Лучший педагог года

Мастер-класс «Развитие речи дошкольников через игротеку игр с использованием технологии ТРИЗ»

Светлана Олейник
Мастер-класс «Развитие речи дошкольников через игротеку игр с использованием технологии ТРИЗ»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс на темуРазвитие речи дошкольников через игротеку игр с использованием технологии ТРИЗ».

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов города, направленное на реализацию задач по развитию речи дошкольников через игротеку игр с использованием технологии ТРИЗ.

Задачи:

Публикация «Мастер-класс „Развитие речи дошкольников через игротеку игр с использованием технологии ТРИЗ“» размещена в разделах

- представить технологию развития речи дошкольников через игротеку игр с использованием технологии ТРИЗ;

- создать условия для раскрытия творческого потенциала участников мастер-класса.

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал (игротека игр по технологии ТРИЗ, презентация.

Продолжительность: 30 мин.

Ход мастер-класса :

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Светлана Юрьевна.

Свое выступление я хотела бы начать с притчи.

Жил мудрец, который знал все. Один человек хотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках, мертвая или живая? А сам думает, если скажет живая, я ее умертвлю, а мертвая - выпущу. Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»

Вот так и будущее наших воспитанников – в наших руках.

Именно от нас зависит, сможем ли мы подарить нашим детям жизнь, наполненную маленькими открытиями.

Антуан де Сент-Экзюпери говорил:

Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать и будьте им в этом партнерами.

И как раз в этом нам помогают технологии ТРИЗ, которые развивают мышление, воображение и речь детей. Технологии, которые помогают рассматривать предмет, не как отдельный объект, а во взаимосвязи с окружающей действительностью.

И сегодня я хотела бы вам представить, адаптированные мной развивающие игры и игровые упражнения, относящиеся к современному образованию, конкретно – технологии ТРИЗ.

Для внедрения данных технологий необходимо разнообразное оборудование. В нашей группе с помощью родителей создана игротека ТРИЗовских игр, которые мы используем как в процессе НОД, так и в совместной деятельности с детьми. (кубики-признаки, гусеница, карусель, юлька-рифмулька, домик.) А выбрать ту или иную игру нам помогает вот такой волшебный пенечек. Мы используем разноцветные бочонки для выбора той или иной игры. Игру выбираем и цвет закрепляем.

Итак, первая наша игра называется «Карусель» А для этого давайте вернемся к нашей бабочке, и попробуем ответить на вопрос: «Какая она?» и подобрать как можно больше определений.

А теперь попробуем дать характеристику нашей бабочки с помощью технологий ТРИЗ. Но сначала мы познакомимся с нашими признаками и символами, с помощью которых мы с вами будем характеризовать данный объект.

Всего 17 признаков. В группе мы постепенно знакомимся с каждым признаком в течение 7 дней, заполняя нашу «Карусель» карточками – символами по мере их изучения. Мы находим данный признак в разных предметах, используя различное оборудование. Например, для ознакомления с признаком рельеф мы используем тактильные дошечки, обогащая тем самым речь детей и закрепляя данный признак.

А теперь я приглашаю сюда 14 участников для другого варианта игры «Карусель» Встаем напротив каждого символа. Идем по кругу под музыку. Останавливаемся возле определенного признака. Характеризуем нашу бабочку по очереди. Спасибо за участие.

Для следующей игры «Поезд» я приглашаю сюда 10 участников. Достаем наши карточки из «Волшебной копилочки». Каждый получает свой объект. В процессе игры мы будем классифицировать объекты по определенному признаку. Встаем друг за другом. Наш поезд отправляется в путешествие. Остановка, на этой станции выходят объекты зеленого цвета. Почему вы вышли на данной станции? Давайте проверим, все ли вышли? Остановка окончена, едем дальше, все садятся снова в вагончики. На этой станции - объекты, горячие по температуре, на этой - объекты, колючие по рельефу. Молодцы! Спасибо за участие.

Следующая игра называется «Четвертый лишний», которая многим знакома, но в данном варианте, необходимо найти лишний объект по определенному признаку.

Признаки:

По цвету: цыпленок, лимон, василек.

По форме: телевизор, книга, колесо.

По величине: бегемот, муравей, слон.

По материалу: банка, кастрюля, рюмка.

По вкусу: конфета, картошка, варенье.

По весу: вата, гиря, штанга

Следующая игра «Теремок», приглашаю выйти, для участия в этой игре 4 участников. Встаньте, пожалуйста, друг за другом. Каждый получает свой объект из волшебной копилочки. Правила игры таковы: каждый объект, попадая в теремок должен найти, чем он похож с предыдущим жителем. Я - теремок, пушу к себе жить, если скажешь, чем ты на меня похож? (машина, солнышко, чайник, рыбка) Спасибо за участие. Например, солнышко похоже с машиной по цвету, солнышко - желтое и кабина игрушечной машины – желтая по цвету.

А это уже другой вариант этой игры, которая называется «Домик», в которой необходимо связать между собой слова, по определенному признаку.

А вот с помощью дидактического пособия «Гусеничка», мы с вами попробуем объяснить данную цепочку слов и, найти связь между объектами. (Замок связан с принцессой, потому что принцесса живет в замке и т. д.)

Данное пособие мы так же используем в игре «Что сначала, что потом?» Для этого у нас есть набор карточек, который подходит для данной игры (лягушка, одуванчик, человек)

А чтобы заинтересовать детей, активизировать мышление и речь, я использую эвристическую беседу в игре – сказке «Футбольный мяч». И сегодня я предлагаю вам стать ее участниками.

Жили – были медвежата, которые однажды захотели поиграть в футбол. Так как мяча у них не оказалось, они решили вместо него взять кубик. Но кубик не покатился по земле, а лишь перевернулся на другой бок и остановился. Почему так получилось? Потом медвежата попробовали поиграть в футбол стеклянным шариком. Что из этого получилось? А как вы думаете, получилась ли у них игра металлическим шариком? Почему? А воздушным шариком? В конце концов, медвежата получили резиновый мяч и смогли поиграть в футбол. Почему же резиновый мячик оказался самым подходящим для игры в футбол? Молодцы, вы оказались очень сообразительными участниками.

А теперь я покажу Вам, как мы сочиняем загадки, используя признаки объекта. Внимание на экран. Вспомним нашу бабочку и придумаем о ней загадку, используя модель «но, не…» Вот что у нас получилось. По цвету она разноцветная, но не радуга. По весу легкая, но не перышко. Умеет летать, но не птица.

И в заключение своего выступления я хочу еще раз напомнить вам «Все в наших руках»

Так давайте же подарим нашим воспитанникам жизнь, такую же яркую, неординарную, насыщенную и интересную, как эти прекрасные бабочки.

Список использованной литературы :

Сидорчук Т. А., «Я познаю мир» Методический комплекс по освоению

детьми способов познания. – Ульяновск, ООО «Вектор – С», 2014

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи «Сказочный дом» с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе Тема: Виртуальная игра «Сказочный домик» Образовательные.

Долгосрочный проект «Развитие речи старших дошкольников посредством ТРИЗ технологии» Паспорт проекта: По продолжительности: долгосрочный; Направленность: познавательно-речевое развитие детей. Вид проекта: обучающий, творческий,.

Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ технологии «Путешествие в страну сказок» Цель: Закрепить знание детьми сказок и их названий. Упражнять в умении подбирать определения к заданному слову, закрепить согласование частей.

Мастер-класс для педагогов «Развитие связной речи дошкольников с применением технологии наглядного моделирования» .

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактическую игру» Мастер-класс для родителей второй младшей группы: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактическую игру». Цель: способствовать.

Мастер-класс «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии»Мастер-класс «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии» Мастер-класс «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии» Для детей подготовительной группы.

Мастер-класс «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру» Тема: Развитие речи дошкольников через дидактическую игру. Цель: распространение педагогического опыта по применению дидактических игр,.

Развитие речи дошкольников «Профессии» с использованием инновационной технологии «синквейн» Цель: Развитие связной речи дошкольников. Задачи: 1. Формировать умения строить предложения, описательный рассказ, высказывать собственное.

Развитие речи дошкольников посредством дидактических пособий ТРИЗ технологииРазвитие речи дошкольников посредством дидактических пособий ТРИЗ технологии Развитие связной речи является важной задачей речевого воспитания детей дошкольного возраста. Это обусловлено прежде всего социальной значимостью.

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие творческого воображения у дошкольников с использованием ТРИЗ-технологии» Семинар-практикум для воспитателей «Развитие творческого воображения у дошкольников с использованием ТРИЗ технологии» Подготовила воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Развитие речи дошкольников через игротеку игр с использованием технологии ТРИЗ»
Опубликовано: 25 сентября 2019 в 18:28
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Развитие речи дошкольников через игротеку игр с использованием технологии ТРИЗ»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Олейник в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД