Екатерина Соколова
Педагогическая мастерская «Давайте гореть, не сгорая!»
▼ Скачать + Заказать документы
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ СОЛНЕЧНОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 44»
Районное методическое объединение
педагогов-психологов
«Давайте гореть, не сгорая!»
Подготовила
педагог-психолог :
Соколова Е. В.
22.03.2018
Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов.
Ход мероприятия:
1. Теоретическая часть
Публикация «Педагогическая мастерская „Давайте гореть, не сгорая!“» размещена в разделах
Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
Внешние факторы
• однообразная работа, повторяющаяся изо дня в день
• отсутствие ясности выполняемой работы, постоянно меняющиеся требования и условия
• Хроническая напряженность психоэмоциональной деятельности (активно ставить и решать проблемы, усиленно запоминать и быстро интерпретировать информацию);
• Дестабилизирующая организация деятельности (нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, завышенные требования);
• Повышенная ответственность за исполняемые функции (самоотдача и самоконтроль столь высоки, что к следующему рабочему дню психические ресурсы не восстанавливаются)
• Неблагополучная психологическая атмосфера (конфликтность по вертикали «руководитель- подчинённый», и по горизонтали «коллега- коллега»);
• Психологически трудный контингент (дети с аномалиями в развитии, нервной системе и т. д).
Внутренние факторы
• Склонность к эмоциональной ригидности (кто неактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан);
• Интенсивное восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности (повышенная ответственность за порученное дело, «отдаётся делу без остатка»)
• Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.
• Не привык и не умеет поощрять себя за проделанную работу.
• Нравственные дефекты и дезориентация личности. Включенность при работе такие моральных аспектов, как совесть, честность, уважение прав и достоинств других, добропорядочность.
Симптомы:
Физические усталость, чувство истощения, восприимчивость к изменениям внешней среды, частые головные боли, расстройство ЖКТ, избыток или недостаток веса, отдышка, бессоница
Поведенческие и психологические работа становится все тяжелее, а способности ее выполнять все меньше; рано приходит на работу и поздно уходит, или наоборот, поздно приходит и рано уходит; берет работу на дом;, неуверенность,; чувство вины, невостребованности; чувство неосозново беспокойства, скуки; раздражительность, подозрительность; неспособность принимать решения, дистанцированность от коллег; повышенное чувство ответственности.
Профилактика
Эмоциональное выгорание можно предотвратить, если выработать для себя некий расслабляющий ритуал. Это может быть медитация, прослушивание любимой музыки и т. п. Кроме того, психологическое здоровье человека во многом зависит от таких факторов, как правильное питание, регулярные физические нагрузки. В ходе выполнения профессиональных обязанностей психологи советуют, научиться говорить «нет» там, где это необходимо, а также ежедневно устраивать небольшой «технологический» перерыв, полностью отстраняясь от работы хотя бы на несколько минут. Также мощным средством борьбы со стрессом является творчество, а потому для предупреждения эмоционального выгорания крайне важно развивать свое творческое начало.
Психолог: Что бы понять на какой стадии эмоционального выгорания находитесь Вы, предлагаю пройти экспресс-оспросник.
Экспресс-опросник выгорания
Ответьте на вопросы «да» или «нет». За каждый положительный ответ начислите себе 1 балл.
1. Когда в воскресенье я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток дня уже испорчен.
2. Если бы у меня была возможность уйти на пенсию, я сделал бы это без промедления.
3. Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры.
4. То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия дети.
5. На протяжении последних трех месяцев я отказывался от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях.
6. Придя с работы я чувствую себя, как выжатый лимон.
7. С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной.
8. О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое.
9. Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать ее ко всем чертям
10. За последние 3 месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул бы что-нибудь новенькое.
Оценка результатов:
0 – 1 балл. Синдром выгорания вам не грозит.
2 –6 баллов. Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.
7 –9 баллов. Пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.
10 баллов. Налицо синдром эмоционального выгорания.
Упражнение «Жизненное пространство»
Материалы: Чистый лист бумаги, простой карандаш и цветные карандаши или фломастеры.
Инструкция: Нарисуйте окружность, и, разделив площадь круга на секторы, обозначьте сферы деятельности Вашей жизни. Например, воспитание детей, работа, хобби, спорт, Интернет и др.
Поделите площадь круга на сферы деятельности в процентном соотношении. Все Ваше время возьмите за 100%.
Теперь раскрасьте каждую из сфер деятельности в цвет, который, по Вашему мнению, ей более всего подходит.
Ответьте на вопросы и запишите ответы:
• Красочная ли получилась картина?
• На что Вы в основном тратите свое время?
