Александра Захарова
Родительское собрание «Давайте познакомимся!»
Родительское собрание «Давайте познакомимся!»
Цели:
1) знакомство родителей и нового классного руководителя;
2) создание эмоционального настроя на совместную работу, атмосферы взаимного доверия;
3) составление плана (тематики) родительских собраний на год в соответствии с выявленными проблемами.
Участники: родители, классный руководитель учащихся 5-го класса, школьный психолог.
Подготовка.
Публикация «Родительское собрание „Давайте познакомимся!“» размещена в разделах
1. За 1 - 2 недели классный руководитель приглашает родителей на родительское собрание пригласительными письмами.
2. Психолог среди учащихся класса проводит графический тест «Рисунок семьи».
3. Заранее готовятся бланки для ответов на вопросы анкеты АСВ (см. Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. М. ; СПб., 1996.).
Оформление, оборудование и инвентарь.
1. Доска в кабинете оформлена рисунками учащихся (без подписей).
2. У стены стоят столы, на которых лежат специальные листочки для визиток, а также маркеры, фломастеры и булавки.
3. Стулья для участников собрания поставлены в круг в центре кабинета.
Ход собрания.
I. В кабинете звучит тихая музыка. Родители проходят в кабинет, рассаживаются на стулья.
II. Вступительное слово классного руководителя.
Добрый вечер, дорогие родители! Я благодарю вас за то, что вы пришли на наше собрание. Сегодня оно будет необычным. Мы проведем его в виде совместной беседы, от-кровенного разговора о проблемах воспитания. Хотелось бы, чтобы сегодня высказались все. А для начала давайте познакомимся. Сейчас вам необходимо подойти к столам у стены и сделать себе визитку. Пусть эта визитка отразит то, какое обращение к себе вы хотели бы слышать в течение вечера, и информацию, которую вы считаете необходимым о себе указать (сообщить). Дерзайте, фантазируйте!
III. Работа родителей над визитками. Сделав визитку и прикрепив ее к одежде, родители возвращаются в круг.
IV. Классный руководитель:
Мы продолжаем работу. Давайте теперь представимся в соответствии со своими визитками, а также расскажем немного о себе, о тех проблемах, которые нас волнуют. Давайте сразу договоримся, что сегодня мы не будем давать никому оценок, никого не будем критиковать, наша задача — создать атмосферу взаимного расположения и доверия.
Классный руководитель и психолог также участвуют в разговоре.
Подводя итоги, классный руководитель разъясняет, что наличие проблем неизбежно, особенно когда люди размышляют о жизни и людях, которые рядом с ними живут. Кроме того, увидеть проблему — значит сделать первый шаг к ее решению. Вторым шагом будет совершенствование жизни, в данном случае — семьи. Проблемы всегда легче решать вместе, поэтому давайте продолжим знакомство друг с другом, а для этого поиграем.
V. Классный руководитель проводит с родителями следующую игру :
Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет. Например, я скажу: «Пересядьте те, у кого есть сестры», — и все, у кого есть сестра, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно место из свободных, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит игру. Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге.
VI. Работа родителей в группах.
Для работы в группах в кабинете переставляются столы и стулья и создаются рабочие места. На группы родители делятся в соответствии со временем года, в которое они роди-лись.
Классный руководитель:
А сейчас я приглашаю вас всех посетить выставку работ ваших детей. Рассмотрите рисунки, сравните их между собой, попробуйте угадать, какой рисунок принадлежит ва-шему ребенку. Обсудите в группах свои наблюдения. А для научной интерпретации рисунков я пригласила школьного психолога. Проверьте свои догадки.
VII. Выступление психолога с анализом рисунков, а также данных других психологических исследований.
Семья — это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье, еще до школы, формируются основные черты характера ребенка, его привычки. И каким будет ребенок — благополучным или нет — зависит от того, каковы взаимоотношения в семье между ее членами. Семейная жизнь многообразна, не бывает семей без проблем, без трудностей. (Мы сегодня с этого начали наш разговор.)
Наша задача — понять, какие стороны воспитания способствуют развитию детей, их адаптации в школе и в обществе, а какие факторы являются тормозящими и отклоняющими развитие от нормы.
В конце выступления психолог предлагает родителям анкету, ответы на вопросы которой позволят на следующем собрании продолжить разговор о трудностях семейного воспитания и о способах их преодоления.
VIII. Анкетирование родителей.
Родители отвечают на вопросы анкеты АСВ (по книге Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. М. ; СПб., 1996.). Каждому родителю раздаются бланки для ответов.
(Если это необходимо, то психолог предлагает упражнения на релаксацию или игры для установления эмоционального контакта.)
IX. Составление плана родительских собраний на год.
Классный руководитель:
Сейчас нам предстоит последний этап работы. Я предлагаю вам еще раз в группах обсудить уже прозвучавшие сегодня проблемы, связанные с воспитанием детей, и на ос-новании этого составить примерный план родительских собраний на год. На работу вам дается 5 - 10 минут. Затем представители групп выступят и обоснуют свои варианты.
X. Обсуждение и утверждение тематики родительских собраний на год.
XI. Подведение итогов. Классный руководитель:
Наше собрание подошло к концу. Надеемся, вы довольны совместной работой. Впереди — долгий путь, но вместе мы сможем решить многие проблемы. Решением нашего собрания будем считать принятие тематики родительских собраний, которые пройдут в этом учебном году.
Литература
1. Романов Е. С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1992.
2. Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. М. ; СПб., 1996.