Элиза Шахбанова
Конспект НОД «Использование поисково-исследовательской деятельности в познавательном развитии ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по теме «Использование поисково-исследовательской деятельности в познавательном развитии ребенка в старшей группе».
Составила: Шахбанова Элиза Ахмедовна
МБОУ ЦРР №62 г. Махачкалы
«Путешествие в Цветочный город»
Цель: посредством поисково- исследовательской деятельности поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта собственной исследовательской деятельности.
Публикация «Конспект НОД „Использование поисково-исследовательской деятельности в познавательном развитии ребенка“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
[b]Задачи
- Формирование целостного мировидения в результате экспериментирования.
- Учить осторожно обращаться с незнакомыми веществами.
-Познакомить детей со свойством магнита притягивать металлические предметы.
- Научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов.
- Формировать представление о свойствах мыльного раствора.
- Дать детям почувствовать радость открытий, развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Приключения Незнайки и его друзей», чтение произведений Н. Носова, энциклопедий, рассматривание иллюстраций.
Материалы: визитки «ученый – исследователь», письмо, компьютер, проектор. Схемы к каждому опыту, изображение корабля, йод, шприцы, вода, розетки, чайные ложки, губка, тарелочки, зубочистки, сода, лимонная кислота, уксус, воздушные шарики, цветочки, магниты, железные, пластмассовые, деревянные детали, трубочки, баночки синей, желтой и красной краски, макет вулкана-гейзера, одноразовые стаканчики, салфетки, кисточки, раскраска Незнайка.
Ход занятия.
Вход (под гимн Незнайки).
Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько у нас гостей, давайте поздороваемся с ними. Ведь у нас в Дагестане гостям всегда рады, это для нас праздник.
Ребята, вы любите мультфильмы? (да). Да, а вот я их тоже люблю. Среди всех мультфильмов, мой самый любимый - это «Приключение Незнайки и его друзей». Я хочу его вам показать. (показывают фрагмент из мультфильма). Вы узнали этого веселого озорника, непоседу Незнайку? Интересно что на этот раз он натворит? И это мы узнаем из этого письма. Ребята, я сегодня получила письмо, из Цветочного города в котором живут Незнайка и его друзья, от астронома Стекляшкина.
Давайте посмотрим что написано в письме:
«Здравствуйте, ребята! Нам очень нужна ваша помощь. Незнайка опять всех расстроил. Винтик и Шпунтик хотели построить новую машину, но Незнайка все детали перепутал и теперь все предметы лежат вместе. А также он устроил путаницу в лаборатории Знайки. Помогите Незнайке все исправить, иначе Знайка не возьмет его в полет на луну.
А как добраться в наш город, вы узнаете, разгадав мое секретное послание».
Воспитатель достает из конверта изображение корабля, путеводитель -, а так же лист с изображением йода, стакана воды и губки).
- Ребята, вы хотите отправиться в Цветочный город и помочь Незнайке? (да)
- Тогда попробуем разгадать загадку Стекляшкина. Нам нужно определить путеводитель, а поможет в этом вот эта схема. Что изображено на ней? (йод, вода, губка).
- Вы видели йод? Где его применяют? (в медицине). А нам йод понадобится для приготовления проявляющего раствора. Итак, мы с вами проведём первый эксперимент.
Эксперимент №1. Налить в розетки 4-5 чайных ложек воды, затем добавить ложки йода, размешать. С помощью губки слегка смочить бумагу.
Йод вступит в реакцию и наше невидимое изображение проявится.
На бумаге появляется изображение звезды. Что вы видите? (звезду). Значит астроном Стекляшкин в своем секретном послании сказал, что нашим путеводителем будет звезда, сияющая в небе.
Ребята, вам понравился эксперимент? (да). Тогда предлагаю вам стать учеными- исследователями. (закрепить бейджики).
- Ну что ж юные ученые, мы с вами продолжим экспериментировать.
