Анна Шевела
Из опыта работы «Патриотическое воспитание дошкольников через ОО»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 25 г. Курганинска муниципального образования
Курганинский район
Из опыта раб
оты[/b]
«Патриотическое воспитание дошкольников через ОО «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»
Подготовила:
Лаптева А. А.
г. Курганинск
2016г.
Публикация «Из опыта работы „Патриотическое воспитание дошкольников через ОО“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
Патриотическое воспитание ребенка
- основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Мы, взрослые, все учились в школе и прекрасно помним, какое значение им ело когда-то воспитание подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма.
Изменения, прошедшие в нашем обществе в последние десятилетия, привели к деформации этих понятий, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращает нас к тем идеям, которые были связаны с историей нашей страны. Некрасовские строки: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» - неожиданно приобрели новое весьма актуальное звучание.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.
Еще классики педагогики, такие как Я. А. Каменский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский в своих трудах поднимали тему патриотического воспитания. Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Е. И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. К. Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Руководя деятельностью детей, мы, воспитатели, формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам. Вы знаете, что любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. Всему этому мы стараемся научить ребенка с самого младшего возраста.
Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через такие формы как:
- создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;
- тематические занятия;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, району, в музей, выставочный зал).
При работе с детьми, мною были использованы такие формы и методы работы:
- создание проблемной ситуации,
- мини – музей,
- совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок,
- конкурсы рисунков и поделок, ручной труд,
- беседа,
- театрализация,
- «Уроки доброты»,
- выставки и экспозиции,
- игры (дидактические, народные подвижные, настольно-печатные, игры-сотрудничества,
- сказки, развлечения, досуги, праздники, концерты,
- выставка военной техники, детских рисунков «Миру – мир, войны не нужно!»,
- коллажи, посвященные Великой Отечественной войне.
Большая роль в гражданско-патриотическом воспитании принадлежит педагогу, потому что мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя. Для повышения профессионального мастерства педагогов мы используем следующие формы: консультирование, семинары-практикумы, конкурсы педагогического мастерства, конкурсы по созданию предметно-развивающей среды в соответствии с современными требованиями, внедряем в практику совместной деятельности взрослого и детей метод проекта (мини-музей «Свеча памяти», создание мультфильмов по рисункам детей) и т. д.
Праздники, которые проводятся с дошкольниками, равномерно распределяются в течение всего учебного года и являются основой содержания образовательной программы. Дети, подготавливаясь к торжеству, учат стихи, песни, изучают его историю. Это и есть патриотическое воспитание дошкольников, т. к. у детей появляются не только знания, но и ценностное отношение к своим традициям. Праздник Победы, День защитника Отечества, День космонавтики, День народного единства и другие – это праздники, формирующие у детей гордость за свою Родину, за своих людей. В этом возрасте они знакомятся со своим регионом, с его особенностями и достопримечательностями.
Патриотическое воспитание дошкольников охватывает несколько образовательных областей. Через область «Познание» дети получают сведения о своей Родине, о других странах, о разных народностях и их традициях. Образовательная область «Коммуникация» позволяет детям наладить общение со сверстниками, изучать языки других народов, получать сведения от старших родственников об истории родного края, слушать и запоминать фольклорные произведения. Области «Музыка» и «Художественное творчество» позволяют детям лучше изучить произведения искусства, освоить навыки изображения росписей и украшения одежды людей тех национальностей, которые проживают в регионе.
Разработан перспективный план, раскрывающий содержание работы по патриотическому воспитанию, используя разнообразные формы работы: занятия, беседы, чтение художественной литературы, составление рассказом по картинкам, тематическим альбомам, экскурсии и пешеходные прогулки, сюжетно-ролевые, настольно-печатные и дидактические игры. Использование такого многообразия мероприятий способствует закреплению полученных знаний у детей, благотворно влияет на воспитание патриотических и гражданских чувств, даёт возможность почувствовать детям их причастность к истории и современной жизни города.
