Аурика Алтайская
Использование развивающих игр как средство развития познавательной активности старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время наблюдается интенсивный рост экспериментальных исследований познавательной активности ребенка - дошкольника. Одним из направлений изучения познавательной активности детей дошкольного возраста является изучение и проявление её в игровой деятельности. Игровая деятельность представлена следующими видами игр: игры с правилами, сюжетно-ролевыми, строительными, словесными и дидактическими, но именно обучающие игры являются средством формирования познавательной активности – ребенок не только познает, но и получает новые знания, закрепляет их.
Публикация «Использование развивающих игр как средство развития познавательной активности старших дошкольников» размещена в разделах
В «Конвенции о правах ребенка», ст. 29. говорится: «Образовательные учреждения должны развивать личность ребёнка, его таланты, умственные и физические способности.»[1]. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н. Н. Подьяков так же справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.
В базовом компоненте дошкольного образования говорится о том, что ребёнок должен иметь представление о познавательной активности в собственном развитии, интересоваться особенностью своего восприятия, памяти, воображения, мышления; владеть начальными формами исследований, экспериментирования, элементарно изучать окружающий мир. В законе «Об образовании» указано, что детский сад является первым уровнем общего образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе [2]. Это накладывает особую ответственность на то, как будет осуществляться педагогический процесс в ДОУ. Не так давно, в детском саду преобладал традиционный (информационный) метод обучения, который не стимулировал в достаточной мере развитие познавательных процессов и способностей ребёнка. В настоящее время широко используется проблемно-игровая технология (экспериментальная деятельность, развивающие игры, дающие ребёнку возможности самосовершенствоваться.
Сейчас дошкольное образование становится самостоятельным уровнем образования и регулируется федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). По имеющимся в психологии данным, необычный умственный подъём в детские годы наиболее перспективен именно в тех случаях, когда ему сопутствует увлечённость чем-то, тяготение к каким-нибудь определённым видам занятий.
Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста – это поощрение воспитателем стремления детей учиться. Желание ребёнка получать и анализировать информацию, искать ей применение в своей жизни – самый ценный результат обучения. Формирование познавательной активности влияет на характер ребенка, особенно на развитие его поведенческих стереотипов, а они в свою очередь, сказываются на уровне образования в будущем. Стремление к знаниям – это средство обучения. Когда формирование познавательной активности закончено, любознательность детей становится результатом труда воспитателя.