Ребята, нам для отплытия на корабле нужна путеводная звезда. А вы ее видите? Давайте тогда сами ее сделаем. Посмотрите на предметы на столе.
Эксперимент №2. На столе в тарелочках разложено по 5 надломленных под прямым углом спичинок. Сложите спичинки на тарелочках в виде солнышка, а теперь из шприца капните несколько капель в середину солнышка и наблюдайте.
- Что вы видите? (постепенно палочки расправляются и образуют звезду). Получилось!
- Кто сделает вывод? (дерево впитывает воду и палочки не могут оставаться согнутыми, они выпрямляются)
- Что ж, путеводную звезду мы сделали.
- Чего же нам не хватает для путешествия? (корабля). А из чего строят корабли? Почему они не тонут? Какие предметы не тонут в воде? (ответы детей). Очень важно чтобы внутри предмета, например, корабля, было много воздуха. Воздух помогает держаться кораблю на воде.
А сейчас приготовьтесь плыть по морю на корабле. А по какому морю мы можем плыть? (Мы живем на берегу Каспийского моря, значит мы можем плыть по Каспийскому морю.)
- Ну, что, поплывем!
Дети заходят на корабль и отплывают под песню гр. «Непоседа» «А рыбки в море»
- Наш корабль приплыл в назначенное место- Цветочный город.
Выход из корабля. Любуются Цветочным городом.
Встреча с Незнайкой.
Незнайка: вы кто такие? Что вы тут делаете?
Воспитатель: Здравствуй, Незнайка! Мы приехали из д/с чтобы помочь тебе.
Незнайка: А кто вам сказал что мне нужна помощь? Я все могу сам.
Воспитатель: Нам отправил письмо твой друг Стекляшкин и обо всем рассказал. Ты устроил путаницу в лаборатории Знайки, а еще перепутал все детали Шпунтику и Винтику.
Незнайка: Так им и надо. Они не взяли меня на постройку космического корабля.
Воспитатель: Незнайка может мы с ребятами поможем вернуть все на свои места, тогда возможно, Знайка возьмет тебя в полет на луну.
Незнайка: Вы правда мне поможете?
Воспитатель: Поможем ребята? (да).
Тогда веди нас в мастерскую Шпунтика и Винтика.
- Да Незнайка, ты и в правду все детали перепутал. Ребята как нам отобрать железные предметы? А как вы можете отличить железные предметы от остальных?
Дети: по весу, они тяжелее других, они тонут в воде.
-Дети, я вам сейчас загадаю загадку, а разгадав ее, вы узнаете, чем отобрать железные детали.
Бывает маленьким, большим
Железо очень дружит с ним
С ним и незрячий непременно
Найдет железо в куче сена. (магнит).
-надо провести магнитом над предметами и железные детали притянуться.
Эксперимент №3. Дети проводят магнитом над предметами и железные детали притягиваются к магнитам.
- Ребята, а каким свойством обладает магнит?
Дети делают вывод что магнит имеет свойство притягивать железные предметы. Это свойство называют магнитной силой.
- Незнайка, здесь уже все в порядке. Веди нас теперь в лабораторию Знайки. Дети проходят через поляну.
Физкультминутка: п/и «В поле выросли цветы».
Заходят в лабораторию Знайки.
- Ребята, нам надо вспомнить правила безопасности в лаборатории:
Правило№1. Ничего нельзя пробовать на вкус, можно отравиться.
Правило №2. Ничего нельзя подносить близко к носу и нюхать, может быть едкий и неприятный запах.
Правило №3. Нельзя что-либо засовывать в нос.
Правило №4. нельзя без разрешения трогать оборудования и приборы.
А чтобы мы в лаборатории не испачкались надо засучить рукава и одеть фартуки.
-Незнайка, а что ты хотел найти в лаборатории Знайки?
- Я только хотел закрасить свой портрет, но у меня нет зеленой краски, вот я и искал их здесь чтоб закрасить галстук.
