Светлана Мандрыкина
Использование координационной лестницы в физическом развитии старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он бегает, работает, действует – пусть он находится в движении» Ж. -Ж. Руссо.
Цель: Развитие у детей старшего дошкольного возраста психофизических качеств и двигательно-координационных способностей.
Задачи:
Оздоровительные
1. Укреплять опорно-мышечный аппарат.
2. Формировать правильную осанку.
Публикация «Использование координационной лестницы в физическом развитии старших дошкольников» размещена в разделах
- Координационная скоростная лестница
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
3. Развивать двигательные качества: силу, быстроту, координационные способности, ловкость, выносливость.
Образовательные
1. Формировать двигательные умения и навыки с использованием координационной (скоростной) лестницы.
2. Упражнять в ходьбе, прыжках и беге в ограниченном пространстве, при этом усложняя элементы ОВД и увеличивая темп их выполнения.
3. Учить детей балансировать, сохранять равновесие.
4. Развивать чувство ритма.
Воспитательные
1. Воспитывать самостоятельность, творческий подход, организованность в выполнении заданий, дружеские взаимоотношения.
2. Воспитывать интерес к занятиям физической культуры и, соответственно, желание быть физически здоровыми, ловкими, крепкими и выносливыми.
Оборудование
Лестница, состоящая из прочных нейлоновых лент 4 метра и 10 гибких пластиковых реек (ступеней) и лестница, сформированная из цветного скотча. Ширина лестниц 50 см, расстояние между рейками 37-40 см.
Координационные (скоростные) лестницы лежат на полу. Дети встают в ячейки друг за другом (в колонну) через две клетки.
Характеристика и методические рекомендации по использованию координационно-скоростной лестницы
Координационная (скоростная) лестница – один из самых эффективных и распространенных тренажеров для развития ловкости, скоростных и скоростно-силовых качеств, баланса, координации, маневренности, выносливости. Широко применяется спортсменами во всех подвижных видах спорта (футбола, баскетбола, регби, теннисе и т. д., фитнесе, танцах. Её используют как для индивидуальных, так и для групповых занятий, поточно.
Технологичность
При введении упражнений на скоростной лестнице в занятия по ФК старшим дошкольникам, необходимо соблюдать основные педагогические принципы. Начинать обучение с медленных и контролируемых движений, постепенно усложняя их выполнение. Например, меняется ведущая нога, упражнение выполняется спиной вперед, добавляется работа руками, используется спортивный инвентарь, добавляется музыкальное сопровождение, изменяется темп выполнения упражнений. Но всегда помнить: правильная техника важнее, чем скорость выполнения. Для формирования двигательных навыков следует выполнять упражнения и подходы (круги) многократно.
Прежде, чем приступать к выполнению упражнений на координационной лестнице с детьми следует провести небольшой инструктаж:
- какая должна быть дистанция при передвижении и выполнении элементов; - наступать на планки лестницы нельзя; - при выполнении упражнений спину держать прямо.
И еще методические рекомендации по применению скоростной лестницы:
- необходимо обязательно «размяться» перед выполнением упражнений;
- лестницы следует размещать так, чтобы обеспечить достаточно свободного пространства с обоих концов лестниц и по обе стороны от них;
- работа рук и ног должна соответствовать скорости передвижения и амплитуде выполняемых упражнений. Активная работа руками помогает «поймать» ритм и упрощает выполнение заданий. Кроме того, руки являются балансиром, поддерживающим равновесие в ограниченном пространстве тренажера и позволяющим выполнять элементы более резко и активно;
- соблюдать правильную технику выполнения основных упражнений;
- избегать утомления! Чередовать выполнение ОВД на лестнице с элементами стретчинга или перерывами 30 – 60 секунд между подходами.
Примерный комплекс оздоровительной гимнастики (разминки) с музыкальным сопровождением:
1. И. п. – основная стойка. 1 – шаг правой вправо, руки в стороны; 2 – встать на носки, руки вверх; 3 – стойка ноги врозь, руки в стороны; 4 – и. п. То же влево. (по 3-4 раза)
2. И. п. – о. с. 1- шаг правой вправо, руки на бедра; 2 – наклон влево, правая рука вверх; 3 – стойка ноги врозь, руки на бедра; 4 – и. п. (по 3-4 раза)
3. И. п – о. с. 1 – шаг правой вправо с наклоном вперёд прогнувшись, руки в стороны; 2-3 – пружинистый наклон вперёд; 4 – и. п. То же влево (по 3-4 раза)
4. И. п. – стойка ноги врозь, руки отведены назад. 1-2 – полуприсед на носках, руки вперёд (плавно); 3-4 – и. п. (6-8 раз)
5. И. п. – присед в узкой стойке ноги врозь, руки на носках; 1-3 – выпрямляя ноги (плавно, наклон вперёд с опорой рук на носки; 4 – и. п. (6-8 раз)
6. И. п. – широкая стойка ноги врозь (за пределы ячейки, руки за спиной; 1-2 – выпад вправо, правая рука вперёд; 3-4 – и. п. То же влево (по3-4 раза)
Далее переходим к основным упражнениям и передвижениям на дорожке.
