Сухова Светлана Борисовна
Использование многофункционального пособия «Экопутешествие в тайгу» в познавательном развитии детей
▼ Скачать + Заказать документы
Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Я хочу, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Деятельность людей продолжает вносить глубокие изменения в окружающую природу, поставив тем остро проблему выживания человеческого рода. Учёные считают, что непременным условием выживания является совершенствование самого человека, поднятие его нравственных качеств в современном мире. Для реализации этого условия исключительную роль играет экологическое воспитание.
Публикация «Использование многофункционального пособия „Экопутешествие в тайгу“ в познавательном развитии детей» размещена в разделах
Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экокультуры, необходимо воспитывать с ранних лет, так как дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека.
Игра предназначена для реализации образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическо развитие».
Возраст участников: 4-7 лет
Количество участников: индивидуально, до 5 человек.
Цель: Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, формирование начал экологической культуры.
Задачи:
- сформировать правильное отношение к лесным обитателям;
- расширить знания детей о правилах поведения в лесу;
- учить различать и называть характерные особенности объектов живой природы;
- устанавливать связь между средой обитания и образом жизни;
- формировать чувство ответственности за сохранение родной природы;
- формировать основы безопасного поведения в природе;
- развивать речевое творчество, память, внимание, любознательность, мышление;
- учить конструктивно-моделированным навыкам работы с фетром;
- закреплять умения играть сообща, выполняя правила игры.
С помощью многофункциональной игры :
Воспитанники научатся:
1. Понимать свою роль в окружающем мире.
2. Осознавать последствия своих действий во взаимоотношении с природой.
3. Знать экологические особенности родного края.
4. Дети приобретают навыки бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира.
5. Наличие разных вариантов в игре, позволит детям решать и моделировать возникшие проблемные ситуации.
6. У детей будет сформирована произвольная регуляция поведения, через выработку умений соблюдать правила игры.
7. Между детьми укрепятся дружеские взаимоотношения, дети научатся работать совместно.
Ход практической части МАСТЕР-КЛАССа:
Игра-панно универсально. Включает в себя широкий спектр познавательных действий : дети знакомятся с животным и растительным миром природного края, с детьми можно закреплять счет, цвет и величину, пространственное отношение.
Так как фетр очень приятен на ощупь и податлив, дети с удовольствием конструируют и моделируют из него любые предметы, используют шаблоны.
Вариантов игр с данным панно много. Детям предлагаются различные проблемные ситуации, например: «Если в лесу беда» (Если в лесу не будет ягод и грибов, (Если все птицы улетят из леса, что произойдёт с другими обитателями) и т. д; «Как мы спасаем лес»- дети представляют себя лесниками, и должны придумать план спасения леса от пожара; «О чём говорят цветы и деревья» - детям предоставляется возможность представить себя цветами и подумать, о чём могут разговаривать два цветка на лугу; «Защита окружающей среды» - один ребёнок из команды говорит как люди должны заботиться об окружающей среде, второй ребёнок – как люди уничтожают окружающую среду и т. д.
А также может служить хорошим фоном для развития сюжетных игр :
«Поход в лес», «Экскурсия в лес», «Прогулка в парк».
Выбирая различные варианты и проблемные ситуации для игр, я изучила новую современную технологию «Геокешинг». Применяя панно, я с ребятами попробовала создать поисковые ситуации: найти клад Леопольда, найти лекарственные травы, помочь белочке найти запасы и др.
А сейчас я предлагаю Вам поиграть, а для игры мне нужны 2 команды.
1 команда – «Искатели».
Игра, в технологии – геокешинг –Поиск клада.
2 команда «Добрые сердца». Игра с использованием общественного движения-волонтерства. Обе команды получат задание, в котором должно использоваться многофункцианальное панно.
В ходе игры вы решаете проблемные ситуации, используя элементы конструктивно-моделированной деятельности в работе с фетром. В заключении каждая команда должна презентовать вариант своей игры.
Ведущий предлагает участникам занять места, раздает шарфы (атрибуты).
Уважаемые участники! Послушайте легенду: «В давние времена небесный Создатель решил раздать свои сокровища людям, чтобы они служили им, чтобы у людей была широкая и вольготная жизнь, благодать и изобилие. Однако, когда он пролетал над Якутией, ему стало так холодно, что он рассыпал все сокровища над ней.
И вот теперь перед командой «Искатели» стоит задача: изготовить из фетра драгоценные камни (небольшого размера).
А я спрячу тайник на панно. А игроки команды «Искатели» по навигатору должны найти клад.
Ведущий показывает сундучок с натуральными камнями, игроки знакомятся и отгадывают названия камней (горный хрусталь, хромдиопсид, аметист, слюда).
Вторая команда будет добровольцами и волонтёрами, команда «Добрые сердца», которые очень приветствуются в нашем обществе. Вручаем вам отличительные атрибуты: шарфики. Первая задача: вам предлагается поучаствовать в Экологической акции: «Чистая планета» – необходимо навести порядок, собрать мусор в природе; Вторая задача: смоделировать предметы, сооружения, - для островка отдыха в природной зоне для взрослых и детей, для их совместного отдыха. И сделать это нужно тоже из фетра. (песочница, скамейки, качели, урны для мусора и т. д.)
В заключении каждая команда презентует варианты игры.
Закончить свой мастер-класс я хочу словами Константина Дмитриевича Ушинского, который предлагал «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для умственного и словесного развития.
ПРИЛОЖЕНИЯ:
1. Книжка- раскладушка «Девчонкам и мальчишкам секреты умной книжки!»;
2. Загадки о животных и растениях Якутии;
3. Дидактическая игра: «Запрещающие знаки. Правила поведения в природе»;
4. Картотека дидактических игр по экологии (для использования к многофункциональному пособию «Экопутешествие в тайгу»);
Используемая литература :
• Васильев Н. И. История Якутии: (с древнейших времён до 1917г.) : учеб. Пособие для ст. кл. сред. шк. /Н. И. Васильев; 2-е изд. -Якутск: Бичик, 2007.
• Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. - М. : Мозаика-Синтез, 2016.- 80с.
• Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала: Подготовительная к школе группа. - М. : Мозаика-Синтез, 2014. – 64с.
• Чебан, М. И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6. - С. 50-54.
• Казаручик, Г. Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников // Ребенок в детском саду. - 2005. - № 2. - С. 38-41
• Бодраченко, И. В. Дидактические игры по экологии // Ребенок в детском саду. – 2011. - № 1. – С. 73-74; №2. – С. 52-53.
• Николаева, С. Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 5.
• Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.
• Федотова, А. М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с.