- Ну уважаемые коллеги, давайте покажем опытным путем как получить зеленый цвет. На занятиях по художественному творчеству вы уже научились смешивать краски и получать новые цвета. Здесь есть две баночки с желтой, синей и красной краской. Как вы думаете, какие цвета нужно смешать, чтобы получилась зеленая краска? (ответы детей). Проверим!
Эксперимент №4. Смешивание красок. Двое детей в прозрачных стаканчиках делают раствор желтого и синего цвета; одновременно выливают свои растворы в третий стакан и моментально получается зеленый. Незнайка то же делает с красками.
Незнайка: Вот это да! Теперь я смогу закончить свой портрет. Только вот я, когда искал зеленую краску переставил вот эти стаканчики и теперь не помню в каких была мыльная вода, а в каких чистая. А Знайка мне строго-настрого запретил все здесь трогать.
- Не расстраивайся Незнайка, наши дети помогут определить, где находиться мыльная вода, а где чистая.
- Ребята, а как нам это определить?
С помощью трубочки мы можем подуть в воду, там, где мыльный раствор, образуется шапка из мыльной пены, а чистой воде нет.
Предлагаю это проверить.
Эксперимент №5: «Мыльные пузыри». Дети опускают трубочку в воду и дуют в нее. В мыльной воде образуются мыльная пена.
- Чем отличается мыльная вода от чистой? (На мыльной воде образовалась пена). Пена образуется, когда частицы мыла и воды соединяются, а воздух помогает образоваться пене.
Дети вместе с воспитателем делают вывод: в чистой воде пена не образуется.
Дети ставят стаканчики с мыльной водой в поднос с надписью: «Мыльная вода»
Незнайка: Ребята, а вы правда ученые? А вы сможете сделать так, чтобы заработала эта штука? Знайка сказал, что это вулкан. И мне нельзя его трогать – это опасно.
- ребята, а вулкан- это что? (вулкан – это гора из которого выходит горячая лава). Слайд вулкана.
-Незнайка, правду сказал Знайка, детям нельзя запускать вулкан. Техника безопасности не позволяет, а вот гейзер можно.
- Ребята, а что это - гейзер? (Гейзер – это водяной вулкан). Слайд гейзера.
Чтение стихотворения Н. Кнушевитской «Гейзер».
Фонтанчики горючие
Повсюду так и бьют,
Лишь на минутку спрячутся
И снова тут как тут.
Канфорку же для гейзера
Не надо зажигать.
Подрос фонтанчик весело
И спрятался опять.
-Раз уж так тебе интересно, я как старший научный сотрудник покажу, как извергается вулкан.
Я запущу вулкан, а вы гейзеры.
Эксперимент №6 вулкан или гейзер. Дети насыпают соду и лимонную кислоту, затем наливают воду – гейзер извергает шипучий фонтан.
- Ребята, а что произошло с содой и лимонной кислотой?
Дети делают вывод, что, когда частицы соды и лимонной кислоты растворились в воде, образовалось много углекислого газа. Вот он и выходит из воды в виде пузырьков.
- Незнайка, нам очень понравилось у вас в Цветочном городе, но нам уже пора вернуться в д/с.
Незнайка: спасибо ребята, вы мне очень помогли. Поэтому я вам подарю свой рисунок.
- Благодарю, Незнайка! Мы повесим его на самом видном месте, в память о нашем путешествии.
Ребята, давайте вернемся на корабль. Наша путеводная звезда укажет нам дорогу.
Дети садятся на корабль и возвращаются в детский сад. Выход из корабля. Дети садятся на стульчики.
Рефлексия:
- Вам понравилось наше путешествие?
- Кем мы сегодня были?
- Что интересного мы с вами узнали?
- Что больше всего вам понравилось?
На прощание предлагаю вспомнить девиз ученых:
То, что я слышал, я забыл.
То, что я видел, я помню.
То, что я сделал, я знаю.