• Все ли Вас устраивает в этой схеме
• Что бы Вы хотели изменить?
Теперь возьмите новый чистый лист и организуйте свое жизненное пространство так, как желаете Вы, со всеми «хочу» и «не хочу».
Дайте волю своей фантазии, и не важно, что «. в моей жизни этому не быть никогда».
Создайте для себя условия, которые важны для Вас, пока хотя бы на листе бумаги.
Методика 10 животных
Уважаемые коллеги! Перечислите, пожалуйста, 10 животных в порядке убывания вашей симпатии к ним. На листочках в столбик запишите этих животных.
• Есть ли среди них тот, на кого вы похожи?
• Где он находится в списке?
• На каком месте?
Интерпретация результатов
• Если в самом начале, то у вас несколько завышенная самооценка, если в самом конце, вы, скорее всего, недооцениваете себя, если же в середине — вы оцениваете себя объективно, знаете свои плюсы и минусы. Адекватная самооценка — залог психологического здоровья и барьер для эмоционального выгорания.
Упражнение «Жил-был педагог»
Ваша задача, не особо задумываясь, закончить предложения. Здесь не может быть правильных и неправильных ответов. Пишите первое, что придет в голову. Время на выполнение 2-3 минуты.
Это проективная методика. Это когда человек рисует или описывает что-либо, на подсознательном уровне имея в виду свои переживания и проблемы.
• Прочтите, пожалуйста, по очереди только первое предложение.
• Прочтите еще раз про себя свои ответы. Они Вам нравятся? Если да, то замечательно. Если же что-то вызывает у Вас недовольство – в течение 1-2 минут перечитайте, подумайте и перепишите непонравившиеся предложения так, как бы Вам хотелось. Переведите все на позитив.
• Вот такими несложными упражнениями можно проработать любую проблему.
Игра «Волшебный стул»
В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени, с педагогами и родителями на собрании. С помощью куска ткани и ленты можно быстро оформить «Волшебный стул», который будет способствовать повышению самооценки, улучшению взаимоотношений. В определенном месте группы, в центре ставится «Волшебный стул», можно изготовить корону. Приглашаются участники. Участники двигаются, взявшись за руки вокруг стула, при этом произносят слова:
Кто сегодня всех красивей,
Кто сегодня всех счастливей,
Поскорей появись-
на Волшебный стул садись.
Участник, который оказался перед сиденьем стула, садится на него. Все по-очереди говорят ему положительные комплименты. Приняв от каждого комплимент – участник выражает вербально и невербально знак благодарности сообщает о своих чувствах.
Упражнение «Почувствуйте счастье».
Цель: раскрепощение и фиксирование этого состояния.
Инструкция: Закройте глаза. Сосредоточьтесь на себе, упокойте свое дыхание, расслабьтесь и вспомните те моменты в своей жизни, когда вы были совершенны, когда вы любили и вас любили, когда вы ощущали гармонию с миром, с собой. Ощутите все, что тогда вы видели перед собой, цвета, звуки. Какое чувство переживало ваше тело? Погрузитесь в это состояние и позвольте себе находиться в нем ровно столько, сколько вам захочется. Прикоснитесь к мизинцу правой руки- поставьте «якорь», закрепите это чувство, запомните все краски, звуки, движения. Откройте глаза.
Экспресс-опросник выгорания
Ответьте на вопросы «да» или «нет». За каждый положительный ответ начислите себе 1 балл.
1. Когда в воскресенье я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток дня уже испорчен.
2. Если бы у меня была возможность уйти на пенсию, я сделал бы это без промедления.
3. Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры.
4. То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия дети.
5. На протяжении последних трех месяцев я отказывался от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях.
6. Придя с работы я чувствую себя, как выжатый лимон.
7. С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной.
8. О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое.
9. Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать ее ко всем чертям
10. За последние 3 месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул бы что-нибудь новенькое.
Упражнение «Жизненное пространство»
Материалы: Чистый лист бумаги, простой карандаш и цветные карандаши или фломастеры.
Инструкция: Нарисуйте окружность, и, разделив площадь круга на секторы, обозначьте сферы деятельности Вашей жизни. Например, воспитание детей, работа, хобби, спорт, Интернет и др.
Поделите площадь круга на сферы деятельности в процентном соотношении. Все Ваше время возьмите за 100%.
Теперь раскрасьте каждую из сфер деятельности в цвет, который, по Вашему мнению, ей более всего подходит.
1. По утрам он просыпался и думал ___
2. Собираясь на работу, он ___
3. Весь рабочий день он мечтал ___
4. Придя домой, он ___
5. Засыпая, он думал ___