наталья максимейко
Приобщение дошкольников к истокам традиций национальной культуры через ознакомление с русской литературой
▼ Скачать + Заказать документы
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета
среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, живописи…»
Д. С. Лихачев
Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут наши потомки? Наши дети должны знать хорошо не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; реализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой.
Публикация «Приобщение дошкольников к истокам традиций национальной культуры через ознакомление с русской литературой» размещена в разделах
И поэтому приобщение детей к истокам народной культуры означает сохранение традиций народа, преемственность поколений, возрастание духа.
Самые первые произведения, с которыми взрослый обращается к ребёнку – пестушки, это игры с приговариванием, активным поглаживанием, использованием пальцев ребёнка и взрослого. В раннем возрасте общение с фольклором активно развивает речь ребенка, закладывает основы нравственности, самостоятельности, прививает азы культурно-гигиенических навыков.
Традиционная культура представлена сказками, преданиями, народным фольклором, стихотворениями, образами героев и другими явлениями, в которых переплетается память о значительных событиях в жизни больших групп людей и вымысел. Чаще всего образцы народной культуры отражают житейскую мудрость, которая дополняется конкретно-историческими обстоятельствами, закрепляющимися и передающимися из поколения в поколение рассказами. В большинстве случаев в них отражаются не реально имевшие место в действительности события, а социальные отношения между людьми, дополненные фантазией рассказчиков, их представлениями о добре и зле, идеальном обществе.
Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных черт народа делало их эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.
Оптимизм сказок особенно нравится детям, что усиливает их воспитательное воздействие. Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. Забавность сказок повышает интерес детей к ним. Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок всех народов мира. Эти особенности сказок и позволяют использовать их при решении педагогических задач.
Рассмотрим сказку в системе нравственного воспитания. Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру и окружающим людям. В этике существуют две основные нравственные категории – добро и зло. Соблюдение моральных норм ассоциируется с добром. Нарушение же моральных требований и правил, отступление от них характеризуется как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества. Нравственные категории такие, как хорошо и плохо, можно и нельзя, добро и зло, необходимо формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут педагогу показать:
• Как дружба помогает победить зло («Три поросенка», «Зимовье зверей»);
• Как добрые и миролюбивые персонажи побеждают злых («Красная шапочка», «Буратино», «Волк и семеро козлят»);
• Что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).
Сказка не дает прямых наставлений и указаний (типа «Слушай родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в её содержании всегда заложен смысл и урок, который дети постепенно воспринимают, если многократно возвращаться к тексту сказки. Из понимания, анализа народных сказок детьми следует моральное воспитание, так как нравственность заложена в их сюжетах.
Эффективным способом развития мышления детей является формирование умения сравнивать и понимать это сравнение. Анализ содержания сказки и установление связи содержания с каким-либо метким выражением (пословица, поговорка, приговорка) приучают детей мыслить, определять значение каждого произведения, находить в нем поучение. В работе с дошкольниками целесообразно использовать фольклор, который не только способствует формированию эмоционального и положительного отношения к миру, но и познавательному развитию. При выборе фольклорных произведений мы опираемся на следующие принципы:
• доступность содержания детям дошкольного возраста;
• познавательная и нравственная значимость;
• возможность формирования на их основе умения «чувствовать» окружающий мир.
Народ на протяжении долгого времени копил опыт в установлении связей между объектами природы и миром людей. Этот опыт облекался народом в форму примет, пестушек, поговорок, пословиц, закличек, загадок, песен, сказок, легенд.
Приметы позволяли нашим предкам предвидеть, каким будет урожай, «угадывать» погоду на ближайшее время, находить дорогу домой…Знание и использование примет в повседневной жизни помогают развить
Мы все часто слышим – русская культура, русские традиции. В это понятие неизменно входит и православная культура, православные праздники. В нашей стране продолжается становление новой системы образования, и особая роль принадлежит духовному воспитанию личности. Почему духовное воспитание? Этот термин имеет право на существование, он подчеркивает взаимосвязь нравственного и духовного воспитания как части целого, т. к. человек, следуя нравственным нормам в постоянно изменяющихся и противоречивых ситуациях, должен иметь определенные ориентиры – высшие ценности, которые являются своеобразным компасом на жизненном пути. Кроме того, термин «духовно-нравственное» воспитание определяет связь духовной культуры общества и процесса воспитания, ибо с понятием «духовности» соотносится потребность в познании мира, себя, смысла назначения своей жизни.
Чтобы показать ребенку, что наряду с внешним окружающим его миром есть и другой, внутренний мир человека-мир желаний, переживаний, чувств, педагоги должны раскрыть духовно-нравственных ценности, познакомить детей с библией. Воспитывать такие добродетели, как милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях как со сверстниками, так и с взрослыми. Любить всех и каждого, быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, быть довольным тем, что имеешь, уметь просить прощение за дурные поступки, поступать честно, правдиво, никогда не делать другим того, чего не хотел бы сделать себе. Вызвать интерес к изучению и посещению храмов, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и отечественной культуре.
Эти задачи решаются поэтапно и конкретизируются для каждой возрастной группы. Известно, что нет «взрослых» и «детских» нравственных норм и понятий. Все нравственные категории усваиваются детьми, хотя уровень усвоения, конечно же зависит от возраста.
Возрождение национальной культуры и воспитание нравственности в наших детях способно сохранить то человеческое, заложить те нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к негативным влияниям, научит их правилам общения и умению жить среди людей.
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечными остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. И мы считаем, что расширенное, глубокое понимание детьми всех литературных форм поможет воспитать настоящего человека, как внешне, так и внутренне. Сделает его красивым, человечным, достойным имени «человек».