Одним из основных методов работы стали экскурсии, игровые прогулки. После экскурсии и прогулки проводятся беседы, которые формируют положительное отношение к тому, что увидели, развивают и обогащают их речь. Знания, полученные во время экскурсий и бесед, закрепляются в творческой деятельности (конструирование, аппликация, рисование, лепка). Какое восхищение и гордость можно было увидеть в глазах детей, когда они сами красили яйца, красиво их упаковывали, чтобы вечером подарить маме, делали «Масленки».
Знакомились с русской народной сказкой, пословицами, потешками, загадками. Обращаем внимание на предметы русской одежды, быта. Во время совместной продуктивной деятельности дети с удовольствием изготавливают бусы из рябины, шиповника, украшают бумажные сарафаны, раскрашивают хохломские ложки. На музыкальных развлечениях дети знакомятся с народной музыкой, поют народные песни, играют в игры народного характера (Ворон, хороводная игра Дружочек, Карусель, Солнышко-колоколнышко, Ах -вы сени); исценируют русские народные сказки, потешки.
Стихи о Великой Отечественной Войне – являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания.
Рассказы о Великой Отечественной Войне, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их прабабушек и прадедушек. Дети сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля, А. Митяева, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против фашизма, нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и национальностей.
Рассказы о родном городе (столице России) - отдельный вид специальной детской литературы для патриотического воспитания дошкольников. Здесь я использую сборники рассказов вроде "Прогулка по Кремлю", "Моя Москва"и т. п. Как правило, такие книги ярко проиллюстрированы, содержат подходящий для детского восприятия материал, изложенный в виде увлекательных рассказов: "…Как будто чудное растение или нагромождение скал возвышается собор Василия Блаженного, построенный еще при царе Иване Грозном…", "Как Кремль – сердце Москвы, так и колокольня Иван Великий" - сердце Кремля. Когда-то она была самым высоким зданием в Москве", " За Кремлём - стена, за стеной - Москва, За Москвой страна. Основной формой использования литературы в воспитании патриотизма у старших дошкольников является специально организованное занятие. В рамках ознакомления с окружающим, природой, литературой – дети слушают различные произведения, беседуют с педагогом, рассказывают свои впечатления, заучивают наизусть и пересказывают.
Проводятся занятия по ознакомлению с городом:
«История родного города» (как создавался, какое раньше было название города, как жили люди)
«Улицы родного города» (почему так называются, в честь кого названы, какая улица главная)
«Путешествие по родному городу» (разные дома, культурные учреждения, парки, фонтаны, скверы)
«Город-труженик» (рассказать о предприятиях города, дать названия, рассказать чем занимаются люди на работе)
«Они защищали Родину» (рассказать о героях войны, героях-кропоткинцах, в честь которых названы улицы города)
«Памятники родного города» (рассказать кому установлены, за что)
«Машины нашего города»(дать понятие «специальные машины» – пожарная, скорая помощь, полиция, машины, помогающие людям поддерживать чистоту города и др.)
Проводятся целевые экскурсии: в музей, Сбор иллюстраций с видами города, фотоальбомов «Мой любимый город», «Как красиво в нашем городе», «Фонтаны города», «Предприятия, где работают наши родители», «Магазины в городе», «Наши герои» и др.
Рисование и аппликация: «Моя улица, мой дом», «Город, в котором я живу», «Вечерний город», «Салют на День Победы», «Наш любимый парк», «Фонтаны города»
Конструирование: «Главная улица города», «Мосты в городе»
Конкурсы рисунков детей и родителей «Я гуляю по городу с мамой и папой», «Выходной день в парке», «День семьи в городе».
Составление коллажей «Я люблю тебя, мой город».
Чтение художественной литературы по теме.
Заучивание стихов о родном городе.
Просмотр видео о праздновании Дня города.
Изготовление сувениров для ветеранов Великой Отечественной войны
Возложение цветов к памятникам погибших воинов.
В уголок для родителей вывешиваем информацию, памятки и рекомендации по теме. Привлекаем родителей к участию в экскурсиях, конкурсах, собиранию материалов фотоиллюстраций, изготовлению поделок.
Таким образом, Систематическая работа, проводимая в ДОУ, позволяет привить дошкольникам первичные знания истории родного края, его особенностей развития и становления.