Скутина Светлана
Педагогическая мастерская «Речевое развитие дошкольников с использованием ТРИЗ — технологии»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, коллеги.
Я приглашаю вас в педагогическую мастерскую. Тема сегодняшнего занятия: «Речевое развитие дошкольников с использованием ТРИЗ – технологии.
Детский возраст – период бурной речевой деятельности. Хорошая речь — это залог успешного обучения детей в школе, вот почему одним из основных показателей уровня развития ребенка можно считать богатство его речи.
Публикация «Педагогическая мастерская „Речевое развитие дошкольников с использованием ТРИЗ — технологии“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Центральной задачей речевого воспитания детей, является развитие связной речи.
Одной из современных технологий, которую можно использовать для развитие речи детей – это ТРИЗ. ТРИЗ – творческое решение изобретательских задач. Занятия по развитию речи детей с использованием ТРИЗ – технологии, это импровизация, игра, которая так интересна для дошкольников.
В своей работе с детьми я использую методы и приёмы, предлагаемые ТРИЗ – технологией. С некоторыми из них я и хочу вас познакомить.
Самая интересная игра, которая нравится детям это «Хорошо-плохо». Эта игра проста при организации. Я буду называть предметы окружающего мира, а вывыделять положительные и отрицательные стороны.
1. Игра «Хорошо – плохо»
Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
Правила игры:
Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства.
Ход игры.
В: Съесть конфету — хорошо. Почему?
Д: Потому, что она сладкая.
В: Сладкая конфета — это плохо. Почему?
Д: Могут заболеть зубы.
В: Зубы заболят — это хорошо. Почему?
Д: Вовремя обратишься к врачу. А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил.
В: Человек изобрел огонь. Огонь-это хорошо, почему?
Д: От него становиться тепло. Папа разведет костер, будет весело.
В: Огонь — это плохо. Почему?
Д: Это опасно, может быть пожар. Если дом сгорит, то людям жить будет негде.
В: Листопад — это хорошо?
Д: Да! Земля становиться красивой, листва шелестит под ногами.
В: Листья под ногами — плохо. Почему?
Д: Не всегда можешь увидеть кочку, обувь запылиться или будет мокрая, если после дождя.
Явление: идет дождь.
Это хорошо, потому что:
— польет растения;
— урожай лучше будет;
— помоет дорогу и дома;
— после дождя легче дышится…
И это плохо, потому что:
— мама гулять не пускает;
— будут лужи;
— где нет асфальта, будет грязь, машины застревать будут…
Шариковая ручка хорошая, потому что:
— ручкой можно писать;
— дешевая;
— когда кончится стержень, его можно заменить;
— когда сломается, из нее можно будет трубочку сделать;
— если что-то в щель закатится, можно ручкой достать…
Ручка плохая, потому что:
— пачкается иногда;
— перестает писать, если ее кверху шариком подержать;
— бывает, из стержня паста вытекает;
— ломается легко…
В этой игре ребёнок учится выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
Следующая игра
2. Игра «Что бывает летом, что бывает зимой» (с мячом)
Я буду говорить, что бывает летом, а вы ребята, что бывает зимой
В: Летом - жарко, а зимой
Д: - холодно.
В: Летом на деревьях листья, а зимой
Д: листьев нет (или лежит снег)
В: Летом день длинный, а зимой
Д: короткий.
В: Зимой солнце низко, а летом
Д: высоко.
В: Летом гуляют на улице много, а зимой
Д: мало.
В: Зимой рябина сладкая, а летом –
Д: кислая.
В: Зимой птицам голодно, а летом –
Д: сытно.
В: Зимой земля покрыта снегом, а летом
Д: песком, травой.
В этой игре развивается умение решать задачи на противоречие
3. Игра «Что умеет делать»? (гусеница)
Ход игры:
Воспитатель: Телевизор.
Дети: Может сломаться, может показывать разные фильмы, мультфильмы, песни, может пылиться, включаться, выключаться.
В: Что может мяч? Д: Прыгать, катиться, плавать, сдуться, потеряться, лопнуть, подпрыгивать, пачкаться, лежать
В: Что может стиральная машинка?
В: Что может растение? Д: Расти, пить воду, расцветать, закрываться, может качаться от ветра, может погибнуть, может вкусно пахнуть, а может и невкусно, может колоться.
В: Что может слон? Д: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает.
В: Что может дождь? Д: Капать, литься как из ведра, создать лужи, поливать растения. Дождь делает воздух свежим, моет дороги, чтобы они были чистыми и красивыми. Дождь может моросить.
В этой игре формируются умения выявлять функции объекта.
4. Игра «Найди главное» (за столом по кругу)
Цель: Учить логически мыслить.
Предлагается система (целое) и к ней несколько подсистем (части этой системы, из которых необходимо выбрать 2 подсистемы, которые являются обязательными частями данной системы.
Например:
Лес – охотник, волк, деревья, тропинка, кусты, болото.
Сад – растения, садовник, собака, забор, земля.
Город – автомобили, здания, улица, велосипед.
Больница – палаты, врач, халаты, укол, больные.
Магазин – продукты, вещи, мебель, бытовая техника.
Цель данной игры: учить логически мыслить.
«Паровозик». (под. Игра)
Детям предлагаются карточки с изображением предметов в разных временных периодах.
Например: зёрнышко, колосок, мука, тесто, пирог. Дети составляют «паровозик». Вариантов заданий множество, все они направлены на формирование понятий «объект в прошлом», «объект в настоящем», «объект в будущем».
5. Игра «Кольца Луллия.
Эта игра развивает речь, воображения и совершенствования грамматической стороны речи.
Описание метода.
Раймонд Луллий (жил в XIII—XIV вв.) создал приспособление, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки).
В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора.
Для работы с дошкольниками целесообразно использовать не более четырех кру-гов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8.
Для работы с детьми четвертого года жизни целесообразно брать только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом.
В работе с детьми пятого года жизни используют два-три круга (4-6 секторов на каждом).
Дети седьмого года жизни вполне справляются с заданиями, в которых ис-пользуются четыре круга с 8 секторами на каждом.
6. Игра «Системный оператор».
Развивает логическое мышление.
Системный оператор
1. позволяет рассмотреть, из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект; знакомит с функциональными особенностями отдельных частей, самой системы и подсистемы в целом при переходе по вертикали снизу вверх;
2. позволяет провести анализ интересующего нас объекта по времени на уровне системы, надсистемы и подсистемы;
В среднем дошкольном возрасте знакомим детей с моделью анализа объектов «пятиэкранки» где мы можем рассмотреть, из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект.
В старшем дошкольном возрасте детей знакомим с настоящим названием - «системный оператор». Продолжаем использовать модель анализа объектов «пятиэкранку», «шестиэкранку» для придумывания сказки или рассказа.
И начинаем работу с полной версией «системного оператора» - «девятиэкранкой» - Таким образом, рассматривая объект, дети определяют, из каких частей он состоит, его видовую принадлежность (транспорт, игрушка, одежда, строение и т. д.) . Кроме того, дети выясняют историю возникновения данного объекта, какой предмет выполнял его функции до его появления, этот предмет аналогично анализируется. Далее детям предоставляется возможность представить себе, каким станет объект в будущем: его функции, внешний вид, как он будет называться и т.
Как вы видите, дошкольный возраст – это уникальный возраст. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволит воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём»! И я желаю вам творчество во всём.