Ковальчук Ольга Борисовна
Патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к славным традициям ВМФ
▼ Скачать + Заказать документы
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к славным традициям ВМФ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- День Военно-морского флота, ВМФ, июль
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Патриотическое воспитание становится одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением в современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества. По своей сути эта тема очень многогранная. На данной конференции хотелось бы поделиться опытом работы по взаимодействию с морским клубом «Гардемарины» «СОШ №34» г. Старый Оскол, в рамках которого наши дошкольники знакомятся с особенностями несения службы в рядах Военно-морского флота.
Учитывая психологические особенности детей старшего дошкольного возраста, их стремление познавать все новое в нашем дошкольном учреждении создан клуб «Юнга», в котором дошкольники знакомятся с традициями службы в рядах ВМФ, встречаются с ветеранами, изучают историю и подвиги мичманов, капитанов, отважно сражавшихся на морских границах нашей Роди. Учитывая то, что воспитание целостной личности требует применение взаимосвязанных средств и различных форм влияния педагогами нашего дошкольного учреждения была разработана авторская программа «Юный патриот» по военно-патриотическому воспитанию старших дошкольников, а на ее основе был разработан проект «Юнга» по взаимодействию со школьным клубом «Гардемарин». Целью данного проекта является патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к славным традициям Военно-морского флота России.
Содержание материала авторской дополнительной образовательной программы «Юный патриот» распределено по месяцам. Мероприятия, проводимые в дошкольном учреждении организуются руководителем клуба «Юнга», с участием членов школьного морского клуба «Гардемарины», на территории школы № 34 – руководителем и членами клуба «Гардемарины».
В зависимости от содержания мероприятия проводятся:
1. на территории детского сада:
• спортивной площадке,
• бассейне,
• комнате патриотического воспитания;
2. на территории СОШ № 34:
• музее «Боевой Славы»,
• клубе «Гардемарины»,
3. на реке Оскол:
• соревнования по гребле на байдарках с участием юнг клуба «Гардемарины»
• празднование дня ВМФ.
Все содержание авторской программы подобрано так, чтобы обеспечить физическое, интеллектуальное развитие детей, воспитать в них чувство патриотизма, интерес к традициям и основам морской службы. В авторскую дополнительную образовательную программу «Юный патриот» включены мероприятия, предусматривающие развитие у детей любознательности, логического мышления, воспитание чувства патриотизма, коллективизма, чувства взаимопомощи и взаимовыручки.
Особенности проведения мероприятий
В старшем дошкольном возрасте начинает развиваться словесно-логическое мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации и т. д., но и "живые" наглядные предметы и материалы (морская форма, макеты кораблей, виды морских узлов и т. д.). Для этого необходимо организовать посещение городских, школьных музеев, а также комнаты патриотического воспитания в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю ВМФ.
Темы мероприятий, ООД распределены по месяцам. В содержании программы предусмотрены как теоретические ООД, так и практические по изготовлению поделок на морскую тематику, вязанию морских узлов, а также экскурсии в музей боевой славы школы №34, целевые прогулки на набережную реки Оскол. Встречи со старооскольцами и гостями нашего города, служившими в рядах ВМФ.
Наиболее приемлемые формы организации образовательной деятельности: беседы, тематические прогулки, экскурсии, подвижные, сюжетно-ролевые и дидактические игры, соревнования, развлечения, викторины, игры-путешествия, выставки, практические занятия. Важно, чтобы они повышала детскую мыслительную активность.
Отдельные темы приурочены к конкретным событиям и праздникам, например, экскурсия на набережную реки Оскол — ко дню ВМФ, развлечения спортивной и музыкальной направленности — ко Дню защитника Отечества и т. д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.
Каждое ООД, экскурсия или праздник предусматривают 3 этапа работы: подготовку, проведение образовательной деятельности, подведение итогов. Подготовка включает в себя чтение литературы, рассматривание иллюстраций, беседы с детьми, составление сценариев, подбор игр. Во время ООД дети получают новые знания, знакомятся с экскурсионными объектами, упражняются в освоении практических умений и навыков, играют на открытом воздухе, учатся контактировать друг с другом и взрослыми. При подведении итогов дети делятся своими впечатлениями от мероприятия, отражают их в рисунках, изготавливают макеты, участвуют в создании тематических альбомов.
Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны для повышения познавательной активности детей. Занятия на развитие наблюдательности, любознательности, творческой активности детей желательно проводить в игровой форме.
Формой подведения итогов являются праздники, конкурсы знатоков, выставки творческих работ.
Большое внимание уделяется совместной деятельности педагогов с детьми, включающей различные виды деятельности:
продуктивная деятельность: рисование, лепка, работа с природным и бросовым материалом;
игровая деятельность: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры;
познавательная деятельность: логические упражнения, решение проблемных ситуаций, кроссвордов, ребусов, головоломок.
двигательная деятельность: преодоление полосы препятствий, освоение азбуки семафора, вязание узлов.
Практические занятия дают дошкольникам возможность проявить свои творческие способности, получить и закрепить умения и навыки.
Привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" педагогам помогут конкретные факты из жизни моряков запаса. Важно подвести детей к пониманию, что мы победили в ВОВ потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за мир, а имена героев ВМФ увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Кроме того, у детей дошкольного возраста важно сформировать навык безопасного поведения на воде, а перенимая опыт членов военно-патриотического клуба «Гардемарины» представляется возможным познакомить детей с вязанием морских узлов, семафорной азбукой и вызвать желание заниматься водными видами спорта и т. д.
Образовательный эффект всех форм патриотического воспитания зависит от того, насколько системно будут формироваться знания детей о Родине, исторических событиях, происходящих в стране, её защитниках. Ознакомление с защитниками водных границ Отечества, формирование нравственного, эмоционально-волевого отношения к деятельности по защите Родины одно из направлений такой работы. Задача педагогов в этих условиях заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость дошкольников, познакомить их с историей Военно-Морского Флота, развить у них чувство восхищения моряками Военно-Морского Флота, вызвать желание в будущем встать в их ряды.
Источник:
1. Интернет – сайт: https://mdou-pervouralsk.narod.ru/konsultatsii_dlya_pedagogov/
2. Интернет-сайт: https://shipandship.cat.ru/