Василенко Ольга Александровна
Конспект НОД по познавательному развитию с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25»
Конспект непрерывной образовательной деятельности
по познавательному развитию
с использованием технологии ТРИЗ.
«Спасти заколдованную принцессу»
составила: Василенко Ольга Александровна,
воспитатель.
Высшая квалификационная категория,
педагогический стаж работы 13 лет.
Тема: «Спасти заколдованную принцессу»
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Образовательная область: Познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей в соответствии с требованиями ФГОС: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, изобразительная.
Цель: создание условий для активного применения навыков, полученных ранее, развивать умениние находить нестандартные подходы к решению поставленных задач.
Задачи:
1. Образовательные: Закрепить знания детей о сказках; о состояниях веществ, знание цифр и геометрических фигур; активизировать словарный запас детей; развивать связную речь дошкольников; способствовать развитию интереса детей к окружающему миру; систематизировать знания детей о явлениях природы, учится выделять отличительные признаки путем сравнения.
Воспитательные: воспитывать интерес к художественной литературе, умение сопереживать, желание помогать в беде.
Развивающие : развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач; тренировать аналитическое мышление, внимание, находить оригинальные решения.
Метод : игровой, наглядный, словесный, практический.
Приемы: беседа, художественное слово, физические минутки, пояснения, поощрение, самостоятельная деятельность детей.
Современные педагогические технологии :
1. ТРИЗ- технологии
2. Здоровьесберегающие технологии
3. Технологии исследовательской деятельности
4. Информационно-комуникативные технологии
5. Социоигровые технологии
Материал и оборудование:
Демонстрационный: презентация, домик- теремок, кувшин с водой, кусочки сахара, лимонный сок, ложка
Раздаточный материал: карточки с цифрами и предметными картинками, карандаши, альбомные листы на каждого ребенка с рисунком геометрической фигурой.
Словарная работа: ингредиенты.
Индивидуальная работа: помощь детям, в нахождении определений.
Предварительная работа: Чтение и обсуждение русских народных и авторских сказок. Русские народные сказки «Теремок», «У страха глаза велики», «Бычок смоляной бочок», «Заюшкина избушка» и т. д. Авторских сказок: А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов», А. М. Волкова «Волшебник Изумрудного города.
Загадывание и отгадывание загадок.
Решение логических, математических задач.
Сюжетно- ролевые игры по русским народным сказкам: «Теремок»
В ходе образовательной деятельности сочетаются различные формы работы:
- групповая;
- индивидуальная.
Осуществляется смена динамических поз во время совместной деятельности
Слайд №1 (Тема занятия)
Содержание образовательной деятельности:
Воспитатель: (звонит в колокольчик)
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Ребята, давайте подарим улыбки нашим гостям. Повернитесь к ним, улыбнитесь и пожелайте доброго дня! Молодцы ребята, а теперь подойдите ко мне.
Слайд №2 (Изображение замка).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой красивый замок. Как вы думаете, кто в нем живёт?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, нем живёт прекрасная принцесса. Послушайте ее историю. В одном сказочном замке жила-была принцесса. Как вы думаете, какая она была?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, она была добрая, милая, очаровательная, щедрая, доверчивая и т. д. Присядьте на стулья, я расскажу вам её историю. В одном прекрасном замке жила принцесса. Заколдовала ее злая колдунья. Уснула принцесса крепким сном и никто не может ее разбудить. Закрылись все окна и двери крепко- накрепко и даже луч солнца не может попасть туда.
Слайд №3 (Изображение спящей принцессы).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что можно сделать, чтобы спасти принцессу.
Ответы детей. ( Пример: «победить злую колдунью», «решить задания»)
Воспитатель: Помните мы читали с вами сказку «Волшебник Изумрудного города»? Что надо было сделать Элли, чтобы попасть домой, в Канзас?
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно, помочь трем героям сказки. Может и наша принцесса проснется, если мы кому- нибудь поможем? Но, чтобы узнать кому мы будем помогать, надо отгадать загадку.
Кто пугливей всех зверей?
Уши у кого - длинней?
В огороде ест морковку,
и капустную листву,
удирать умеет ловко,
Если встретит вдруг лису.
Сильно глазками косит,
всех боится и дрожит.
Дети: Заяц
Воспитатель: Правильно.
Слайд №4 (Мокрый, грустный заяц).
Воспитатель: Здесь мокрый и грустный заяц. Ребята как вы думаете, почему заяц мокрый?
Дети. : Он купался, в лужу наступил, свалился в речку, попал под дождь.
Обсуждение с детьми противоречий в погоде
Воспитатель: Ребята, как по-вашему, дождь — хороший или плохой?
Воспитатель: Что хорошего в дожде?
( Ответы детей: все растет, свежий воздух после дождя)
Воспитатель: А что плохого в дожде?
Дети: Можно заболеть
Воспитатель: Значит, получается, что в дожде есть и хорошее и плохое. Мы говорим, что дождь — это хорошо тогда, когда, и дождь для нас это плохо, когда …
Воспитатель: А солнце какое, хорошее или плохое?
Воспитатель: Смотря когда, смотря для кого и для чего. Ребята, что хорошего в солнце?
( Ответы детей: оно ласковое, теплое, от него светло)
Воспитатель: А что плохого может быть в солнце?
Дети: Когда жарко — голова болит и пить хочется; все цветы завянут.
Воспитатель: Выходит, в солнце тоже есть что-то хорошее и что-то плохое.
