Лариса Богодухова
Использование развивающих игр с логико-математическим содержанием в познавательном развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА
«Использование развивающих игр с логико-математическим содержанием
в познавательном развитии»
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования диктуют ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников. Частью образовательной области «Познавательное развитие» является формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.
Публикация «Использование развивающих игр с логико-математическим содержанием в познавательном развитии дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Наблюдая за работой детей с дидактическими материалами, я обратила внимание на то, что не у всех детей это получается хорошо. Одному ребенку нужно немного помочь, а другому требуется длительное обучение и тренировка. У детей старшей группы слабо развито логическое мышление, они затрудняются в решении простых задач, не умеют доказывать свое решение, сравнивать, классифицировать по нескольким признакам. И всё это сказывается на дальнейшем развитии и обучении детей в школе. Демонстрация образцов и приемов работы приводила к тому, что в группе более половины детей не могли самостоятельно приступить к работе, боясь, что выполнят «не так, неправильно»; ждали указаний от воспитателя.
В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям и подготовить детей к обучению в школе.
Воплощая идею Л. С. Выготского о том, что только то обучение является хорошим, которое «забегает вперед развития» ребенка, я стремилась ориентироваться не на достигнутый детьми уровень, а чуть забегая вперед, чтобы дети могли приложить некоторые усилия для овладения материалом. Интеллектуальный труд очень нелегок и, учитывая возрастные особенности детей, понимаю и помню, что основной метод развития – проблемно-поисковый и главная форма организации детской деятельности – игра.
Для организации образовательного процесса, отобрала формы, методы и приемы, используемые при работе с детьми, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей: наглядный, практический, проблемно-поисковый, словесный, элемент загадочности, создание воображаемой ситуации, использование технических средств, музыкального образа.
Формы и методы организации работы с детьми:
- совместная игра воспитателя с ребенком;
- самостоятельная деятельность детей;
- математические праздники и развлечения;
- занятия - игры
- отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, чтение математических сказок.
Эффективность реализации математических задач во многом зависит от содержания предметно-игровой среды; наиболее значимыми элементами которой являются: настольно-печатные игры; логические задачи, художественно - литературный материл; танграмм, пифагор, внимание - угадай, лабиринты; логические блоки Дьенеша; кубики «Сложи узор»; счётные палочки Кюизенера и др.
На основании выше сказанного мною была разработана система специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей.
Задачи, поставленные игрой, требуют сосредоточения внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения. В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер. Чтобы дети понимали и принимали замысел игры, усваивали игровые действия и правила, стараюсь давать четкие указания, объяснения. Направляю игру репликами, вопросами, незаметно поддерживала инициативу детей, усилия более слабых и поощряю их успехи, создаю условия для проявления самостоятельности.
Палочки Кюизенера использую как игровой материал. Дети играют с ними, как с обыкновенными палочками, создают различные конструкции. При обследовании палочек, установлении их свойств, подвожу детей к тому, что с помощью палочек можно считать, измерять, выполнять вычисления и разнообразные практические действия. Использование чисел в цвете позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения. Выделение цвета и длины палочек помогает детям освоить ключевые для их возраста средства познания – сенсорные эталоны (эталоны цвета, размера) и такие способы познания, как сравнение, сопоставление предметов (по цвету, длине, ширине, высоте). Например:
«Цветная лестница».
Цель: Упражнять различать и группировать палочки по длине, цвету. Учить использовать в речи слова : такая же, одинаковые и т. д. ;
«Вагончики».
Цель: Развивать у детей количественное представление. Развивать умение соотносить цвет и число, и, наоборот, число и цвет.
«Путешествие Карандаша».
Цель: Развивать пространственные представления; продолжать изучение состава чисел и подготовку к пониманию позиционного принципа записи чисел.
«Дели – давай».
Цель: Использование палочек при освоении детьми деления целого на части (дробных чисел).
фото
В процессе разнообразных действий с логическими блоками Дьенеша (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение) дети овладевают различными мыслительными умениями. К их числу относятся умение анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования, а также логические операции «не», «и», «или».
Пример:
«Помоги Чебурашке».
Цель: Упражнять детей в группировке геометрических фигур. Развивать наблюдательность, внимание, память.
«Автотрасса»
Цель: Развитие умений выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства эти свойства от других, составлять алгоритм простейших действий.
«Помоги Незнайке»
Цель: Учить осуществлять зрительно – мыслительный анализ способа разложения фигур. Закрепить представления о свойствах геометрических фигур.
«Игры с обручами».
Цель: Формирование операции классификации блоков по двум, трём, четырьмя признакам с использованием кодов и без них. Определение областей пересечения в играх с обручами.
Во время игры с кубиками «Собери узор» дети анализировали, рассматривали, сравнивали, манипулировали кубиками. Задачи даю ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомила его с разными способами передачи информации. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке. Поэтому нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом.
Строя модель, осуществляя практические действия, ребенок учится все делать сам.
Например в играх:
«Магазин ковров».
Цель: Учить определять стороны куба в соответствии с образцом узора. Развивать пространственное воображение, внимание.
«Путешествие в лесу».
Цель: Упражнять детей выкладывать образы животных из кубиков, по принципу зеркального отражения.
«Строители».
Цель: Учить переносить узор на квадратный лист бумаги, разбитый на 16 квадратов. Развивать логическое мышление, комбинаторику, внимание.
Разрабатывая содержание игровых занятий, и применяя их в своей работе, я пришла к выводу, что использование игровых ситуаций в обучающем процессе не должно быть случайным. Каждое использование игровой ситуации имеет свое место и время: определенный период изучения тех или иных тем, когда дети уже приобрели необходимые знания и овладели нужными способами деятельности и могут перенести их в нестандартные ситуации, использовать при решении свой практический опыт, знания, умения.
На игровые занятия в гости к детям приходили различные персонажи, знакомые по литературным произведениям, мультфильмам: Буратино, Незнайка, Смешарики, зверюшки, насекомые. Привычные игрушки обращались к детям за помощью, попадая в затруднительное положение, или просили детей научить их тому, чего не знают. Обычное занятие превращалось в путешествие, а дети попадали то в волшебный лес, то в чудесную сказку или мастерскую. Они становились фотографами или художниками, следопытами или волшебниками, космонавтами или строителями. Часто по окончании подобных занятий дети спрашивали: «А когда мы еще так поиграем?».
Данные занятия я строила на интеллектуальном развлекательном содержании и использовала в вариативной образовательной работе с детьми. Исходя из сказанного, я сделала вывод, что проведение занятий в игровой форме, с использованием дидактических игр и занятий – развлечений помогает детям легче усваивать материал, закреплять полученные ранее знания и умения. Значение этих занятий состоит в том, что они выполняют различные функции: выявление, закрепление знаний и умений, способов действий, сообщение новых знаний и помогают детям более легко усвоить сложный математический материал.
В нашем детском саду существует сочетание традиционного дошкольного образования с дополнительным образованием. Наши воспитанники имеют возможность заниматься в различных кружках по интересам.
Тематическое планирование разработано на основе дидактических игр и упражнений различной направленности, развивающих логико-математическое абстрактное мышление дошкольников, как базу навыков учебной деятельности. Все игры систематизированы по трё м основным видам:
- игры с логическими блоками,
- игры с палочками Кюизенера,
- игры с кубиками «Сложи узор».
В программе представлен разнообразный дидактический материал: дидактические игры, ребусы, мнемомеханические таблицы, карточки с поисковым заданием, подборка стихотворного материала.
Большое значение также имеет приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу. Для этого я использовала разнообразные формы работы с родителями. Проводила индивидуальные беседы, консультации, открытые занятия. Родителям были предложены следующие дидактические игры: «счет в дороге», «сколько вокруг машин?», «мячи и пуговицы», «далеко ли это?», «угадай сколько, в какой руке», «счет на кухне», «сложи квадрат».
Во время бесед с родителями, рекомендовала им собирать занимательный материал, организовывать совместные игры с детьми, постепенно создавать домашнюю игротеку, рассказывала, какие игры вместе с детьми можно сделать своими руками: «Составь узор», «Какая фигура лишняя?», «Какой день недели спрятался?» и многие другие. Для родителей оформила стенд «Занимательная математика» и папки-передвижки. Организовывала с детьми математические праздники, КВН, вечера досуга, приглашала на них родителей, чтобы они сами могли увидеть и оценить знания и умения детей.
Организация такой работы с родителями способствовала формированию у них творчества, изобретательности, повышению их педагогической культуры. Считаю, что только совместная работа воспитателей и родителей по обучению детей математике через игру, будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке к обучению в школе.
И в конце хочу подтвердить мысль Людмилы Георгиевны Петерсон о том, с дошкольниками заниматься нельзя. «С ребенком надо играть, играть заинтересованно и увлеченно, и тогда наградой нам будут их горящие глаза и желание играть еще и еще»
Пусть радость развлечения постепенно перейдет в радость учения!