепощенными.
Конечно же, моя педагогическая находка не содержит ответов на все вопросы, я представила вашему вниманию свой педагогический творческий опыт. Надеюсь, что он мотивировал вас на новые идеи в вашей работе с воспитанниками.
Благодарю вас за внимание!