Папки-передвижки

Педагогическая мастерская «Речевое развитие дошкольников с использованием ТРИЗ — технологии»

Скутина Светлана
Педагогическая мастерская «Речевое развитие дошкольников с использованием ТРИЗ — технологии»
▼ Скачать + Заказать документы

Добрый день, коллеги.

Я приглашаю вас в педагогическую мастерскую. Тема сегодняшнего занятия: «Речевое развитие дошкольников с использованием ТРИЗ – технологии.

Детский возраст – период бурной речевой деятельности. Хорошая речь — это залог успешного обучения детей в школе, вот почему одним из основных показателей уровня развития ребенка можно считать богатство его речи.

Публикация «Педагогическая мастерская „Речевое развитие дошкольников с использованием ТРИЗ — технологии“» размещена в разделах

Центральной задачей речевого воспитания детей, является развитие связной речи.

Одной из современных технологий, которую можно использовать для развитие речи детей – это ТРИЗ. ТРИЗ – творческое решение изобретательских задач. Занятия по развитию речи детей с использованием ТРИЗ – технологии, это импровизация, игра, которая так интересна для дошкольников.

В своей работе с детьми я использую методы и приёмы, предлагаемые ТРИЗ – технологией. С некоторыми из них я и хочу вас познакомить.

Самая интересная игра, которая нравится детям это «Хорошо-плохо». Эта игра проста при организации. Я буду называть предметы окружающего мира, а вывыделять положительные и отрицательные стороны.

1. Игра «Хорошо – плохо»

Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Правила игры:

Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства.

Ход игры.

В: Съесть конфету — хорошо. Почему?

Д: Потому, что она сладкая.

В: Сладкая конфета — это плохо. Почему?

Д: Могут заболеть зубы.

В: Зубы заболят — это хорошо. Почему?

Д: Вовремя обратишься к врачу. А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил.

В: Человек изобрел огонь. Огонь-это хорошо, почему?

Д: От него становиться тепло. Папа разведет костер, будет весело.

В: Огонь — это плохо. Почему?

Д: Это опасно, может быть пожар. Если дом сгорит, то людям жить будет негде.

В: Листопад — это хорошо?

Д: Да! Земля становиться красивой, листва шелестит под ногами.

В: Листья под ногами — плохо. Почему?

Д: Не всегда можешь увидеть кочку, обувь запылиться или будет мокрая, если после дождя.

Явление: идет дождь.

Это хорошо, потому что:

— польет растения;

— урожай лучше будет;

— помоет дорогу и дома;

— после дождя легче дышится…

И это плохо, потому что:

— мама гулять не пускает;

— будут лужи;

— где нет асфальта, будет грязь, машины застревать будут…

Шариковая ручка хорошая, потому что:

— ручкой можно писать;

— дешевая;

— когда кончится стержень, его можно заменить;

— когда сломается, из нее можно будет трубочку сделать;

— если что-то в щель закатится, можно ручкой достать…

Ручка плохая, потому что:

— пачкается иногда;

— перестает писать, если ее кверху шариком подержать;

— бывает, из стержня паста вытекает;

— ломается легко…

В этой игре ребёнок учится выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Следующая игра

2. Игра «Что бывает летом, что бывает зимой» (с мячом)

Я буду говорить, что бывает летом, а вы ребята, что бывает зимой

В: Летом - жарко, а зимой

Д: - холодно.

В: Летом на деревьях листья, а зимой

Д: листьев нет (или лежит снег)

В: Летом день длинный, а зимой

Д: короткий.

В: Зимой солнце низко, а летом

Д: высоко.

В: Летом гуляют на улице много, а зимой

Д: мало.

В: Зимой рябина сладкая, а летом –

Д: кислая.

В: Зимой птицам голодно, а летом –

Д: сытно.

В: Зимой земля покрыта снегом, а летом

Д: песком, травой.

В этой игре развивается умение решать задачи на противоречие

3. Игра «Что умеет делать»? (гусеница)

Ход игры:

Воспитатель: Телевизор.

Дети: Может сломаться, может показывать разные фильмы, мультфильмы, песни, может пылиться, включаться, выключаться.

В: Что может мяч? Д: Прыгать, катиться, плавать, сдуться, потеряться, лопнуть, подпрыгивать, пачкаться, лежать

В: Что может стиральная машинка?

В: Что может растение? Д: Расти, пить воду, расцветать, закрываться, может качаться от ветра, может погибнуть, может вкусно пахнуть, а может и невкусно, может колоться.

В: Что может слон? Д: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает.

В: Что может дождь? Д: Капать, литься как из ведра, создать лужи, поливать растения. Дождь делает воздух свежим, моет дороги, чтобы они были чистыми и красивыми. Дождь может моросить.

В этой игре формируются умения выявлять функции объекта.

4. Игра «Найди главное» (за столом по кругу)

Цель: Учить логически мыслить.

Предлагается система (целое) и к ней несколько подсистем (части этой системы, из которых необходимо выбрать 2 подсистемы, которые являются обязательными частями данной системы.

Например:

Лес – охотник, волк, деревья, тропинка, кусты, болото.

Сад – растения, садовник, собака, забор, земля.

