Елена Жигова
Приобщение дошкольников к художественной литературе через творчество Евгения Ивановича Чарушина
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность приобщения дошкольников к миру художественной литературы определяется тем, что в наш век информатизации у детей снижается интерес к чтению. Уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора или компьютерные игры. Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Книга же, напротив, дает возможность домыслить, “дофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно. Книга приобщает к культуре. Данное направление представлено в Федеральных государственных стандартах дошкольного образования в двух образовательных областях: - речевое развитие включает знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; - художественно-эстетическое развитие предполагает восприятие художественной литературы, фольклора; стимулирует сопереживания персонажам художественных произведении. Цель: Формирование понимания образного языка рассказов Е. И. Чарушина, тем самым развитие у детей литературной и художественной речи.
Публикация «Приобщение дошкольников к художественной литературе через творчество Евгения Ивановича Чарушина» размещена в разделах
Задачи:
• Познакомить детей с жизнью и творчеством писателя Е. И. Чарушина;
• Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов;
• Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, уместность употребления его в собственной речи (поговорки, загадки, звукоподражание);
• Посредством произведений писателя способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным.
Творчество Евгения Ивановича Чарушина - это подлинно художественное явление в истории становления и развития детской книги в России. Художник-анималист и писатель, он дарит ребенку с ранних лет жизни неповторимое чувство красоты родной природы, родного края, Родины нравственности человека. Произведения Е. И. Чарушина сильны тем, что, как бы исподволь, учат добру, ответственности и причастности человека ко всему, что его окружает. Поэтому я решила уделить больше внимания творчеству Евгения Ивановича Чарушина и привлечь к этому своих воспитанников. Началось все с того, что ребенок принес книгу Е. И. Чарушина «Про Томку». Рассказ детям очень понравился, и я стала читать детям и другие рассказы Е. И. Чарушина. Мы с детьми много читали. Дети отвечали на вопросы по содержанию произведения, пересказывали произведения. Не у всех детей дома были книжки Е. И. Чарушина и они совместно с родителями посетили библиотеки, где познакомились с еще не прочитанными произведениями. Настолько книги Е. И. Чарушина заинтересовали детей, что мы решили собрать свою библиотеку и пополнили книжный уголок произведениями Е. И. Чарушина. Под впечатлениями посещения библиотеки с родителями, дети стали обыгрывать ситуации в совместных играх. Таким- образом у нас родилась сюжетно-ролевая игра «Библиотека». Для этого мы подписали книги, сделали карточки. Объяснила правила поведения в библиотеке. Стала формировать в детях бережное отношение к книгам. Благодаря этому дети с интересом стали помогать ремонтировать книги. Я познакомила детей с жизнью и творчеством автора-иллюстратора. Рассказала, что рисовать Е. И. Чарушин начал рано, можно сказать, что он вырос с карандашом и кистью в руках. Еще маленьким мальчиком он часто сопровождал отца в поездках, проводил много времени с бывалыми охотниками, лесниками и ему больше всего нравилось рисовать маленьких птиц и зверей. Рассматривая иллюстрации Е. И. Чарушина, у детей часто возникало желание пожалеть и погладить животное. Многие дети рассказывали о своих домашних животных. Еще я использую одну из форм приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе как просмотр диафильмов. Применение диафильмов по ознакомлению с произведениями Е. И. Чарушина придает им характер необычности, вносит новшество. Детям, как правило показываю диафильмы на темы сказок и рассказов, которые они уже слушали. Я знакомила детей не только с иллюстрациями Е. И. Чарушина, но и с иллюстрациями других художников. Мы очень много сравнивали. В иллюстрациях Е. И. Чарушина мир зверей раскрыт в ярких образах, с большой теплотой и гуманностью. Собственная техника легкого акварельного рисунка без использования сковывающего контура, делает чарушинские иллюстрации запоминающимися. Он умел показать индивидуальность животного простым пятном и штрихом, передав при этом всю палитру чувств и великолепия его создания. В изображении своих героев художник часто прибегал к крупным планам, чтобы читатель мог рассмотреть их характерные черты - ведь своего героя художник рисовал максимально правдиво с точки биологии. Е. И. Чарушин придавал огромное значение детскому творчеству, предлагал взрослым оказать помощь в формировании образа, в поисках средств выразительности, поэтому и мы с детьми много рисовали и лепили по произведения Е. И. Чарушина. Дома дети рассказывали наиболее понравившиеся рассказы родителям и также рисовали иллюстрации. Родители записывали запомнившиеся рассказы. В группе мы организовали выставку поделок, где дети использовали природный материал, ткань, бумагу, пластилин. Использовали нетрадиционные техники. Дети в своем видении изображали понравившихся героев. Сюжеты и герои произведений очень нравятся детям. В театральной деятельности дети также проявили интерес к произведениям Е. И. Чарушина. Они очень часто, используют атрибуты нашего театра, обыгрывают поведение и характеры любимых героев. У детей расширяется словарный запас, формируется грамматический строй речи, включается воображение и развивается пластика движений. Ребенок мимикой и жестами показывает характер животного. Используется пальчиковый театр, маски, фланелеграф, перчаточный театр. Также привлечены и родители моих воспитанников. Вместе с детьми они рисовали иллюстрации к рассказам. Получились удивительные книжки-картинки, которые очень полюбились детям. Совместно с детьми изготовили дидактическую настольно-печатную игру «Опиши животное». По картинкам дети составляют описательный рассказ, подбирают действия. Большая работа, проводимая в группе с детьми по ознакомлению с творчеством Е. И. Чарушина, принесла свои результаты: дети стали проявлять интерес к книгам, чаще рассматривать иллюстрации, делиться впечатлениями о прослушанных произведениях. Все истории Е. И. Чарушина, будь то смешные или грустные, забавные или героические, всегда имеют большое воспитательное значение. Оно состоит в том, что вызывает у ребенка добрые чувства: чуткость, желание заботиться о слабых, защищать беззащитных.