Анжела Терещенко
Педагогическая мастерская для воспитателей «Развитие мелкой моторики рук»
▼ Скачать + Заказать документы
Родителей и педагогов всегда волновал и волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Важно не упустить время, сделать все необходимое, чтобы малышу в современной школе учиться было легко.
Современному школьнику очень нужны умелые руки. Хочется вспомнить слова Максима Горького «…рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга».
Публикация «Педагогическая мастерская для воспитателей „Развитие мелкой моторики рук“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Мы сегодня с вами остановимся на одном аспекте развития дошкольников – это развитие мелкой моторики рук, и влиянии на….
Что же такое мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук, в результате скоординированных действий трех систем нервной, мышечной, костной.
Зачем же нужно развивать мелкую моторику рук? Это можно объяснить по-разному, но нет такого педагога, который отрицал бы значение работы с рукой. Это и:
• развитие соответствующих отделов мозга,
• обострение тактильных возможностей;
• тренировка мускульной памяти;
• развитие усидчивости и внимания;
• подготовка к обучению письму.
Вот сколько всего может случиться. Если начать … с пальчика!
Начинать работу по развитию мелкой моторики, конечно нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте – выполнять простые пальчиковые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывая, конечно, о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
Дети от года до двух хорошо воспринимают "пальчиковые игры", выполняе-мые одной рукой.
Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.
Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга.
Старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным рекви-зитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.
В младшем и среднем возрасте работа сводится к развитию возможности управлять своими руками и пальцами, что создает основу для овладения в стар-шем дошкольном возрасте пишущими инструментами и некоторыми графиче-скими умениями.
И конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки становится важной частью подготовки к школе.
Дошкольный возраст – это прежде всего, возраст игры, возраст развития творчества, воображения, любознательности. Для ребенка игра – это способ познания мира. Ребенок растет ему все интересно в этом мире, поэтому заняться развитием детской руки можно легко и незаметно.
Для развития мелкой моторики рук и координации движения воспитатели нашего детского сада используют разные методы и приемы работы:
1. Пальчиковый игротренинг:
• Массаж кистей рук;
• Пальчиковая гимнастика, физминутки;
• Пальчиковые игры со стихами;
• Пальчиковый театр;
• Театр теней.
2. Использование элементов ТРИЗ:
• Лепка из пластилина, соленого теста, с использование природного материала (семена, крупы, ракушки);
• Традиционные и нетрадиционные техники рисования : кистью, пальчиками, свечой)
• Конструирование из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО»;
• Различные виды аппликаций.
3. Развитие графической моторики :
• Рисование по трафаретам;
• Штриховка;
• Дорисовка (по принципу симметрии);
• Лабиринты;
• Графические диктанты.
4. Дидактические игры:
• Шнуровка;
• Игры с мелкими предметами;
• Пазлы, мозаика.
И для достижения желаемого результата работу проводим регулярно, используя следующие формы работы:
• Совместная деятельность воспитателя с детьми;
• Индивидуальная работа с детьми;
• Свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей.
В группах создана необходимая предметно-развивающая среда : игрушки развивающего характера, пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, конструкторы: дидактические игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых сделаны самостоятельно и с помощью родителей.
Воспитателями были :
• Изготовлены папки-передвижки «Пальчиковая гимнастика», «Первые шаги в освоении письма».
• Проведены консультации для родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в семье :
«Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития детей раннего возраста» (ясельная группа);
«Развитие мелкой моторики в быту» (младшая группа);
«Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»(средняя группа);
«Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму» (старшая группа)
Для воспитателей детского сада были проведены:
консультация «Игровые упражнения для развития мелкой моторики рук»
семинар-практикум «Большие возможности мелкой моторики»
открытые занятия: «Играем нашими пальчиками» с детьми ясельной группы «Путешествие в сказку» (развитие мелкой моторики руки через действия с предметами, конструктивную деятельность, пальчиковую гимнастику) с детьми средней группы
Таким образом, чтобы результаты работы были эффективными мы стараемся использовать разнообразные формы, приемы и методы работы.
Результаты свой работы видим в проявлении интереса детей к различным видам деятельности, испытания удовольствия от творческого процесса, от того, что ребенок что-то сделал сам.
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше ее взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее». В. А. Сухомлинский