Город – автомобили, здания, улица, велосипед.

Больница – палаты, врач, халаты, укол, больные.

Магазин – продукты, вещи, мебель, бытовая техника.

Цель данной игры: учить логически мыслить.

«Паровозик». (под. Игра)

Детям предлагаются карточки с изображением предметов в разных временных периодах.

Например: зёрнышко, колосок, мука, тесто, пирог. Дети составляют «паровозик». Вариантов заданий множество, все они направлены на формирование понятий «объект в прошлом», «объект в настоящем», «объект в будущем».

5. Игра «Кольца Луллия.

Эта игра развивает речь, воображения и совершенствования грамматической стороны речи.

Описание метода.

Раймонд Луллий (жил в XIII—XIV вв.) создал приспособление, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки).

В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора.

Для работы с дошкольниками целесообразно использовать не более четырех кру-гов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8.

Для работы с детьми четвертого года жизни целесообразно брать только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом.

В работе с детьми пятого года жизни используют два-три круга (4-6 секторов на каждом).

Дети седьмого года жизни вполне справляются с заданиями, в которых ис-пользуются четыре круга с 8 секторами на каждом.

6. Игра «Системный оператор».

Развивает логическое мышление.

Системный оператор

1. позволяет рассмотреть, из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект; знакомит с функциональными особенностями отдельных частей, самой системы и подсистемы в целом при переходе по вертикали снизу вверх;

2. позволяет провести анализ интересующего нас объекта по времени на уровне системы, надсистемы и подсистемы;

В среднем дошкольном возрасте знакомим детей с моделью анализа объектов «пятиэкранки» где мы можем рассмотреть, из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект.

В старшем дошкольном возрасте детей знакомим с настоящим названием - «системный оператор». Продолжаем использовать модель анализа объектов «пятиэкранку», «шестиэкранку» для придумывания сказки или рассказа.

И начинаем работу с полной версией «системного оператора» - «девятиэкранкой» - Таким образом, рассматривая объект, дети определяют, из каких частей он состоит, его видовую принадлежность (транспорт, игрушка, одежда, строение и т. д.) . Кроме того, дети выясняют историю возникновения данного объекта, какой предмет выполнял его функции до его появления, этот предмет аналогично анализируется. Далее детям предоставляется возможность представить себе, каким станет объект в будущем: его функции, внешний вид, как он будет называться и т.

Как вы видите, дошкольный возраст – это уникальный возраст. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволит воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём»! И я желаю вам творчество во всём.

Публикации по теме:

Долгосрочный проект «Развитие речи старших дошкольников посредством ТРИЗ технологии» Паспорт проекта: По продолжительности: долгосрочный; Направленность: познавательно-речевое развитие детей. Вид проекта: обучающий, творческий,.

Конспект НОД по познавательному развитию с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25» Конспект непрерывной образовательной деятельности.

НОД по ОО «Познавательное развитие» и «Речевое развитие» в средней группе с элементами ТРИЗ «По тропинкам любимых сказок» Конспект НОД по образовательным областям «Познавательное развитие» и «Речевое развитие» в средней группе с элементами ТРИЗ. Тема: «По тропинкам.

Конспект ООД по формированию знаний о ЗОЖ в средней группе с использованием технологии ТРИЗ-ОТСМКонспект ООД по формированию знаний о ЗОЖ в средней группе с использованием технологии ТРИЗ-ОТСМ Тема: «Закаливаем Чудика» Воспитатель: Климова Екатерина Витальевна Задачи: Обучающие: Формировать знания о здоровом образе жизни продолжать.

Конспект организации НОД по правилам дорожного движения с использованием технологии ТРИЗ Цель: формирование у детей представлений о правилах дорожного движения. Задачи: Обучающие: расширять и систематизировать знания детей о.

Мастер-класс «Развитие речи дошкольников через игротеку игр с использованием технологии ТРИЗ» Мастер-класс на тему:«Развитие речи дошкольников через игротеку игр с использованием технологии ТРИЗ».Цель: повышение профессионального.

Методический семинар «Познавательное развитие дошкольников посредством использования элементов ТРИЗ-технологии» Методический семинар : «Познавательное развитие дошкольников посредством использования элементов ТРИЗ технологии» 1 слайд Добрый день уважаемые.

Работа с музыкальными инструментами с использованием технологии ТРИЗ Уважаемые коллеги, этот материал для вас- музыкальных руководителей, которые всегда находятся в поиске лучшего для своих воспитанников.

Развитие речи дошкольников «Профессии» с использованием инновационной технологии «синквейн» Цель: Развитие связной речи дошкольников. Задачи: 1. Формировать умения строить предложения, описательный рассказ, высказывать собственное.

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие творческого воображения у дошкольников с использованием ТРИЗ-технологии» Семинар-практикум для воспитателей «Развитие творческого воображения у дошкольников с использованием ТРИЗ технологии» Подготовила воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая мастерская «Речевое развитие дошкольников с использованием ТРИЗ — технологии»
Опубликовано: 22 октября 2019 в 18:15
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическая мастерская «Речевое развитие дошкольников с использованием ТРИЗ — технологии»» (включая файлы) размещена пользователем Скутина Светлана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД