Наталья Баранова
Методический семинар «Познавательное развитие дошкольников посредством использования элементов ТРИЗ-технологии»
▼ Скачать + Заказать документы
Методический семинар : «Познавательное развитие дошкольников посредством использования элементов ТРИЗ технологии»
1 слайд
Добрый день уважаемые члены жюри, коллеги!
Тема моего методического семинара «Познавательное развитие дошкольников посредством использования элементов ТРИЗ технологии»
2 слайд
Публикация «Методический семинар „Познавательное развитие дошкольников посредством использования элементов ТРИЗ-технологии“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Прошу вас хлопнуть в ладоши, кто знает, что такое ТРИЗ?
ТРИЗ – это наука, разрабатывающая систему методов и приемов решения
технических проблем. Расшифровка аббривиатуры.
-Хлопните в ладоши, если вы знаете, кто разработал эту теорию?
Бакинский писатель – фантаст, изобретатель Генрих Саулович Альтшуллер (Альтов)
Эта теория была разработана в 1946 году и изначально была предназначена в помощь инженерам-изобретателям.
Теория решения изобретательских задач влилась в педагогику и появился термин ТРИЗ - педагогика.
3 слайд
Главная цель ТРИЗ педагогики - научить ребенка самостоятельно мыслить, формировать исследовательские навыки, ставить и решать проблемы никогда прежде не встречавшиеся.
4 слайд
Согласно Федерально Государственному Образовательному Стандарту Дошкольного Образования одной из первостепенных задач является – воспитание инициативных детей, обладающих высоким творческим потенциалом.
Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления.
Использование методов и приемов ТРИЗ в работе с дошкольниками способствует развитию творческого воображения, мышления, высокому уровню познавательной активности дошкольника, овладению основными мыслительными операциями, успешной адаптации к школе вне зависимости от системы обучения, желанию и умению самостоятельно учиться.
ТРИЗ - технология имеет более 100 приемов.
Изучив методические пособия по ТРИЗ технологии современных авторов Анны Валерьевны Корзун, Светланы Гин., стала использовать их в образовательной деятельности.
5 слайд
Сегодня я расскажу об использовании методах ММЧ и Системный оператор.
Слайд 6
ММЧ помогает детям
- сформировать представления о внутренней структуре, явлений и предметов окружающего мира.
- развивает логическое мышление и его операции – сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, умозаключения, стимулирует любознательность и творческое воображение детей.
Слайд 7
Работа проходит в несколько этапов.
1 этап. Во время проведения опытно-экспериментальной деятельности, рассказываю детям, о том, что всё окружающее нас – и камни, и древо, и лужа, и игрушки, и мы с вами состоит из мелчайших частиц, которые можно увидеть только в микроскоп, это – «Маленькие человечки».
В твёрдых веществах МЧ – крепко держатся за руки, в жидких – просто стоят рядом, в газообразных – находятся в постоянном движении.
Закрепляю знания детей с помощью игр: в игре «Назови твердое, жидкое, газообразное» дети, учатся называть эти вещества, в подвижной игре «Маленькие человечки», изображают их.
На 2 этапе дети учатся моделировать, сначала одно вещество ( например: кирпич, вода, лёд, пар, молоко, воздух, дерево, туман, камень, сок, дым,
-потом взаимодействие двух веществ ( например: стакан с водой, пачка сока). Взаимодействие веществ дети показывают с помощью математических знаков «плюс» и «минус». (Минус - когда дети демонстрируют процессы вытекания, испарения, выливания). Например – из крана течёт вода, вода из лейки, горячая чашка чая).
На 3 этапе, освоив эти модели, дети моделируют более сложные взаимодействия и состояния окружающих предметов, переход из одного состояния в другое (чайник кипит). Для закрепления знаний, изготовила «Димино» - «Маленькие человечки». Суть игры в том, что дети выкладывают цепочку (по принципу домино, объект-схема.
На 4 этапе, идет развитие творческого воображения, дети к готовым схемам подбирают объект (подберите пожалуйста объект к этой схеме, к одной схеме можно подобрать несколько объектов).
Данный метод позволяет детям быстрее осваивать внутреннее строение веществ на микроуровне.
Слайд 8 Метод «Системный оператор», применяю для закрепления и систематизации знаний детей.
Для того чтобы дети лучше поняли систему, используется экран, состоящий из 9 окошек. В центральное окошко, ставится изучаемая система (т. е объект, правая вертикальная сторона -это прошлое объекта, левая – будущее объекта. Нижний горизонтальный ряд – подсистема объекта (из чего состоит или из каких частей); верхний ряд – надсистема (частью чего является).
Например: изучаемый объект, хлеб (потом задаю вопрос какой хлеб, по цвету, по вкусу, по запаху).
Затем рассматриваем прошлое, задаю вопрос: из чего пекут хлеб? (дети ставят картинку тесто).
Потом обсуждаем будущее, чем хлеб станет потом.
Заполнив центральный ряд, переходим к подсистеме и выясняем из чего состоит объект (хлеб – это, корочка, мякиш; тесто-это мука, яйца, вода).
Затем переходим к надсистеме и заполняем верхний ряд
Что можно назвать хлебом (батон, булочка, Где можно увидеть хлеб (дом, магазин, кафе, хлебницы).
Также рассматривается будущее системы.
На первый взгляд, кажется что это сложно, но это не так. Самое главное чтобы система было в голове у педагога, чтобы он правильно смог задать вопросы.
Этот метод использую с младшей группы. Дети заполняют 2 окошка (изучаемый объект и прошлое, например: заяц (был зайчонком).
В средней группе добавляется будущее объекта (станет старым зайцем).
В старшей, рассматривается подсистема (из чего состоит-мголова, уши, туловище) объекта и надсистема (частью чего является – частью природы, среда обитания лес).
Данный метод использую как часть занятия, при изучении разных тем (мебель, посуда).
Таким образом, метод системный оператор расширяет информационное поле, прекрасно тренирует память, концентрирует внимание, развивает речь, воображение, раскрепощает мышление.
Слайд 9 Результативность
В результате применения данных приемов ТРИЗ в образовательной деятельности:
-у детей сформировано положительное отношение к окружающему миру
- дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам
-способны наблюдать, экспериментировать.
- расширился словарный запас
- обогатилась речь, она стала наиболее образной, увеличилась точность суждений;
-у детей исчезло чувство скованности, застенчивости.
Слайд 10 Проведённый мониторинг освоения основной образовательной программы, показывает положительные результаты.
Итог: «МММЧ», «Системный оператор», просты, доступны, понятны.
Для их реализации не требуется каких-то особых условий, специального материально-технического обеспечения.
Эти методы, можно использовать к любой общеобразовательной программе, во всех возрастных группах детского сада начать применять его не поздно с любого дошкольного возраста.
Слайд 11 Своим опытом работы, делюсь с педагогами, от районных до всероссийских уровней.
Слайд 12 И распространяю опыт в интернет сообществах.
(инфоурок, пед. портал «МааМ», группа в контакте).
Слайд 13 Спасибо за внимание.