Примерный комплекс упражнений (в ходьбе, беге и прыжках) на координационно-скоростной лестнице:
1. И. п, - стоя лицом к лестнице. Ходьба на носках, каждый раз наступая в следующую ячейку лестницы, руки вверх.
2. И. п. – стоя лицом к лестнице. Ходьба на пятках, каждый раз наступая в следующую ячейку лестницы, руки за голову.
3. И. п. – стоя лицом к лестнице. Ходьба широким приставным шагом, переступая через одну ячейку лестницы, руки свободно балансируют.
4. И. п. – стоя спиной к лестнице. Ходьба приставным шагом, спиной вперёд, наступая на каждую ячейку лестницы.
5. И. п. – стоя лицом к лестнице. Ходьба приставным шагом в ячейки чередуя с широким шагом ноги врозь, наступая справа и слева от лестницы (спиной).
6. И. п. – стоя справа от лестницы лицом к ней. Двойное зашагивание в ячейку с перемещением: а) левым боком лицом вперёд и б) правым боком лицом вперёд с ускорением. Руки согнуты и свободно балансируют.
7. И. п. – стоя слева от лестницы спиной к ней. Двойное зашагивание в ячейку с перемещением: а) левым боком спиной вперед и б) правым боком спиной вперед с ускорением. Руки согнуты и свободно балансируют.
Элементы ходьбы окончены. Важно выполнить растяжку, чтобы мышцы успели восстановиться. Помните: отдыхаем всегда активно!
И. п. – о. с. 1-4 широкий выпад вперёд, с опорой руками на согнутое колено. То же с другой ноги. (по 4-6 раз)
9. И. п. – стоя справа от лестницы лицом вперед (или боком к ней). Вбегание правой ногой в первую и следующие ячейки. Руки согнуты и балансируют.
10. То же, что и №9, но вбегание левой ногой и спиной вперёд.
11. И. п. – стоя лицом к лестнице. Бег с правой ноги, наступая в каждую ячейку двумя ногами.
12. То же, что и №11, но бег с левой ноги, в каждую ячейку двумя ногами.
13. И. п. – стоя лицом к лестнице. Забежать во вторую ячейку двумя ногами, вернуться спиной в первую ячейку, затем забежать двумя ногами в третью ячейку, вернуться спиной во вторую и т. д. Руки свободно балансируют.
14. Бег с высоким подниманием бедра, руки согнуты, балансируют.
15. Бег с захлёстыванием голени, наступая в каждую ячейку, руки на пояс.
16. Бег, перешагивая через одну ячейку (широким шагом).
Элементы бега окончены, переходим к прыжковым упражнениям. Но не забываем восстанавливаться. Растягиваемся!
И. п. – о. с. 1-4 полуприсед, стопу положить на опорную ногу, руки вперёд (небольшой наклон вперед, плечи над стопой). То же на другой ноге.
17. И. п. – стоя лицом к лестнице, прыжки вперед. В первую ячейку – ноги вместе, во вторую – ноги врозь снаружи ячейки и т. д.
18. И. п. – стоя спиной к лестнице, прыжки назад в каждую ячейку: ноги вместе – ноги врозь.
19. И. п. – стоя лицом к лестнице, прыжки «Классики». В каждую ячейку впрыгивание двумя ногами, а снаружи – на одну ногу, меняя правую-левую.
20. И. п. – стоя лицом к лестнице. Прыжки на двух через одну–две ячейки.
После прыжковых упражнений выполним элементы стретчинга:
1. Из глубокого (низкого) выпада вперед, с опорой на руки плавный переход с правой на левую ногу, опираясь руками об пол. 2. Наклон вперед согнувшись ноги вместе - ноги врозь с опорой на руки.
Заключение
Координационно-скоростная лестница является самым доступным и эффективным средством для развития двигательно-координационных качеств. Используя данный тренажер легко регулировать уровень нагрузки, что позволяет заниматься на нем абсолютно всем желающим. Удобство в использовании, простота и оперативность сборки, а также мобильность и компактность позволяет заниматься на тренажере практически везде!
Повторяя одни и те же упражнения, постепенно увеличивая темп, мозг и нервная система приучается к более быстрым движениям – именно так достигается стабильный прогресс! Регулярные занятия на данном тренажере, правильно подобранные упражнения, их разнообразие и дозировка, сделают занятия по физической культуре интереснее и результативнее, а самих детей – ловкими, сильными, быстрыми, выносливыми и координированными!