Воспитатель: Как мы можем помочь зайцу?
Дети: Высушить, согреть одеяло, положить на солнышко.
Воспитатель: Давайте его согреем теплыми словами. (Дети называют зайца ласково) Молодцы ребята, но он все равно грустит почему то. А, оказывается он совершенно забыл из какой сказки к нам попал. Вспомните, какие сказки вы знаете, где главный герой заяц?
Дети: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок», и т. д.
Слайд №7 (Весёлый заяц).
Воспитатель: Смотрите, какой заяц веселый, он вспомнил, что пришел из сказки «Заюшкина избушка», и к сожалению ему пора возвращаться. Давайте попрощаемся с ним.
Воспитатель: Мы помогли зайчику, согрели его теплыми словами, вспомнили сказки, где он являлся главным героем и он счастливым попрыгал в свою сказку
Физминутка «Волшебные растения»
Слайд №8 (изображение цветущего поля).
Воспитатель: Встаньте на ноги и представьте, что мы оказались в волшебном лесу, возле волшебного замка с нашей заколдованной принцессой и вы превратились в растения. Подумайте, кто каким растением хотел бы стать? Кто-то дубом, кто-то травинкой, может кто-то хочет быть цветочком. А теперь представьте себе что подул теплый ветерок, как ваше растение будет реагировать ( варианты: сильный ветер, дождь, снег и т. д).
Воспитатель: Молодцы, присаживайтесь и послушайте загадку о следующем сказочном герое.
У отца есть мальчик странный,
Не обычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос суёт свой длинный…
Кто же это?.
Конечно- Буратино!
Слайд №9 (изображение грустного Буратино).
Воспитатель: Посмотрите он грустит. Наверное Мальвина опять задала ему сложные задачки. Поможем их решить? За каждый правильный ответ на экране будет появляться буква.
Слайды № 10-16 (буквы).
1. У Коли и Марины.
Четыре мандарина.
Из них у брата - три.
А сколько у сестры?
2. Как-то четверо ребят
С горки покатились.
Двое в саночках сидят,
Сколько в снег свалились?
3. В класс вошла Марина,
А за ней - Ирина,
А потом пришел Игнат.
Сколько стало всех ребят?
4. Два цыпленка стоят,
Два в скорлупке сидят.
Сколько будет детей
У наседки моей?
5. Шесть весёлых медвежат
За малиною спешат.
Но один малыш устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?
6. У куклы пять нарядных платьев. Какое нынче надевать ей?
Есть у меня для платья шерсть, Свяжу и платьев будет.
7. У Аленки в гостях
Два цыпленка в лаптях,
Петушок в сапожках,
Курочка в сережках,
Селезень в кафтане,
Утка в сарафане,
А корова в юбке,
Теплом полушубка.
Сколько всего гостей?
Посчитай скорей!
Получается слово –теремок.
Воспитатель: Помогли мы Буратино решить задачи. Кто прочитает, какое слово получилось?
Слайд №17 (Весёлый Буратино)
Воспитатель: Побежал и он в свою сказку, а нам в подарок оставил карточки с картинками. (на столе разложены карточки цифрами вверх) Выбирайте себе по одной, поиграем в игру «Теремок», но не простой, героями нашей сказки будут предметы. Становитесь в очередь, на каждой карточке у вас номер очереди. Станьте по порядку. Один ребенок будет ведущий –хозяин теремка, а другие подходят к теремку и просится в него
- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я, Гитара. А ты кто?
- А я - удочка. Пусти меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.
Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и гитары и удочка сделаны из дерева. Или и у гитары и у удочки есть струна - веревочка. После этого гость помещает в домик карточку, и вступает в игру следующий участник игры.
Воспитатель: Вот и поиграли. Ой, кто это?
Слайд № 18. (Царевна- лягушка)
Ответы детей: Царевна- лягушка.
Воспитатель: Правильно- Царевна- лягушка. Знаете, почему она такая грустная? Царь придумал новое задание: приготовить по его рецепту блюдо- невиданное, заморское, из жарких стран привезенное. А царевна- лягушка рецепт понять не может, на незнакомом языке написанно. Может мы с вами разберемся? (Чтение схемы рецепта).Давайте пройдем к столу и посмотрим что у нас есть.
Слайд №19 (рецепт лимонада).
На столе необходимы ингредиенты, посуда.
Приготовление лимонада по рецепту- схеме.
Воспитатель: Помогли мы царевне- лягушке, но что- то она не улыбается. Давайте её рассмешим, покажем весёлый танец.
Презентация №2. (Физминутка «Весёлое болото»)
Слайд №22 (Веселая царевна –лягушка).
Воспитатель: Вот и помогли мы сказочным героям. Пора и к замку возвращаться, посмотреть проснулась ли заколдованная принцесса. Но идти в гости с пустыми руками нельзя. Давайте нарисуем в подарок картины? Проходите за столы. У вас на листах изображены геометрические фигуры, назовите их.
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята дорисуйте эти фигуры так, чтобы получился предмет, который вы бы подарили принцессе.
Работа детей, рассматривание рисунков, дети подходят к экрану.
Слайд №22 (Принцесса проснулась)
В. : Ой, ребята, посмотрите, кто проснулся. Это же наша принцесса. Мы помогли сказочным героям. Лучи солнца осветили весь ее замок и она проснулась. Давайте поздороваемся с ней и покажем наши рисунки. Принцесса вас благодарит и оставила подарок: вазочку с леденцами.