МААМ-картинки

Из опыта работы «Патриотическое воспитание дошкольников через ОО»

Анна Шевела
Из опыта работы «Патриотическое воспитание дошкольников через ОО»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 25 г. Курганинска муниципального образования

Курганинский район

Из опыта раб

оты[/b]

«Патриотическое воспитание дошкольников через ОО «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»

Подготовила:

Лаптева А. А.

г. Курганинск

2016г.

Публикация «Из опыта работы „Патриотическое воспитание дошкольников через ОО“» размещена в разделах

Патриотическое воспитание ребенка

- основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Мы, взрослые, все учились в школе и прекрасно помним, какое значение им ело когда-то воспитание подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма.

Изменения, прошедшие в нашем обществе в последние десятилетия, привели к деформации этих понятий, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращает нас к тем идеям, которые были связаны с историей нашей страны. Некрасовские строки: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» - неожиданно приобрели новое весьма актуальное звучание.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.

Еще классики педагогики, такие как Я. А. Каменский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский в своих трудах поднимали тему патриотического воспитания. Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Е. И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. К. Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Руководя деятельностью детей, мы, воспитатели, формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам. Вы знаете, что любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. Всему этому мы стараемся научить ребенка с самого младшего возраста.

Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через такие формы как:

- создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;

- тематические занятия;

- взаимодействие с родителями;

- взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, району, в музей, выставочный зал).

При работе с детьми, мною были использованы такие формы и методы работы:

- создание проблемной ситуации,

- мини – музей,

- совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок,

- конкурсы рисунков и поделок, ручной труд,

- беседа,

- театрализация,

- «Уроки доброты»,

- выставки и экспозиции,

- игры (дидактические, народные подвижные, настольно-печатные, игры-сотрудничества,

- сказки, развлечения, досуги, праздники, концерты,

- выставка военной техники, детских рисунков «Миру – мир, войны не нужно!»,

- коллажи, посвященные Великой Отечественной войне.

Большая роль в гражданско-патриотическом воспитании принадлежит педагогу, потому что мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя. Для повышения профессионального мастерства педагогов мы используем следующие формы: консультирование, семинары-практикумы, конкурсы педагогического мастерства, конкурсы по созданию предметно-развивающей среды в соответствии с современными требованиями, внедряем в практику совместной деятельности взрослого и детей метод проекта (мини-музей «Свеча памяти», создание мультфильмов по рисункам детей) и т. д.

Праздники, которые проводятся с дошкольниками, равномерно распределяются в течение всего учебного года и являются основой содержания образовательной программы. Дети, подготавливаясь к торжеству, учат стихи, песни, изучают его историю. Это и есть патриотическое воспитание дошкольников, т. к. у детей появляются не только знания, но и ценностное отношение к своим традициям. Праздник Победы, День защитника Отечества, День космонавтики, День народного единства и другие – это праздники, формирующие у детей гордость за свою Родину, за своих людей. В этом возрасте они знакомятся со своим регионом, с его особенностями и достопримечательностями.

Патриотическое воспитание дошкольников охватывает несколько образовательных областей. Через область «Познание» дети получают сведения о своей Родине, о других странах, о разных народностях и их традициях. Образовательная область «Коммуникация» позволяет детям наладить общение со сверстниками, изучать языки других народов, получать сведения от старших родственников об истории родного края, слушать и запоминать фольклорные произведения. Области «Музыка» и «Художественное творчество» позволяют детям лучше изучить произведения искусства, освоить навыки изображения росписей и украшения одежды людей тех национальностей, которые проживают в регионе.

Разработан перспективный план, раскрывающий содержание работы по патриотическому воспитанию, используя разнообразные формы работы: занятия, беседы, чтение художественной литературы, составление рассказом по картинкам, тематическим альбомам, экскурсии и пешеходные прогулки, сюжетно-ролевые, настольно-печатные и дидактические игры. Использование такого многообразия мероприятий способствует закреплению полученных знаний у детей, благотворно влияет на воспитание патриотических и гражданских чувств, даёт возможность почувствовать детям их причастность к истории и современной жизни города.

Одним из основных методов работы стали экскурсии, игровые прогулки. После экскурсии и прогулки проводятся беседы, которые формируют положительное отношение к тому, что увидели, развивают и обогащают их речь. Знания, полученные во время экскурсий и бесед, закрепляются в творческой деятельности (конструирование, аппликация, рисование, лепка). Какое восхищение и гордость можно было увидеть в глазах детей, когда они сами красили яйца, красиво их упаковывали, чтобы вечером подарить маме, делали «Масленки».

Знакомились с русской народной сказкой, пословицами, потешками, загадками. Обращаем внимание на предметы русской одежды, быта. Во время совместной продуктивной деятельности дети с удовольствием изготавливают бусы из рябины, шиповника, украшают бумажные сарафаны, раскрашивают хохломские ложки. На музыкальных развлечениях дети знакомятся с народной музыкой, поют народные песни, играют в игры народного характера (Ворон, хороводная игра Дружочек, Карусель, Солнышко-колоколнышко, Ах -вы сени); исценируют русские народные сказки, потешки.

Стихи о Великой Отечественной Войне – являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания.

Рассказы о Великой Отечественной Войне, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их прабабушек и прадедушек. Дети сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля, А. Митяева, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против фашизма, нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и национальностей.

Рассказы о родном городе (столице России) - отдельный вид специальной детской литературы для патриотического воспитания дошкольников. Здесь я использую сборники рассказов вроде "Прогулка по Кремлю", "Моя Москва"и т. п. Как правило, такие книги ярко проиллюстрированы, содержат подходящий для детского восприятия материал, изложенный в виде увлекательных рассказов: "…Как будто чудное растение или нагромождение скал возвышается собор Василия Блаженного, построенный еще при царе Иване Грозном…", "Как Кремль – сердце Москвы, так и колокольня Иван Великий" - сердце Кремля. Когда-то она была самым высоким зданием в Москве", " За Кремлём - стена, за стеной - Москва, За Москвой страна. Основной формой использования литературы в воспитании патриотизма у старших дошкольников является специально организованное занятие. В рамках ознакомления с окружающим, природой, литературой – дети слушают различные произведения, беседуют с педагогом, рассказывают свои впечатления, заучивают наизусть и пересказывают.

Проводятся занятия по ознакомлению с городом:

«История родного города» (как создавался, какое раньше было название города, как жили люди)

«Улицы родного города» (почему так называются, в честь кого названы, какая улица главная)

«Путешествие по родному городу» (разные дома, культурные учреждения, парки, фонтаны, скверы)

«Город-труженик» (рассказать о предприятиях города, дать названия, рассказать чем занимаются люди на работе)

«Они защищали Родину» (рассказать о героях войны, героях-кропоткинцах, в честь которых названы улицы города)

«Памятники родного города» (рассказать кому установлены, за что)

«Машины нашего города»(дать понятие «специальные машины» – пожарная, скорая помощь, полиция, машины, помогающие людям поддерживать чистоту города и др.)

Проводятся целевые экскурсии: в музей, Сбор иллюстраций с видами города, фотоальбомов «Мой любимый город», «Как красиво в нашем городе», «Фонтаны города», «Предприятия, где работают наши родители», «Магазины в городе», «Наши герои» и др.

Рисование и аппликация: «Моя улица, мой дом», «Город, в котором я живу», «Вечерний город», «Салют на День Победы», «Наш любимый парк», «Фонтаны города»

Конструирование: «Главная улица города», «Мосты в городе»

Конкурсы рисунков детей и родителей «Я гуляю по городу с мамой и папой», «Выходной день в парке», «День семьи в городе».

Составление коллажей «Я люблю тебя, мой город».

Чтение художественной литературы по теме.

Заучивание стихов о родном городе.

Просмотр видео о праздновании Дня города.

Изготовление сувениров для ветеранов Великой Отечественной войны

Возложение цветов к памятникам погибших воинов.

В уголок для родителей вывешиваем информацию, памятки и рекомендации по теме. Привлекаем родителей к участию в экскурсиях, конкурсах, собиранию материалов фотоиллюстраций, изготовлению поделок.

Таким образом, Систематическая работа, проводимая в ДОУ, позволяет привить дошкольникам первичные знания истории родного края, его особенностей развития и становления.

Публикации по теме:

«Россия — Родина моя». Патриотическое воспитание в детском саду (из опыта работы) Формирование предметно-развивающей среды в группах и создание условий для расширения представлений детей о целостной картине мира, интереса.

Месячник «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». План работы в средней группеМесячник «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». План работы в средней группе 1 неделя – Тема «Моя семья». Рассказы детей о членах семьи. Рассматривание альбома «Моя семья» Беседа о мамах. Составление рассказов на.

Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ в условиях введения ФГОС (из опыта работы) Проблема нравственно-патриотического воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое.

Патриотическое воспитание дошкольников через музыкуПатриотическое воспитание дошкольников через музыку Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу.

План работы по самообразованию «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников» ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. на 2014- 2015учебный год Ф. И. О. Фрейлина Юлия Валентиновна Занимаемая должность воспитатель Группа № 8.

План работы по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 168» План работы по самообразованию.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников (из опыта работы) Объяснительная записка педагогического опыта работы. 1 слайд Тема семинара: «Нравственно патриотическое воспитание дошкольников». «Любовь.

Сообщение из опыта работы «Патриотическое воспитание детей средствами музейной педагогики» Патриотическое воспитание детей через музейную педагогику «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви.

Социализация личности дошкольников путем привития навыков культуры поведения (из опыта работы) Информация об опыте Информация об опыте. Воспитание есть усвоение хороших привычек. Платон Актуальность. С первых дней своего.

Патриотическое воспитание дошкольников (из опыта работы) В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребёнка возвышенными человеческими ценностями,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы «Патриотическое воспитание дошкольников через ОО»
Опубликовано: 29 февраля 2016 в 21:09
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Из опыта работы «Патриотическое воспитание дошкольников через ОО»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Шевела в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД