МААМ-картинки

Использование развивающих игр с логико-математическим содержанием в познавательном развитии дошкольников (8 фото)

Лариса Богодухова
Использование развивающих игр с логико-математическим содержанием в познавательном развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА

«Использование развивающих игр с логико-математическим содержанием

в познавательном развитии»

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования диктуют ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников. Частью образовательной области «Познавательное развитие» является формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.

Публикация «Использование развивающих игр с логико-математическим содержанием в познавательном развитии дошкольников» размещена в разделах

Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Наблюдая за работой детей с дидактическими материалами, я обратила внимание на то, что не у всех детей это получается хорошо. Одному ребенку нужно немного помочь, а другому требуется длительное обучение и тренировка. У детей старшей группы слабо развито логическое мышление, они затрудняются в решении простых задач, не умеют доказывать свое решение, сравнивать, классифицировать по нескольким признакам. И всё это сказывается на дальнейшем развитии и обучении детей в школе. Демонстрация образцов и приемов работы приводила к тому, что в группе более половины детей не могли самостоятельно приступить к работе, боясь, что выполнят «не так, неправильно»; ждали указаний от воспитателя.

В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям и подготовить детей к обучению в школе.

Воплощая идею Л. С. Выготского о том, что только то обучение является хорошим, которое «забегает вперед развития» ребенка, я стремилась ориентироваться не на достигнутый детьми уровень, а чуть забегая вперед, чтобы дети могли приложить некоторые усилия для овладения материалом. Интеллектуальный труд очень нелегок и, учитывая возрастные особенности детей, понимаю и помню, что основной метод развития – проблемно-поисковый и главная форма организации детской деятельности – игра.

Для организации образовательного процесса, отобрала формы, методы и приемы, используемые при работе с детьми, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей: наглядный, практический, проблемно-поисковый, словесный, элемент загадочности, создание воображаемой ситуации, использование технических средств, музыкального образа.

Формы и методы организации работы с детьми:

- совместная игра воспитателя с ребенком;

- самостоятельная деятельность детей;

- математические праздники и развлечения;

- занятия - игры

- отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, чтение математических сказок.

Эффективность реализации математических задач во многом зависит от содержания предметно-игровой среды; наиболее значимыми элементами которой являются: настольно-печатные игры; логические задачи, художественно - литературный материл; танграмм, пифагор, внимание - угадай, лабиринты; логические блоки Дьенеша; кубики «Сложи узор»; счётные палочки Кюизенера и др.

На основании выше сказанного мною была разработана система специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей.

Задачи, поставленные игрой, требуют сосредоточения внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения. В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер. Чтобы дети понимали и принимали замысел игры, усваивали игровые действия и правила, стараюсь давать четкие указания, объяснения. Направляю игру репликами, вопросами, незаметно поддерживала инициативу детей, усилия более слабых и поощряю их успехи, создаю условия для проявления самостоятельности.

Палочки Кюизенера использую как игровой материал. Дети играют с ними, как с обыкновенными палочками, создают различные конструкции. При обследовании палочек, установлении их свойств, подвожу детей к тому, что с помощью палочек можно считать, измерять, выполнять вычисления и разнообразные практические действия. Использование чисел в цвете позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения. Выделение цвета и длины палочек помогает детям освоить ключевые для их возраста средства познания – сенсорные эталоны (эталоны цвета, размера) и такие способы познания, как сравнение, сопоставление предметов (по цвету, длине, ширине, высоте). Например:

«Цветная лестница».

Цель: Упражнять различать и группировать палочки по длине, цвету. Учить использовать в речи слова : такая же, одинаковые и т. д. ;

«Вагончики».

Цель: Развивать у детей количественное представление. Развивать умение соотносить цвет и число, и, наоборот, число и цвет.

«Путешествие Карандаша».

Цель: Развивать пространственные представления; продолжать изучение состава чисел и подготовку к пониманию позиционного принципа записи чисел.

«Дели – давай».

Цель: Использование палочек при освоении детьми деления целого на части (дробных чисел).

фото

Использование развивающих игр с логико-математическим содержанием в познавательном развитии дошкольников

В процессе разнообразных действий с логическими блоками Дьенеша (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение) дети овладевают различными мыслительными умениями. К их числу относятся умение анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования, а также логические операции «не», «и», «или».

Пример:

«Помоги Чебурашке».

Цель: Упражнять детей в группировке геометрических фигур. Развивать наблюдательность, внимание, память.

«Автотрасса»

Цель: Развитие умений выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства эти свойства от других, составлять алгоритм простейших действий.

«Помоги Незнайке»

Цель: Учить осуществлять зрительно – мыслительный анализ способа разложения фигур. Закрепить представления о свойствах геометрических фигур.

«Игры с обручами».

Цель: Формирование операции классификации блоков по двум, трём, четырьмя признакам с использованием кодов и без них. Определение областей пересечения в играх с обручами.

Фото №1 Частью образовательной области Познавательное развитие является формирование элементарных Фото №2 Игры и дидактические пособия по ФЭМП математических представлений детей дошкольного возраста Фото №3 Публикация Использование развивающих игр с логико математическим содержанием в познавательном развитии дошкольников размещена в разделах Дидактические игры Игры для детей Математика

Во время игры с кубиками «Собери узор» дети анализировали, рассматривали, сравнивали, манипулировали кубиками. Задачи даю ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомила его с разными способами передачи информации. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке. Поэтому нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом.

Строя модель, осуществляя практические действия, ребенок учится все делать сам.

Например в играх:

«Магазин ковров».

Цель: Учить определять стороны куба в соответствии с образцом узора. Развивать пространственное воображение, внимание.

«Путешествие в лесу».

Цель: Упражнять детей выкладывать образы животных из кубиков, по принципу зеркального отражения.

«Строители».

Цель: Учить переносить узор на квадратный лист бумаги, разбитый на 16 квадратов. Развивать логическое мышление, комбинаторику, внимание.

Разрабатывая содержание игровых занятий, и применяя их в своей работе, я пришла к выводу, что использование игровых ситуаций в обучающем процессе не должно быть случайным. Каждое использование игровой ситуации имеет свое место и время: определенный период изучения тех или иных тем, когда дети уже приобрели необходимые знания и овладели нужными способами деятельности и могут перенести их в нестандартные ситуации, использовать при решении свой практический опыт, знания, умения.

На игровые занятия в гости к детям приходили различные персонажи, знакомые по литературным произведениям, мультфильмам: Буратино, Незнайка, Смешарики, зверюшки, насекомые. Привычные игрушки обращались к детям за помощью, попадая в затруднительное положение, или просили детей научить их тому, чего не знают. Обычное занятие превращалось в путешествие, а дети попадали то в волшебный лес, то в чудесную сказку или мастерскую. Они становились фотографами или художниками, следопытами или волшебниками, космонавтами или строителями. Часто по окончании подобных занятий дети спрашивали: «А когда мы еще так поиграем?».

Фото №4 Игры и дидактические пособия по ФЭМП Математика Фото №5 Математические представления ФЭМП Развитие ребенка

Данные занятия я строила на интеллектуальном развлекательном содержании и использовала в вариативной образовательной работе с детьми. Исходя из сказанного, я сделала вывод, что проведение занятий в игровой форме, с использованием дидактических игр и занятий – развлечений помогает детям легче усваивать материал, закреплять полученные ранее знания и умения. Значение этих занятий состоит в том, что они выполняют различные функции: выявление, закрепление знаний и умений, способов действий, сообщение новых знаний и помогают детям более легко усвоить сложный математический материал.

В нашем детском саду существует сочетание традиционного дошкольного образования с дополнительным образованием. Наши воспитанники имеют возможность заниматься в различных кружках по интересам.

Тематическое планирование разработано на основе дидактических игр и упражнений различной направленности, развивающих логико-математическое абстрактное мышление дошкольников, как базу навыков учебной деятельности. Все игры систематизированы по трё м основным видам:

- игры с логическими блоками,

- игры с палочками Кюизенера,

- игры с кубиками «Сложи узор».

В программе представлен разнообразный дидактический материал: дидактические игры, ребусы, мнемомеханические таблицы, карточки с поисковым заданием, подборка стихотворного материала.

Фото №6 Материалы для педагогов Темочки Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к Фото №7 Наблюдая за работой детей с

Большое значение также имеет приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу. Для этого я использовала разнообразные формы работы с родителями. Проводила индивидуальные беседы, консультации, открытые занятия. Родителям были предложены следующие дидактические игры: «счет в дороге», «сколько вокруг машин?», «мячи и пуговицы», «далеко ли это?», «угадай сколько, в какой руке», «счет на кухне», «сложи квадрат».

Во время бесед с родителями, рекомендовала им собирать занимательный материал, организовывать совместные игры с детьми, постепенно создавать домашнюю игротеку, рассказывала, какие игры вместе с детьми можно сделать своими руками: «Составь узор», «Какая фигура лишняя?», «Какой день недели спрятался?» и многие другие. Для родителей оформила стенд «Занимательная математика» и папки-передвижки. Организовывала с детьми математические праздники, КВН, вечера досуга, приглашала на них родителей, чтобы они сами могли увидеть и оценить знания и умения детей.

Организация такой работы с родителями способствовала формированию у них творчества, изобретательности, повышению их педагогической культуры. Считаю, что только совместная работа воспитателей и родителей по обучению детей математике через игру, будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке к обучению в школе.

И в конце хочу подтвердить мысль Людмилы Георгиевны Петерсон о том, с дошкольниками заниматься нельзя. «С ребенком надо играть, играть заинтересованно и увлеченно, и тогда наградой нам будут их горящие глаза и желание играть еще и еще»

Пусть радость развлечения постепенно перейдет в радость учения!

Публикации по теме:

Использование ИКТ в познавательном развитии дошкольников Самоанализ работы над темой: «Использование ИКТ в познавательном развитии дошкольников» воспитатель МАДОУ ДС № 1 «Белоснежка», Тарара.

Инновационный педагогический опыт работы. Использование развивающих игр в развитии математических представлений у дошкольников Инновационный педагогический опыт работы «Использование развивающих игр в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста».

Использование игр музейного содержания в развитии речи дошкольников Использование игр музейного содержания в развитии речи дошкольников Задачи: Познакомить с историей возникновения хлеба. Раскрыть значимость.

Использование развивающих игр В. В. Воскобовича при обучении старших дошкольников математикеИспользование развивающих игр В. В. Воскобовича при обучении старших дошкольников математике Развитие интеллектуальных способностей в дошкольном возрасте происходит более успешно, если в работе применяются инновационные технологии.

Использование многофункционального пособия «Экопутешествие в тайгу» в познавательном развитии детей Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Я хочу,.

Конспект НОД «Использование поисково-исследовательской деятельности в познавательном развитии ребенка» НОД по теме «Использование поисково-исследовательской деятельности в познавательном развитии ребенка в старшей группе». Составила: Шахбанова.

Педагогический проект «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников» Педагогический проект «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников» Автор проекта – Осипова К. А. ,.

Развитие цветовосприятия у дошкольников в совместной деятельности, использование развивающих игр Сообщение из опыта работы: «Развитие цветовосприятия у дошкольников в совместной деятельности, использование развивающих игр В. В. Воскобовича».

Использование развивающих игр как средство развития познавательной активности старших дошкольников В настоящее время наблюдается интенсивный рост экспериментальных исследований познавательной активности ребенка - дошкольника. Одним из.

Место развивающих игр с математическим содержанием в системе обучения детей старшего дошкольного возраста математике «Место развивающих игр с математическим содержанием в системе обучения детей старшего дошкольного возраста математике» Составила: Степаненко.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование развивающих игр с логико-математическим содержанием в познавательном развитии дошкольников
Опубликовано: 22 января 2019 в 10:55
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование развивающих игр с логико-математическим содержанием в познавательном развитии дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Богодухова (УИ 1802800) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД